Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Зачем нужен духовник?

Я не хочу называть книгу, которую я недавно читал, там рассказывается об одной молодой девушке, которая пришла в храм и стала относиться к своему духовнику как к другу, и потом это все кончилось очень печально для нее. Она даже влюбилась в духовника своего. Бывает, что человек считает каждое слово духовника за сказанное папой Римским. И каждое слово воспринимают как благословение. С другой стороны, бывает и наоборот: духовник говорит человеку одно и то же много раз, а человек совершенно не собирается это слушать

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Тему сегодняшней передачи предложили наши добровольцы. Их интересует, обязательно ли нужен духовник для того, чтобы делать добрые дела под его руководством. Мы хотели бы спросить слушателей, какое место в вашей жизни занимает духовник, как вы считаете, можно ли спастись без духовника, нужно ли делать добрые дела только под его руководством, трудно ли было вам его найти?

Сейчас мы можем свободно исповедовать свою веру. А с другой стороны, животный атеизм, который господствует среди нашего народа, гораздо страшнее, чем даже атеизм идейный. Сейчас все люди называют себя верующими, многие называют себя христианами, даже не будучи крещеными. И в то же самое время о духовной жизни ничего не знают. И мы все, по-моему, нуждаемся все в духовном руководстве. Поэтому нормально и естественно, чтобы у каждого человека все-таки был духовник. Какое место он занимает в нашей жизни, это вопрос отдельный. Некоторые считают, что духовники нужны только монахам. Во всяком случае, мне, когда я оставался без духовника, жить было очень тяжело, я очень нуждался в духовном окормлении.


Марина ВАСИЛЬЕВА: Батюшка, дело в том, что когда писались святоотеческие труды, они писались монахами и для монахов. А мы же говорим о духовнике для мирян.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Сейчас много современных батюшек, которые пишут книги, отвечают на вопросы. Но дело в том, что духовные вопросы — это всегда вопросы глубоко личные. И что полезно для одного, может быть вредно для другого. Так что одному человеку нужно строго поститься, а другому человеку пост вообще противопоказан в данный момент. Одному можно разрешить смотреть телевизор, а другому это категорически запрещено, скажем. И не всегда человек может соразмерить свои силы, и не всегда человек может понять, что же можно лично ему. И если человек начинает руководствоваться в своей жизни Житиями Святых, он может, в конце концов, прийти к прелести, сойти с ума. Мне известны такие случаи, когда молодые люди хотели воплотить в своей жизни, как им казалось, какой-то идеал, а кончалось это довольно плохо. Тут духовник как раз и нужен, потому что книг-то много, но я, к примеру, за собой замечаю, что с годами, читая одну и ту же книгу, начинаю видеть в ней что-то новое. У меня сохранились некоторые выписки, и теперь я понимаю, что понимал совсем не то, что нужно было понимать. Что совестью называется совсем не то, что я считал в себе совестью. Можно провести соответствие между тем, что написано в книге: в душе есть три силы – сила умная, сила желательная, сила раздражительная. А в моей душе где эти силы? Вот я смотрю на атлас, там нарисовано сердце. Я у себя щупаю — ага, вот оно, нашел. А вот эта сила – где она у меня? Или вот там говорится о каком-то грехе, есть во мне или нет? Иногда люди мнительные каются в грехах, которых у них и нет вовсе. Они из-за этого мучаются, страдают, а на самом деле нет никакого греха даже.

Марина ВАСИЛЬЕВА:
А не может ли получиться так, что человек, состоящий в послушании у духовника, теряет ответственность, не хочет сам думать, принимать решения в жизни? И становится таким инфантильным и несамостоятельным.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Ну, наверное, и такое бывает. С одной стороны, можно стать скупым и жадным. И с другой стороны, можно стать растратчиком, человеком, который не ценит вещи, которые там ему дает Бог, не может содержать семью. Чтобы найти золотую середину, как раз, мне кажется, может помочь духовник.

