Общества православных врачей как общественные организации существуют во многих городах. Об их работе рассказали участники круглого стола на конференции «Церковь и медицина»: «Возможный объем медицинской помощи населению силами и средствами Русской Православной Церкви».
Созданное 3 года назад Тульское общество православных врачей сразу поставило своей задачей миссионерство среди медицинских работников. Об этом рассказала Тульский врач Василиса Ошевская. Сначала организовывали конференции, но это оказалось малоэффективно. Стали работать с научно-практическими обществами. С лекциями о тоталитарных сектах приезжали гости из Москвы – профессор Ф.В. Кондратьев из Института судебной экспертизы им. Сербского и священник Олег Стеняев. Эти лекции нашли большой отклик у тульских психиатров.
Самыми «неподдающимися» тульскими врачами оказались акушеры-гинекологи. Они категорически не желают сотрудничать с Обществом православных врачей. Ни в одном из роддомов пока не удалось открыть молельную комнату. По мнению Ошевской, такая реакция – психологическая защита. Совесть подсказывает врачам правоту Православия, однозначно считающего аборт убийством, но уж очень выгодны эти «операции» материально.
А вот в кожно-венерологическом диспансере Тулы работает несколько членов Общества православных врачей. На примере диспансера видно, как меняется обстановка в коллективе, если там работает несколько христиан. Главврач кожно-венерологического диспансера впервые в жизни причастилась в этом году на Пасху, в 67 лет!
Рассказала Ошевская и о вопиющих случаях, когда священники не благословляли прихожан на операцию, что иногда приводило даже к смерти их духовных чад. Ведущий круглого стола, председатель Московского общества православных врачей профессор Александр Недоступ повторил то, что уже неоднократно писал в своих статьях. Что не дело священника принимать решение в этих вопросах.
Сложность открытия храмов при лечебных учреждениях связана не только с нежеланием руководства больниц, но и с тем, что многие священники не хотят идти в больничные храмы, не готовы к служению в них. Василиса Ошевская также рассказала, что не высказала мысль о целесообразности подготовки священников для службы в больничных храмах. Ей возразил ответственный секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата иеромонах Серафим (Кравченко). Невозможно готовить духовенство, ориентированное только на больничные или только на войсковые храмы. Вернее, в больших городах это возможно, но нецелесообразно хотя бы потому, что ни одному священнику не гарантирована стабильность. Протоиерей Аркадий Шатов сказал, что каждый священник должен быть готов к служению в больничном храме. И до революции семинаристы получали необходимый каждому пастырю минимум медицинских знаний.
Настоятель храма святителя Николая в с. Ромашково Московской области и клирик домового храма Божией Матери «Целительница» при Центре психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН), врач-психиатр протоиерей Алексий Бабурин считает, что вопрос о формировании больничного духовенства актуален. Во всех развитых странах есть медицинские капелланы. В Европе регулярно проходит их конгресс, в котором участвуют и православные священники, но ни разу там не было представителей из России. Было бы полезно изучить материалы конгрессов, в которых отражен реальный опыт священников, много лет несущих служение при больницах. Вопрос о подготовке больничных священников актуален и может быть поставлен для рассмотрения священноначалию.
Отец Алексий тоже сталкивался с отказом священников идти в больничные храмы, или, что еще хуже, ошибками, мешающими работе врачей. Это подтверждает необходимость специальной подготовки. Действительно, до революции священники имели минимум знаний, могли в случае необходимости выполнить работу фельдшера. И сегодня в Москве делаются попытки такой подготовки. Врачи НЦПЗ уже 8 лет читают лекции по психиатрии, психотерапии и наркологии в Московской духовной семинарии (а с прошлого года пастырская психиатрия преподается и в Сретенской семинарии). Отец Алексий 8 лет читал лекции по наркологии в Свято-Тихоновском университете. В НЦПЗ действуют специальные курсы для священников. Священник Валентин Жохов (тоже врач по светской специальности) читает лекции в медицинском училище при Марфо-Мариинской обители. Но это разрозненные, хаотические попытки. Отец Алексий Бабурин за то, чтобы медицинская подготовка священников велась более организованно. Окончательное решение может принять только священноначалие, но неверно категорично утверждать, что подготовка больничных священников не нужна.
При Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в Коломне с конца 1997 года действует православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Медицинскую помощь оказывают три насельницы монастыря, имеющие медицинское образование. Главный врач центра монахиня Екатерина вкратце рассказала о деятельности центра. Более подробную информацию она дала на конференции, зачитав доклад настоятельницы монастыря игуменьи Ксении (Зайцевой). Полный текст доклада будет опубликован на сайте.
Только к концу круглого стола участники «добрались» до заявленной темы. Некоторые ревностные не по разуму христиане хотят, чтобы вся медицинская помощь верующим оказывалась при приходах и монастырях. Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга убежден, что это может привести только к дискредитации Церкви. При серьезных травмах и заболеваниях квалифицированную медицинскую помощь можно получить только в медицинском учреждении – приход и монастырь не в состоянии обеспечить соответствующей аппаратурой. Храмы и монастыри могут должны оказывать посильную благотворительную помощь. Например, в некоторых киевских приходах бесплатно мерят давление – мелочь, но для многих очень важная.
При Санкт-Петербургском обществе православных врачей в 2000 году был организован душепопечительский центр, а в 2001 – диспетчерская служба. Доклады об их деятельности были прочитаны на конференции. Если душепопечительские центры существуют при многих приходах, то диспетчерская служба при Обществе православных врачей – новый опыт, заслуживающий изучения. Диспетчеры помогают всем желающим найти нужного врача, записаться на прием. 12 врачей ведут прием в помещении душепопечительского центра, 20 – на своих рабочих местах. Организуется также телефонная консультация врачей. Диспетчеры изучают вопросы, с которыми обращаются пациенты, а также спрос на специалистов, отсутствующих в душепопечительском центре. Отец Сергий Филимонов пояснил корреспонденту «Милосердия.Ru», что неправы те христиане, которые хотят во что бы то ни стало в любом случае лечиться только у православного врача. Конечно, в некоторых случаях это целесообразно. Например, работа психотерапевта напрямую связана с его системой ценностей. Беременной женщине, особенно в возрасте и не железного здоровья, лучше наблюдаться у православного гинеколога. (Правда, как бы подтверждая слова Василисы Ошевской из Тулы, отец Сергий сказал, что православный гинеколог – редкость). Но при лечении соматических, да и тяжелых психических заболеваний, нужен прежде всего специалист. И задача диспетчерской службы – помочь человеку найти нужного специалиста. Конечно, рекомендуют только людей проверенных, с хорошей профессиональной и человеческой репутацией, не враждебно относящихся к христианству.
В завершение круглого стола отец Сергий Филимонов сказал о необходимости учредить ассоциацию православных врачей. В Петербурге появились заезжие шарлатаны, выдающие себя за священников и врачей в одном лице и круглосуточно оказывающие на дому платную акушерско-гинекологическую помощь. В Нижегородской епархии (откуда якобы прибыли «гастролеры») сообщили, что таких священников нет. Однажды удалось отобрать документы у нескольких шарлатанов, на корочках стояла печать …Санкт-Петербургской епархии. Преступники, на самом деле не являющиеся ни священниками, ни врачами, калечат петербургских женщин и соблазняют нецерковных людей. Создание ассоциации позволит контролировать шарлатанов и оперативно сообщать о них священноначалию и правоохранительным органам.
Это решение отражено в принятом единогласно итоговом документе конференции: «Учредить Международную ассоциацию православных врачей (МАПВ) с координирующим центром в Санкт-Петербурге и Московским обществом православных врачей как представительством МАПВ в центральных органах государственной власти.
Круглый стол еще раз подтвердил. Задача православных врачей – не в создании альтернативной медицины, а в воцерковлении медицины традиционной. Это работа долгая, трудная, но ее успех зависит от профессионализма и единства.
Леонид ВИНОГРАДОВ