«Разработки вакцин против ВИЧ-инфекции ведутся в мире уже больше 30 лет. За это время появилось около 100 прототипов, около 50 из них прошли этап доклинических испытаний. Часть кандидатных вакцин была допущена к испытаниям на добровольцах.
Более десятка из них прошли даже клинические испытания третьей фазы. Но пока что ни одна вакцина не показала в этих испытаниях никаких защитных свойств», – рассказал «Милосердию.ru» Сергей Нетесов, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета.
«На псевдовирусах проверять безопаснее»
В России есть свои прототипы вакцин от ВИЧ, сообщила в декабре глава Роспотребнадзора Анна Попова. «Российская Федерация использует все возможности для завершения разработки вакцины от ВИЧ, и сегодня находится вакцина в большей степени готовности», – приводит ее слова «Российская газета». В первую очередь Анна Попова упомянула о разработке новосибирского Государственного научного центра «Вектор».
Первую фазу испытаний вакцины «КомбиВИЧвак» центр «Вектор» провел еще в 2011 году. Выяснилось, что препарат безопасен и не вызывает побочных эффектов.
ВИЧ-специфические антитела и цитотоксические Т-лимфоциты образовались у 100% добровольцев. А антитела, нейтрализующие ВИЧ-псевдовирусы, – у 80% добровольцев, передает «Интерфакс».
Первые обеспечивают гуморальный, вторые – клеточный иммунитет. Наличие третьих, по словам Сергея Нетесова, доказывает способность организма после вакцинации нейтрализовать псевдовирусы – имитацию ВИЧ.
«На псевдовирусах проверять намного легче, чем на самом ВИЧ. Но это не замена клиническим испытаниям третьей фазы», – пояснил он.
В 2013 году центр «Вектор» получил разрешение перейти ко второй фазе клинических испытаний. Однако результаты этого этапа исследований так и не были обнародованы, отметила в интервью НСН Светлана Завидова, директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям.
По данным «Интерфакс», теперь ГНЦ «Вектор» разработал усовершенствованный вариант вакцины, который называется «КомбиВИЧвак-Ново».
Испытания этого препарата проводятся сейчас в двух медицинских учреждениях Новосибирской области. В них участвуют 240 добровольцев, а продлятся они до конца 2021 года.
Вакцины от ВИЧ уже испытывали на тысячах людей
«Дело в том, что все без исключения кандидатные вакцины в первой фазе испытаний вызывали образование ВИЧ-специфических антител. Большинство кандидатных вакцин, дошедших до второй фазы клинических испытаний, вызывали и образование цитотоксических Т-лимфоцитов», – прокомментировал Сергей Нетесов данные об испытаниях вакцины «КомбиВИЧвак».
Обычно во время первой и второй фазы клинических испытаний ученые собирают данные о безопасности вакцины-кандидата, а также о ее способности вызывать иммунные реакции. На этих этапах вакцину получает небольшое количество добровольцев: от 50 до 200 человек, говорится на сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в заметке, посвященной разработке вакцин от ВИЧ.
Уже к 2001 году ученые успели протестировать более 30 вакцин-кандидатов от ВИЧ на уровне первых и вторых фаз клинических испытаний. В общей сложности более 10 тысяч добровольцев приняли участие в исследованиях, которые проводились в США, странах Европы, Бразилии, Китае, Кении, Перу, Таиланде, Уганде и в других странах.
Безопасность вакцин была подтверждена, говорится на сайте ВОЗ. А вот эффективность – нет. Потому что эффективность, то есть защитные свойства вакцины, проверяют во время третьей фазы клинических испытаний. В ней должны участвовать, как минимум, несколько тысяч человек.
В России за последние 20 лет в разработке вакцин от ВИЧ далеко продвинулись три учреждения: Биомедицинский центр в Санкт-Петербурге, ГНЦ «Институт иммунологии» в Москве, ГНЦ ВБ «Вектор» в Новосибирске.
Биомедицинский центр и НИИ особо чистых препаратов ФМБА начали вторую фазу испытаний своей вакцины в 2014 году. Препарат содержит четыре белка ВИЧ-1, полученных путем встройки и последующей экспрессии генов вируса в ДНК кишечной палочки, рассказал медицинскому изданию «Доктор Питер» Андрей Козлов, директор Биомедицинского центра.
Вакцина ГНЦ «Вектор» – полиэпитопная. То есть она содержит разные фрагменты (эпитопы) поверхностного белка ВИЧ. Разработчики смешивали их в различных комбинациях, добиваясь наилучшего результата.
«Сыворотки мышей, иммунизированных КомбиВИЧвак, эффективно подавляют репликацию вируса на культуре клеток, инфицированных вирусом ВИЧ-1», – говорится на сайте научного центра.
Добровольцами должны быть проститутки и наркозависимые
До третьей фазы испытаний ученые впервые дошли в 1998 году. Тогда в США исследовалась векторная вакцина, в состав которой входил белок оболочки вируса gp120. Роль вектора играл ослабленный вирус канареечной оспы.
Вектор – это безвредный генно-модифицированный вирус. Он доставляет в клетку антигены, то есть частицы возбудителя болезни, вызывающие иммунный ответ, или кодирующие их гены, которые в клетках организма производят вирусные белки.
Участниками испытаний были гомосексуалисты. В Таиланде вариант той же вакцины исследовался на добровольцах, употребляющих инъекционные наркотики, говорится в статье на сайте ВОЗ.
Третья фаза клинических исследований вакцин от ВИЧ должна проводиться в группах повышенного риска заражения этой инфекцией.