Марина ВАСИЛЬЕВА: А вот какие вообще могут быть опасности в отношениях между духовником и чадами духовными? Перегибы в одну или другую стороны?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Бывают опасности, о которых пишут в современной литературе. Я не хочу называть книгу, которую я недавно читал, там рассказывается об одной молодой девушке, которая пришла в храм и стала относиться к своему духовнику как к другу, и потом это все кончилось очень печально для нее. Она даже влюбилась в духовника своего. Бывает, что человек считает каждое слово духовника за сказанное папой Римским. И каждое слово воспринимают как благословение. С другой стороны, бывает и наоборот: духовник говорит человеку одно и то же много раз, а человек совершенно не собирается это слушать.

Марина ВАСИЛЬЕВА: Но если действительно воспринимать то, что написано в большинстве православных книг, то надо беспрекословно слушать, что тебе говорят и стараться выполнять. А вы говорите о том, что это тоже одна из опасностей.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Иногда подходит ко мне какой-нибудь человек, когда я куда-то спешу, занят какими-то своими мыслями, и говорят: «Батюшка, благословите на это». Я говорю: «Хорошо». У меня нет времени даже выслушать его. Он считает, что батюшка святой. Все-таки, если задаешь какой-то серьезный вопрос, нужно, во-первых, помолиться. Потом нужно рассказать духовнику подробно то, что тебя интересует. Не нужно думать, что каждый духовник – это старец, который без вопросов и без объяснений твоих знает, что тебе нужно. И если ты чувствуешь, что священник чего-то не понял, нужно снова объяснить. Ну, конечно, относиться нужно с верой, один замечательный духовник говорил, что священник – это как водопроводный кран. Он может быть ржавый и плохой, но если его уметь открывать, то польется из этого крана вода для жаждущей души. И вот этим умением открывать кран является как раз вера в то, что через этого священника Бог может явить мне свою волю. Если доверия нет, надо искать другого духовника. И нужно каяться в том, что нет этого доверия. Потому что этого доверия может не быть вообще ни к кому. То есть не потому, что этот духовник необразованный или слишком разговорчивый, или еще что-то такое. А просто человек не хочет никому доверять, делает все по-своему. Духовник – это человек, у которого мы исповедуемся. Которому мы говорим о своих сокровенных движениях души и сердца.

Марина ВАСИЛЬЕВА: Зачем нужен духовник, если можно прийти к любому священнику на исповедь, и таинство совершится. В чем смысл таких особых отношений?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Смысла нет, если человек самодостаточен, если он считает, что священник – это некий автомат для прощения грехов, как шлагбаум. Вот ты подошел, он опустил сверху епитрахиль, разрешил тебя и молча отпустил. Контрольно-пропускной пункт перед причастием. Если же человек не самодостаточен, если у него есть какие-то вопросы, если он сам не может разобраться в себе, если он сам себе не доверяет, если он сам не знает, какую меру ему выбрать поста, молитвы, если он не знает, как ему строить жизнь, если он этим мучается и понимает свою всецелую греховность, так без духовника ему бывает трудно.

Радиослушательница: Вы говорите, что нужно иметь духовника. А совсем недавно отец Дмитрий Смирнов сказал, что так мало у нас священников и такая большая паства, что каждому человеку иметь духовника просто нереально.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: В Москве очень много священников, хотя они очень заняты, но помогать исповедоваться и окормлять других людей – это их долг. Конечно, не каждый священник может быть старцем. Ко мне иногда обращаются: «Батюшка, вот где есть старцы. Я вот хочу съездить, посоветоваться». К отцу Кириллу не попадешь, был отец Павел (Груздев), он умер. Отца Николая Гурьянова больше нет. Есть замечательные священники, но я как-то боюсь называть их старцами. Но есть хорошие священники, замечательные духовники. Отец Георгий Бреев, отец Валериан Кречетов. Есть ревностные и молодые священники и у нас в храме. Я не буду их называть, чтобы их не смущать. Очень серьезные, очень внимательные, очень такие вдумчивые, болеющие за своих духовных чад, сами ведущие духовную жизнь. И к ним я вот смело направляю тех людей, которые приходят в наш храм.

