С духовной стороны нас не знают даже близкие
Кто такой духовник – просто священник, которому регулярно исповедуешься, или человек, занимающий особое место в жизни?
«В понятие „духовник« вкладывают разное содержание, – говорит 66-летняя писатель и редактор Елена Т. – Я определяю так: это священник, которому ты регулярно исповедуешься и который знает тебя как личность в духовном плане. Конечно, исповедовать свои грехи можно любому священнику. Чем осознаннее и сильнее покаяние, тем меньше значит роль свидетеля при таинстве. Но я считаю, что надо периодически предстоять со своей жизнью пред очами одного священника, для которого ты – неповторимый и знакомый ему с духовной стороны человек, ведь с духовной стороны нас не знают даже самые близкие люди». Ее «стаж» пребывания в Церкви более 35 лет, из них 32 года она окормляется у одного священника.
«На пути христианской жизни человеку нужен опытный старший друг, – добавляет заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков (56 лет, в Церкви с 1992 года). – Им может быть и мирянин, но у священника есть то, чего нет у мирянина, – молитвенный опыт, опыт духовных бесед и исповеди, благодать священства».
В духовных отношениях – три участника
Отношения человека с Богом, быть может, самые личные, самые интимные в жизни. Где же здесь место для «третьего» – духовника?
«В духовных отношениях три участника: ты, духовник и главный – Бог, – размышляет Елена Т. – Но твоя-то роль не пассивная, а, как ни странно, на равных (несмотря на наличие главного)!
Никакие поучения и даже никакая отдача священником своей души не заменят собственного моего пути, собственного переживания.
Вот у меня этот путь (для людей извне кажущийся вполне благополучным и плодотворным) – очень долгий и кривой, прерывистый, с откатами назад… Но батюшка если и видит это, никогда не требует от меня того, до чего я не созрела, и не поучает тому, что я усвоить не могу.
Все 35 лет жизни в Церкви я знаю, что два крыла духовной жизни – благодарение и покаяние. Думаю, что главная роль духовника – это именно научить покаянию, и к этому я стремилась с самого начала. Но часто кажется, что каяться по-настоящему я так и не научилась. И тут нет вины духовника».
По опыту учителя Виктории Ледневой (42 года, 20 лет в Церкви, 16 лет окормляется у своего духовника), духовник если и дает «духовные упражнения», то очень осторожно. «Он никогда мне не давал молитвенных правил, сколько бы я его ни спрашивала, всегда уходил от ответа, – говорит Виктория. – Я думаю, это для того, чтобы не связывать человека, не давать непосильные задачи. Зато однажды он сказал: „Как мы обычно молимся? Утром и вечером, две точки ставим и все. А между этими двумя точками должна быть прямая, надо стремиться к постоянной молитве в течение дня«. Это было для меня важно».
Духовник как камертон и лекарство от уныния
Какие «бонусы» приносит общение с духовником? Как говорят наши герои, оно как минимум не дает впасть в уныние и сойти с намеченного пути.
«Мой духовник всегда подчеркивает вредность всяческого уныния – этого опасного искушения, что ты человек пропащий, что исправиться невозможно, что якобы Бог тебя оставил, – отмечает Владимир Гурболиков. – Как он это делает? Очень просто: живешь своей жизнью, но вот выбрался на исповедь, и впечатление такое, что только тебя здесь и ждали. Ты пришел – праздник состоялся! Это утешает и поддерживает».
«Я чувствую его беспокойство за нас, и это не дает самим расслабляться, – соглашается Виктория Леднева. – Думаешь, что если другой человек так переживает за твою духовную жизнь, то и самому не надо опускать руки, надо пытаться двигаться!
Конечно, мы все знаем и Евангелие, и поучения святых, но ум-то у нас лукавый! Он может просчитать и сказать „нет, ну это для кого-то другого подойдет, а у меня другая ситуация«, и сделать в угоду себе, как мне хочется. А духовник, как камертон, возвращает на правильный путь, если сбился, задает направление».
С духовником можно говорить только о духовном?
Чаще всего многолетние отношения с духовником распространяются на все сферы жизни – так или иначе он оказывается в курсе бытовых, семейных дел. Это хорошо или плохо?
«Часто бывает, что корень проблемы не там, где ты его ищешь, – размышляет Владимир Гурболиков. – Не раз я говорил священнику вроде бы об одном и вдруг получал совершенно неожиданный совет»
«Поддерживает он не только словом, но и делом, – делится опытом Виктория Леднева. – Советует, что лучше почитать, передает детям книжки, однажды даже выписал мне журнал „Славянка«.
Благодаря духовнику мы решили уехать из Москвы в провинцию, в сельскую местность. Долго я не могла это принять, а сейчас вижу все больше и больше плюсов. Когда я сюда приехала, я боялась, что это глубинка, что здесь все пьют, будущего нет. А стала общаться – замечательные простые люди. Мне открылась другая Россия, которой я не знала и на которую я смотрела свысока. Теперь вижу, что духовник был прав».
Елена Т. из-за занятости и болезней своего духовника усвоила, по ее выражению, принцип «сделай сам»: «Приходила на исповеди с болевшими грехами и проблемами и своими предположениями: „Я думаю, что это оттого-то и оттого-то и что надо делать то-то и то-то« – а он уж или поддерживал, или возражал, или как-то еще вразумлял. Порой посмеивался над этим моим „сделай сам«, но на другие рельсы не переводил. Он всегда говорит: „Я не старец, я не могу знать Божью волю о вас«.
И вот, советоваться мне удается редко и ответов немного получаю, но всегда только от исповедного разговора с батюшкой, даже краткого, чувство огромного облегчения и радости. Я даже не о действии таинства говорю (там действие Духа Святого ощутимое), а о действии общения».
«Духовник не должен принимать за тебя решения, снимать проблемы, – добавляет Владимир Гурболиков. – Бывало, я напрашивался на какое-то благословение (даже не понимаю, зачем я это делал), а потом его не исполнял.
Получается, что таким образом я возлагал ответственность на духовника, но сам не был готов к тому, чтобы исполнить то, чего вроде бы хотел».
Как найти «того самого»? Конечно, не перебором кандидатур!
«Решающая сторона отношений с духовником – это принятие: принять его и быть принятой им, – считает Елена Т. – А это ведь очень непросто! Когда из-за болезней и загруженности батюшка почти совсем не мог принимать для бесед, я попросила у него благословения на регулярное духовное советование с другим священником, и он счел это разумным. Но вот не сложилось, тот священник не смог меня принять как человека. Принять исповедь он может, а по-человечески меня отторгает, отвергает. Мы ведь люди, не автоматы».
Елена считает, что духовник – это глубоко личное, глубоко человеческое, но совершенно «рабочее» отношение, доступное каждому. Главное, что надо преодолеть, чтобы вступить в него, – это не искать шаблона «духовности» и идеального пастыря, не требовать от священника «стань таким, как я хочу!», а принять его личность и открыть ему свою при свете Божием. «Это может долго не даваться, „не удаваться«, – предупреждает писатель, – но ищущий обрящет. Только не перебором кандидатур это решается, а поиском доверия в себе самом, доверия Христу в Его Церкви».
Коллажи Оксаны Романовой
В коллажах использованы фрагменты картин:
Тристан Эскамиле «Мария Магдалина», Бартоломео Эстебан Мурильо «Возвращение блудного сына», Пармиджанино «Портрет мужчины с книгой», Ян Ливенс «Портрет старика», Франц Хальс «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема», Франц Хальс «Портрет семьи с детьми на фоне пейзажа»