Зачем студентам-медикам духовные основы милосердия

С вопросом о возможности и формах преподавания духовных основ профессии в медицинских вузах и училищах мы обратились к двум священникам, ведущим этот предмет уже сейчас

Возможность преподавания духовных основ профессии в медицинских вузах и училищах предусмотрена одним из пунктов соглашения между Минздравсоцразвития и Русской Православной Церкви. В нескольких московских медучилищах уже преподаются Духовные основы милосердия (ДОМ). Об этом предмете и отношении студентов к нему, мы расспросили преподавателей: иерея Евгения Гущина (клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, преподаватель медколледж №2) и иерея Иоанна Ковалева (клирик храма Георгия Победоносца в Старых Лучниках, преподаватель медучилища №4).

– Госстандарт образование предусматривает преподавание в медицинских вузах и училищах медэтики. Почему предусмотренных госстандартом этических вопросов недостаточно? Духовные основы чем-то принципиально отличаются от этики?
Отец Евгений:
По предмету «Духовные основы милосердия» для медицинских училищ есть установленные и согласованные с Министерством образования программы. Те медицинские колледжи, которые хотели ввести у себя этот предмет, хотели, чтобы он касался основ православной культуры. Поэтому отличия от курса биоэтики существенные. Мы стараемся уделять больше внимания вопросам, связанным с религией.
Конечно, мы затрагиваем этические вопросы, непосредственно связанные с религиозными запросами потенциальных пациентов. Например, в больнице одинокая бабушка может попросить медсестру пригласить священника, чтобы пособороваться или поисповедоваться. Важно, чтобы для медсестры это не  было удивительным и непонятным, чтобы она, не смущаясь, могли связаться с храмом, объяснить, что нужно.
Мы рассматриваем различные медицинские методики в свете христианского учения. Почему православные люди противятся лечению с использованием стволовых клеток, если они берутся из абортивных материалов.  Почему недопустимо совершать аборты, эвтаназию. Стараемся до них донести до студентов христианские идеи, чтобы они на любые методики, на любые отношения с больными смотрели через призму христианских ценностей.
Отец Иоанн: Духовные основы милосердия важны, потому что милосердие в современном мире оскудело. По множеству беззакония оскудела любовь, а без любви невозможно милосердие, оно только там, где есть самопожертвование. То, чему учит светская этика, не основано на любви и самопожертвовании. Лучшее, к чему может прийти светское образование без нашего предмета, – это американская кальвинистская этика. Но многие вещи, которые происходят в практике медицинских учреждений в Америке, свидетельствуют о том, что в этой системе есть минусы. Если человек оказался без медицинской страховки, американская улыбка становится оскалом.
На занятиях по духовным основам милосердия мы много времени посвящаем истории милосердия в России, которая являет нам другое отношение к служению ближним, когда человек душу свою отдает ближним. Это и доктор Гааз, и сестры милосердия, которые участвовали в русско-турецкой войне, в Первой мировой войне, во время Великой Отечественной войны. Их милосердие, которое не укладывается в рамки жестких инструкций, договоров между страховыми компаниями и медучреждениями.
– Не все студенты медицинских училищ и вузов православные. Неужели их будут заставлять изучать этот предмет? Как сейчас устроено – факультатив или обязательные занятия?
Отец Евгений:
Это зависит от руководства колледжа. У нас на первые 2-3 занятия администрация колледжа старается позвать весь курс, чтобы студенты поняли, что им предлагается, а потом они ходят по желанию. На первое занятие приходит человек 80, а после пятого занятия формируется группа человек в 20, которым это действительно интересно.
Отец Иоанн:
Да, это факультатив, но администрация учебного заведения не всегда спегит сообщить студентам статус предмета. Конечно, если у студента есть глубокое неприятие этого предмета, никто не может заставить его посещать занятия.
В том училище, где я преподаю, заместитель директора по воспитательной работе является преподавателем философии. Походив на мои лекции, она решила, что мой предмет перекликается с ее предметом и включила в экзаменационные билеты вопросы, связанные с моим курсом.
– Как быть со студентами мусульманами, иудеями и прочими иноверцами?
Отец Евгений:
На занятия постоянно приходят люди других конфессий. Каждый год бывает 2-3 девушки-мусульманки. Им интересно узнать о культуре, в окружении которой они живут. А некоторые напрямую заявляют, что многие моменты в исламе их не устраивают. Им важно узнать ответы на свои вопросы от компетентного человека.