Как кормить индюшек?
Марина ВАСИЛЬЕВА:
Батюшка, вообще, о каких вопросах стОит спрашивать духовника? Действительно ли надо советоваться о том, как часто покупать пальто?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Я думаю, что у духовника можно спрашивать все. И когда человек относится к духовнику по-детски, то бывает, что ему отвечают на вопросы очень легко. Мы знаем, что, к преподобному Амвросию Оптинскому, который был, конечно, старцем, а не только духовником, приходила какая-то женщина и рассказывала, что у нее индюшки мрут. И он рассказывал ей, как надо их кормить, что надо с ними делать. Ему говорили: «Батюшка, это чем Вы с ней занимаетесь-то?». А он отвечал: «Ну, как ты не понимаешь? В этих индюшках – вся ее жизнь!». Хоть и не духовный вопрос, как кормить индюшек, но для нее это был очень важный вопрос.
Известно, что пока еще девушка не вышла замуж, таких «глупых» вопросов бывает очень много. А когда она выходит замуж, они как-то уходят. И ей очевидно нужно было не духовное руководство в бОльшей степени, а пожаловаться на жизнь, рассказать о своих проблемах. И поэтому духовник ей не нужен, потому что ей не нужна духовная жизнь. Есть грехи, но они не хотят о них узнавать, они не хотят особо в себе разбираться. Они не хотят глубоко каяться в своих грехах.

Наталья МУРЗИНА: Батюшка, а такие вещи, как делать ли операцию – тоже надо у духовника спрашивать?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Когда у меня родился внук, которому предлагали сделать операцию на сердце, но эту операцию никогда не делали в России, мне казалось, что это будет просто какой-то опыт над ребенком. Операция крайне мучительная и страшная. И остается в живых там 20% детей по зарубежной статистике. Хотелось бы, чтобы ребенок жил. С другой стороны, не хочется мучить ребенка, когда ему нельзя помочь. Но сказать врачам, что мы не хотим делать операцию, было подобно смертному приговору. И мой духовник сказал, что надо спросить у старца. Я поехал к отцу Кириллу (Павлову). Отец Кирилл сказал: «Ну что мучить ребенка?». И мы отказались от операции.

А еще у нас была другая ситуация: болела раком моя жена. И мы не хотели делать операцию, мы были настроены как-то очень категорично. Нам казалось, что если делать операцию, то она умрет еще скорей, чем положено. Мы отцу Павлу написали. Отец Павел был удивительный старец, прозорливый. И он написал: «Как решат врачи». И мы стали искать хороших врачей. А врачи разные бывают, я очень хорошо это знаю, поскольку уже 17 лет являюсь больничным священником. И когда мы нашли врача, отец Павел написал: «Да, это хороший врач. И ему можно вполне довериться». И мы доверились этой женщине, сделали операцию и жена прожила еще шесть лет. Все-таки вырастила младшую дочь. И если бы не сделали операцию, то она наверняка умерла бы раньше, не знаю, как бы мы пережили это. Она была с нами еще шесть лет и мы постепенно привыкли к той мысли, что она больна. Так что я на такие вопросы я тоже отвечаю: надо спросить у врачей. Спросить одного, второго, третьего. Если их мнения совпадают по какому-то вопросу, значит, нужно делать операцию.

Еще батюшки часто советуют пособороваться. Вот отец Иоанн (Крестьянкин) часто говорил, что надо пособороваться, причаститься, а потом пойти к врачу. Хороший врач – это орудие в руках Божиих. Если относиться с доверием к врачу, молиться о враче, то и польза будет гораздо больше. Через врачей тоже бывают чудеса. И отказываться от врачей – это грех. Мы знаем, что апостол Лука был врачом. Было много врачей бессеребренников, и это тоже чудо.

Один мужчина рассказал мне такую историю. У него была жена, больная раком, ей предлагали сделать операцию. Они обратились к какому-то старцу. Этот старец запретил делать операцию и сказал, что будет сам ее лечить. И лечил ее, не знаю, чем он ее лечил, маслицем или еще как. Молитвами может своими. Но женщина умерла очень быстро в страшных муках. У него остались дети: девочка, по-моему, 16 лет и мальчик 10 лет. Этот мужчина не знает, как им теперь это объяснить. Он считает, что старец виноват в том, что не позволил сделать операцию. Так что очень опасно все-таки игнорировать врачей.