«Иначе дождаться достаточного количества заболевших для сравнения основной и контрольной групп участников испытаний будет проблематично. То есть добровольцами должны быть, так сказать, «лица с пониженной социальной ответственностью»: люди с крайне рискованным сексуальным поведением, или использующие инъекционные наркотики», – пояснил Сергей Нетесов.
Большая часть добровольцев – основная группа – получает вакцину. А 20-25% – контрольная группа – получает плацебо. За участниками испытаний наблюдают, как минимум, три года. А потом сравнивают число ВИЧ-инфицированных в основной и контрольной группе. Это и является проверкой эффективности вакцины, добавил он.
К добровольцу будут относиться как к ВИЧ-инфицированному
Российские разработчики уже сталкивались со сложностями при попытках набрать добровольцев. «В Санкт-Петербурге хотели в свое время создать группу добровольцев из секс-работников. Но не особо-то идут они. Чтобы набрать несколько тысяч участников, надо года два-три над этим поработать, не меньше», – отметил Сергей Нетесов.
По его словам, для отказа участвовать в испытаниях есть одно важное основание. «После того, как человек вакцинируется, у него образуются антитела к ВИЧ-инфекции. Они будут выявляться обычными тест-системами.
Если у добровольцев не будет какого-то официального документа, который пока не изобрели, они будут восприниматься медицинскими учреждениями всего мира как ВИЧ-инфицированные.
Им придется регулярно проходить ПЦР-тестирование на РНК ВИЧ, причем неоднократно, потому что заболевание слишком серьезное», – сказал эксперт.
Еще одна проблема, возникающая во время третьей фазы испытаний, связана с информированием. По этическим соображениям участникам профессионально объясняют, как именно распространяется ВИЧ-инфекция, и как можно снизить риск заражения.
«Это означает, что доброволец будет принимать такие меры предосторожности, которые исключают заражение. Точно так же проинструктируют контрольную группу, и в этой группе тоже риск заражения сильно уменьшится», – объяснил Сергей Нетесов.
Так что еще и по этой причине пройдет очень много времени, прежде чем исследователи смогут сравнить число инфицированных в основной и контрольной группах и подвести итоги своей работы, добавил он.
Обычно между началом первой фазы клинических испытаний и получением результатов третьей фазы проходит 6-9 лет, говорится в статье на сайте ВОЗ.
«Это огромное разочарование»
В начале 2020 года была остановлена третья фаза клинических испытаний очередной вакцины от ВИЧ в Южной Африке. «Нет абсолютно никаких доказательств эффективности. Годы работы ушли на это. Это огромное разочарование», – сказала генеральный директор Совета по медицинским исследованиям ЮАР Гленда Грей.
В испытаниях принимали участие более 5400 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 35 лет. Среди тех, кто получил вакцину, ВИЧ заразились 129 человек, а среди тех, кто получил плацебо, – 123 человека, сообщает научный журнал Science.
Во время испытаний в Таиланде, проходивших в 2009 году, та же самая вакцина показала эффективность 30%. То есть ВИЧ заразился 51 человек, получивший вакцину, и 74 человека, получивших плацебо.
Выяснилось, что вакцина приводит к образованию в организме антител, которые связываются с возбудителем болезни, но не нейтрализуют его полностью.
Специалисты пришли к единому мнению, что это недостаточный уровень защиты для вывода вакцины на рынок, но испытания продолжились. «Мы ухватились за малейший положительный эффект», – пояснил тогда Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID).
Сейчас в Северной Америке и Европе проходят клинические испытания Mosaico. В них участвуют около 3800 трансгендеров и мужчин, практикующих однополые связи. Вакцину разработала компания Janssen Vaccines (принадлежит Johnson & Johnson, США). Прививка делается в два этапа. В основе препарата для первой инъекции – «мозаика» из генов разных типов ВИЧ, встроенная в аденовирусный вектор.
Вторая инъекция состоит из поверхностного белка ВИЧ и адъюванта. Испытания должны завершиться в 2023 году.
Одновременно в африканских странах южнее Сахары проходят «сестринские» испытания Imbokodo, которые должны завершиться в конце 2021 года. Исследуется та же вакцина, но с участием более 2600 женщин.
Какой механизм должна активировать вакцина?
По словам Сергея Нетесова, многие ученые уже пришли к выводу, что разрабатывать новые кандидатные вакцины от ВИЧ пока преждевременно. Сначала нужно получить больше данных об особенностях этой инфекции.
«Основные усилия ученых сейчас сосредоточены на изучении механизмов обхода вирусом ВИЧ иммунитета, механизма ускользания ВИЧ от иммунитета человека.
Ситуация с этим вирусом такова, что антитела-то образуются, но не защищают от инфекции. Это большая загадка», – отметил вирусолог.
Наука не нашла пока ответ на вопрос, какой именно механизм в организме человека должна активировать вакцина, чтобы предотвратить заражение. Потому что привычные механизмы – гуморальный и клеточный иммунитет – в данном случае оказались не эффективными.
Есть и другие проблемы, мешающие разработке вакцины от ВИЧ. Например, в распоряжении исследователей нет животных, подходящих для экспериментов.
«Ни кролики, ни мыши, ни крысы не болеют этой инфекцией. Низшие приматы тоже не болеют. Для испытаний нужны такие обезьяны, как шимпанзе. В России их очень мало. Поэтому ученые пытаются создавать трансгенных животных, которые имитируют ВИЧ-инфекцию, похожую на человеческую», – сказал Сергей Нетесов.
Наконец, ВИЧ изменчив и эволюционирует довольно быстро, прямо в организме инфицированного человека, и до сих пор неясно, какие именно антигены надо выбирать для вакцины, чтобы обойти процесс «ускользания от иммунитета».