Сестры Свято-Димитиевского сестричества, с которого начиналась служба помощи «Милосердие», помогают тяжелобольным пациентам Первой Градской больницы уже больше 20 лет. Ирина Наумовна Лернер пришла в сестричество одной из первых, когда оно только создавалось. На тот момент ей уже исполнилось 50 лет и у нее была профессия, не связанная, ни с медициной, ни с социальной деятельностью: Ирина Наумовна работала на ЭВМ. Но когда она узнала об открытии училища для сестер милосердия, ее жизнь изменилась.
С тех пор уже больше 20 лет Ирина Наумовна помогает в патронажной службе при Первой Градской больнице: сначала она была сестрой по уходу, потом дежурной сестрой, а последние 5 лет занимается социальной работой. Ирина Наумовна восстанавливает документы пациентов, ищет их родственников, помогает после выписки вернуться домой (где, возможно, подопечный не был много лет) или устроиться в социальный приют.
– Ирина Наумовна, с чего начинается Ваша работа? Как Вы узнаете о нуждающихся людях?
Процесс выявления людей, нуждающихся в срочной социальной помощи, никак не формализован. Некоторые сами просят о помощи, у других внешний вид говорит сам за себя, но порой только на этапе выписки врачи обнаруживают, что пациенту некуда идти. Наша больница является скоропомощной (т.е. в любое время суток принимает пациентов, доставленных автомобилями скорой помощи), поэтому сюда часто попадают социально неблагополучные люди без документов, работы и жилья.
– Как можно помочь таким людям?
Восстановить документы больного не так уж и трудно. Главное, чтобы на это хватило того времени, в течение которого он лежит в больнице. Чаще всего мы крайне ограничены в сроках: пациенту оказывают помощь, а затем довольно быстро выписывают, при отсутствии паспорта и полиса процесс выписки только ускоряется.
Пока пациент находится в больнице, нам нужно успеть найти его связи с внешним миром: родных, друзей, сослуживцев. Мы стараемся расспросить самого больного. Если он может назвать номера родных, то мы сообщаем, что их родственник оказался в больнице. Если больной в тяжелом состоянии и говорить фактически не может, то мы внимательно осматриваем его вещи, смотрим, нет ли бумажек с записанными телефонами, пропусков, визиток, карт, звоним по всем номерам, которые удается достать. Изучаем сопроводительное письмо скорой помощи, там указано, откуда больной привезен. Выясняем, не лежал ли пациент раньше в нашей больнице или в других учреждениях, ведь в недавнем прошлом у него еще могли быть сохранными документы, в этом случае мы делаем запрос в архив и получаем копии. Возможно, человек недавно официально работал, тогда, если удается узнать место работы, можно получить копию его паспорта.
Если подопечный – бывший заключенный, мы запрашиваем справку об освобождении, в ней есть и информация о паспортных данных, и о месте последнего проживания на свободе. Особый случай – это обращение в Посольство, если пациент – гражданин другой страны. Тогда нужно сделать фото пациента и набраться терпения, чтобы получить разрешение на его отправку.
Бывает, что в больнице без документов оказываются люди вполне благополучные, тогда, даже если человек не может говорить, найти его родных значительно проще, так как родственники сами ищут больного.
– Насколько сложно бывает помочь тому или иному человеку? С чем связаны основные сложности?
Дело в том, что далеко не всякий человек, с нашей точки зрения «неблагополучный», жаждет получить от нас помощь. Порой в больницу попадают бездомные, которые уже бывали в центрах реабилитации, наркологической больнице, ночлежках, Центре социальной адаптации, и их ничто туда не влечет, особенно летом. В крайнем случае, они просят у нас одежду. И, приодевшись, отправляются в ту же самую уличную жизнь.
Практика показывает, что помощь навязывать нежелательно: были случаи, когда для пациента уже был куплен электронный билет, а он уходил из больницы без билета и без выписки, передумав ехать на родину. Человек ценит ту помощь, которая соответствует его истинным желаниям или осознается им как единственно необходимая.
– Что ждет пациентов после выписки?
Иногда единственные документы, которые остаются у подопечных на руках, – это выписка из больницы и, если удается их получить, ксерокопии паспорта и полиса. Юридической силы у этих бумаг нет, но в жизни они часто помогают. К нам не раз приезжали бывшие пациенты и просили снова им дать копию паспорта (к счастью, они долго у нас хранятся). Если подопечный после выписки оказался нетрудоспособным, его могут устроить в ЦСА «Люблино» или подведомственные учреждения. Трудоспособные могут и сами восстановить документы, предварительно заработав деньги на оплату штрафа.