Радиослушательница: Как мне выбрать духовника? Например, мне нравится батюшка, проповеди у него самые интересные, нужно просто подойти и сказать, что я бы хотела, чтобы вы были моим духовником?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Я думаю, что нужно сходить на исповедь к одному священнику, к другому. Бывают прекрасные проповедники, но никакие духовники. Бывает наоборот, прекрасные духовники, но никакие проповедники. Я бы побеседовал со священником. Спросил, послушал, спросил совета у него, покаявшись в грехах. На исповеди можно определить, какой священник больше помогает мне исправиться. Это не обязательно самый добрый священник. Это священник, который больше пользы приносит для исправления моей души. И на самом деле, строгие духовники бывают нам полезней, чем добрые, которые все разрешают. Вот отец Павел (Троицкий) был очень строгий духовник. Когда он исповедовал в Даниловском монастыре в молодости, к нему всегда стояло мало народа, потому что было очень сложно. Однако многие выбирали именно его, потому что хотели строгого руководства.

Наталья МУРЗИНА:
Батюшка, вот у меня есть много знакомых, которые тоже хотят найти себе духовника. Если они во всем будут стараться слушаться батюшку, то они потеряют свободу, которая дана от рождения. И боятся, что духовник начнет ими командовать. Эти опасения могут оправдаться?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Возможно. Священники, как и все люди, бывают отягчены какими-то страстями. И священник может быть властолюбивый, например. Священник может желать настаивать на своем. Говорят об опасности младостарчества. Бывают даже такие старцы в монастырях, которые, говорят паломникам: я тебя благословляю оставаться в монастыре.

Марина ВАСИЛЬЕВА: И что делать?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Уезжать.

Наталья МУРЗИНА:
А быть недовольным духовником, сомневаться в нем, это не грех?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Можно понять, отчего это происходит в тебе. Я тоже бывал недоволен своим духовником. Хороший духовник никогда не будет связывать свободу человека. Я знаю, был святой старец, который знал волю Божью. Он всегда так писал: Воля Божья такая-то, а ты поступай, как хочешь. Если человек говорил, что я не хочу так делать, ну, делай, как хочешь, но ко мне не обращайся, потому что какой смысл нам с тобой беседовать? Так что тут обретается свобода в Боге, свобода от греховных привычек, от страстей.

Радиослушательница: Батюшка, подскажите, а есть книга о отце Павле (Троицком)? Если есть, то как она называется?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Есть книга об отце Павле (Троицком). Но она, по-моему, уже разошлась вся. И, наверное, можно найти информацию на сайте Свято-Тихоновского православного университета. Я вот не знаю, есть ли эта книга в электронном виде. Отец Владимир Воробьев очень хочет ее переиздать. Он был любимым чадом отца Павла. Но он хочет внести туда некоторые добавления, исправления. Он человек очень обстоятельный и серьезный, и у него очень мало времени, поэтому это все откладывается, к сожалению.

Марина ВАСИЛЬЕВА: Батюшка, вот Вы говорите, что многим людям в принципе духовник не нужен, просто человеку на самом деле человеку нужно с кем-то поговорить, и он не стремится к духовной жизни. Может быть, он не знает, как стремиться? Или не умеет? Может быть, вот в этом задача духовника, чтобы ему помочь, настроить?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Насильно мил не будешь. Если человек не хочет, как можно его заставить?

Марина ВАСИЛЬЕВА: Может он просто не знает?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Он же слышит проповедь, читает книги. Вот приходит человек на исповедь, не хочет ничего слышать, а духовник ему чего-то там о духовной жизни говорит, о стяжении духа Святаго, об искусстве молитвы? Представляешь, когда видишь пустые глаза и видишь, что это ничего не понимает человек, то и сказать ничего не можешь. Так бывает.