Отец Иоанн: На первом занятии я предлагаю студентам ряд тезисов о том, почему каждому человеку – верующему, неверующему, мусульманину – важно познакомится с этим курсом, и предлагаю их обсудить. Последняя перепись населения показала, что около 70% населения считают себя православными, и будущим медицинским работникам так или иначе придется с ними иметь дело. Так что ребята мусульмане спокойно посещают эти занятия, а совсем неверующих я и не видел. 
– Этические и нравственные вопросы в неверующей среде вызывают дискуссию. Вы ее поощряете?
Отец Евгений:
Год на год не приходится. В прошлом году студенты проявляли невероятный интерес к духовным аспектам, в этом году курс был более аморфный. В прошлом году на занятия приходило огромное количество молодежи, которую можно причислить к категории сомневающихся. У нас постоянно проходили дискуссии, мы старались совместными усилиями сделать какие-то логические выводы. Было по-настоящему интересно.
– Действительно ли медики так циничны, как нас пугают? По вашим наблюдениям, какое сейчас мировоззрение у студентов?
Отец Евгений
: Работая 15-20 лет в медицинской сфере, каждый день видя страдания людей, смерть, человек, если у него нет духовного стержня, надламывается, душа становится менее восприимчива к чужому страданию. Поэтому часто во врачах встречается цинизм. Именно поэтому очень важно, пока студентам колледжа 15-18 лет, заложить в них основы нравственности и духовности, которые помогут им в будущем справляться с этими состояниями.
– Есть ли у современных медиков-студентов понимание или какое-то представление о том, что их профессия это служение больным, что больной – главный?
Отец Евгений: В колледж обычно приходят молодые люди 15-18 лет. И у них как раз в этом возрасте есть такое понимание. Они ребята молодые, абсолютно искренние. Я всегда удивляюсь, когда их слушаю, потому что они хотят помогать людям, речь не идет о деньгах. Но со временем эти добрые порывы наталкиваются на ту стену цинизма, которая воздвигнута нашим обществом. Люди работают несколько лет и начинают сталкиваться с бытовыми проблемами, с психологическими, и он перестает воспринимать свое дело, как служение больному, а воспринимает ее как просто работу.
Отец Иоанн: Я думаю, что они это понимают. Другое дело, что сейчас понятие служения уходит из общества. После того, как подняли зарплату, власти стали обращать внимание на медицину, студенты начали относиться к своей будущей работе, как к престижной. Я надеюсь, что наши занятия помогут им в дальнейшем, что они вспомнят, те слова, которые я говорил, и это поможет им избежать выгорания. 
– Понимаете ли вы, удалось ли чему-то "научить" студентов? Есть ли у вас какие-то критерии, по которым вы определяете успех своей деятельности?
Отец Евгений:
Для меня главный признак того, что их удалось чему-то научить, когда я встречаю своих студентов в храме. Или когда кто-то сообщает, что крестился. В этом возрасте они ко всему серьезно относятся, поэтому для них крещение – это важный шаг.
Отец Иоанн: Я работаю только со вторым курсом. Иногда я вижу в коридорах своих бывших учащихся, они здороваются, задают какие-то вопросы. Чувствуется, когда они слушают, а когда нет. Большую часть лекций они слушают внимательно. Я не профессиональный педагог, я не знаю, каких-то приемов, которые могли бы привлечь их внимание, но сама тема, материал, который мы проходим, вызывает у ребят интерес.
– Должен ли ДОМ преподавать священник или лучше мирянин, специалист по этике?
Отец Евгений:
Я думаю, что преподавать ДОМ должен кто-то из священнослужителей: священник или диакон. Но проблема в высокой загруженности священников в Москве, не всегда хватает кадров. Меня просили еще в одном училище преподавать, но я не смог. И среди священников не находилось желающих на это служение. Я думаю, если от медицинского училища или вуза есть запрос на преподавание духовных основ милосердия, он не должен оставаться без ответа, и их может преподавать мирянин. Но когда ребята видят священнослужителя, который стоит перед ними в рясе и с бородой, они его воспринимают, как непосредственного представителя Церкви. И складываются совсем другие отношения, многие остаются после занятий, чтобы задать личные духовные вопросы.
Отец Иоанн: Я чувствую, что мне не хватает педагогического опыта. С другой стороны ,если этот предмет начнут преподавать профессионалы, он может стать «целлюлоидным». А важно показать подвиг человека, который служит ближнему. Преподавателю это должно это быть близко. Священник является именно таким человеком, ему близки и дороги такие понятия, как служение, самопожертвование, любовь, милосердие.

Подготовила Ирина РЕДЬКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?