Радиослушательница: Вы рассказывали о больных. Я тоже больна раком. И у меня муж был священником. Я пришла в уныние, лежу целыми днями в полном одиночестве. Я увидела все свои кошмарные грехи. Но вырваться из этого плена я не могу! Я никогда даже не думала, что я такой плохой человек, всегда о себе была хорошего мнения. Теперь нет. Как из этого уныния и отчаяния вырваться? У меня даже бывают такие черные мысли, напиться какого-нибудь феназепама побольше и просто не проснуться.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: В такой болезни бывают, конечно, искушения и тоска. И у моей жены были такие черные мысли. Но она причащалась как минимум раз в неделю. Перед смертью она каждый день причащалась Святых Таинств. У нее были метастазы в печени. И когда она причащалась, не было даже боли. Мне кажется, вам надо просто чаще исповедоваться и причащаться. Давайте мы вам какого-то батюшку хорошего пошлем.

Радиослушательница: У меня муж священник. А я для него прямо мукой какой-то. Я ему как камень на шее.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Муж-священник все-таки не священник для жены. Муж часто не исповедует свою жену. И отношение к мужу не такое, как к священнику, потому что очень трудно относиться к человеку, которого ты видишь во всех его слабостях и житейских делах, как к священнику. Надо исповедоваться и причащаться у какого-то другого священника.

Наталья МУРЗИНА: Наверное, духовник может наставлять человека на добрые дела. А то самостоятельность в таких вопросах бывает вредна, авва Дорофей говорит, что ничего нет опаснее, чем верить собственному сердцу.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Духовная жизнь, как говорят святые отцы, начинается с того, что человек видит свои грехи, как песок морской. Если я вижу свои грехи, как песок морской, если я вижу, что внутри меня самого, есть неправда, есть зло, то, как я могу себе доверять? А вы боитесь свободу потерять. Свободу от чего? От Бога или от греха? Если человек хочет свободы от греха, так он отдает себя в рабство Богу. Нельзя быть свободным от всего.

Истории добровольцев
Алексею 22 года. Он успевает учиться на пятом курсе и работать по специальности инженером-проектировщиком. А в свободное время координирует деятельность наших добровольцев в Северо-Западном округе Москвы. А все началось с того, как он возвращался с праздничной службы в Светлое Воскресенье.
Алексей – Где-то в марте у меня было совсем чуть-чуть свободного времени. Я и думаю, почему свободное время я нахожу для того, чтобы за компьютером посидеть, телевизор посмотреть, с друзьями отдохнуть, а чтобы вот помочь людям времени не находится? Я достаточно сильный, здоровый, нормальный парень. Я не могу найти время для того, чтобы помочь слабым? Нет, что-то здесь не так. Начал искать, кому помогать. Сначала хотел помогать детям, больным лейкемией. Не знаю, почему именно на этом остановился. У меня был один знакомый священник, который сказал, что можно поговорить с сестрами в одной больнице. Сестры дали отрицательный ответ, так как для это нужно специальное образование. Но однажды, проходя мимо одного храма, на двери заметил объявление: мы приглашаем вас в милосердие, и нарисован такой черно-белый бомж. Естественно, страшненький. Я посмотрел на него и подумал, что не смогу. Но телефончик записал на всякий случай. И как раз на Пасху, после уже праздничной службы, вдохновленный праздником, решил позвонить. Поговорили с батюшкой. Меня сразу определили в госпиталь Бурденко. Помогать молодым воинам, ребятам, которые подорвались где-то или были ранены. Для меня это, конечно, было жутковато. Вначале думал, что я буду там говорить, были разные сомнения, мысли. В следующие выходные мы с моим координатором Николаем поехали в госпиталь. Он меня немножечко попугал по дороге. Я себе представил, что сейчас войду в палату, а там будет что-то страшное. И я не знаю, смогу ли я смотреть на это. Но все было намного проще. Пришел, а там нормальные люди. Потом я сам стал координатором округа. И стал связывать людей, которым нужна была помощь и готовых помогать. Очень на самом деле интересное занятие. Я стал более удовлетворен собою. И, наверное, это главное. Может быть, даже совесть меня мучила, что вот я ничего практически не делал. А тут хоть чуточку делаю. Может как-то добрее стал. Более веселый, так как меня уже перестало мучить чувство это, жизнь наполнилась, стало проще. Тем более, можно выбрать время. Это как меню в ресторане вам приносят. Вы выбираете вот то-то и то-то во столько-то и во столько-то. Конечно, бывает, народу не хватает. Недавно мы с одним добровольцем ездили к подопечному в больницу, который себя очень плохо чувствовал, его сестра попросила обеспечить ему уход. Когда мы приехали, то увидели человека, который просто лежит под капельницей с глюкозой и не в состоянии не то, чтобы поесть, а толком-то и воды выпить. При больнице был храм. Мы там попросили, чтобы мужчине оказали помощь. И пришел священник, соборовал его. И через несколько часов уже Виктора не стало. Само служение, саму любовь к больному приносят уже не координаторы, а именно добровольцы. То есть, они приезжают, они дарят свое время, свое внимание, любовь. Человек-доброволец, отдавая любовь, приобретает любовь.

Мы ждем новых добровольцев каждое воскресенье в 11.45 в Храме св.благ.цар. Димитрия при 1-ой Градской больнице. Можно прийти к нам на молебен в семь часов вечера в четверг. У нас сейчас очередная нехватка добровольцев в Северном округе в районе Речного вокзала. И если нас слушают люди, которым удобно там помогать, мы вас очень и очень ждем.

Марина ВАСИЛЬЕВА: Батюшка, а обязательно ли нужны духовники добровольцам?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Я думаю, что духовник нужен тому, кто в нем нуждается. И навязать духовника ни в коем случае нельзя. Как нельзя навязать человеку любовь, нельзя навязать веру. Если ему это нужно, то можно получить. На самом деле недостаток старцев, духовников объясняется тем, что современным людям они стали не нужны. Раньше в каждой области, наверное, в каждой епархии были блаженные, были старцы, потому что их искали, у них спрашивали совета. Выходить ли замуж, идти ли в монастырь, возводить ли какое-то хозяйство. Люди искали ответа у Бога через них. Сейчас этого ответа не ищут, оценивая собственную свободу больше, чем радость общения с Богом. Поэтому Господь и не открывает таких людей. Нет послушников, поэтому нет и тех, кто дает добрые советы.

Наталья МУРЗИНА: Мы сейчас говорим о таких организациях православных – сестричество, добровольцы. А каким еще организациям может быть нужен духовник? И какова его роль?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: То, что у организации есть духовник, совершенно не значит, что он там всех исповедует. Не все могут ходить за советом. Просто он смотрит за тем, чтобы организация не теряла духовного направления, следит за тем, чтобы она не изменила Православию. Ведь бывает, что некоторые молодежные организации, называющие себя православными, приобретают характер, к примеру, политических движений, прямо перерождаются. За этим духовник и должен следить.

Марина ВАСИЛЬЕВА: Батюшка, получается, что молодым людям проще найти духовника, у большинства моих знакомых есть духовники. Но все это молодые люди. А людям в возрасте найти духовника гораздо сложнее.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Может, пожилым людям духовник не так нужен, потому что их жизнь уже установилась. Вот мне нужен был духовник, потому что я пришел к вере из абсолютного неверия. Из массы грехов. Если человек уже пожилой, уже состоявшийся, то ему духовник нужен в мЕньшей степени. А молодому человеку, живущему в этом внешнем мире, где много очень соблазнов, духовник важнее.

Наталья МУРЗИНА: Вы уже начали рассказывать о своем духовнике. Я думаю, что отношения между мирянами и священниками нам понятны, поскольку мы сами миряне. А как складываются отношения между духовником и если они оба – священники?

Протоиерей Аркадий ШАТОВ: Конечно, священнику его духовник уделяет больше внимания. Я когда прихожу на исповедь, не стою в очереди, батюшка сразу ведет меня в алтарь. Я вижу, как миряне стоят, бедные, на исповедь. Час, два, три, четыре. Мне их так жалко. Я не знаю, что сделать. Хочется их всех сразу накрыть. Перекрестить. И отпустить.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?