«Зачем, зачем он это делает?», – задаются вопросом вольнодумные блогеры, которым, как и многим из нас, попалась на просторах сетей фотография, где митрополит Рязанский и Михайловский Марк старательно отжимает половую тряпку в процессе влажной уборки одной из палат Рязанской больницы скорой помощи.
Комментарии к фото щедро расползаются веером критикующих, сочувствующих или поддерживающих увиденное.
«Наверняка специально для этого кадра и тряпочку новую с ведром припасли, а штатный фотограф с зонтиком свет ставил. А уборщица Мариванна ждала «в засаде», готовясь после удачного кадра перехватить из епископских рук швабру», – утверждали одни.
«Пастырь должен служить! А мыть полы должны уборщицы. Не вижу подвига!», – возмущались другие.
«Епископ с тряпкой? Странно. Епископ в России есть большой начальник. Зачем он взял тряпку? Что-то кроется за всем этим…», – размышляли третьи.
«А может, он вот так, не по-митрополитски, хочет провести один из своих дней? Может, человек просто получает удовольствие от этого…», – предполагали четвертые.
Еще были пятые, шестые, десятые…
А что если представить, что ваш день расписан по минутам: встречи, конференции, беседы. Вы много говорите о добре, милосердии, о чем-то горнем, высоком. И не только говорите, но и много решаете, много посещаете, много устаете. И не всегда видите результат. А тут помыл пол — и стало чисто. И людям от этого полегчало, всего за 10 минут.
По свидетельству очевидцев, те, кто владыку не знает – на происходящее мытье полов смотрели молча. А кто знает – спешили еще и поговорить «с батюшкой». Говорят, с ним очень легко разговаривать.
Нам удалось поговорить с митрополитом Марком с третьего захода. «Звоните в 23.15. У владыки будет четыре минуты, прежде чем он успеет доехать до поворота. – … А что там, за поворотом? – спросили было мы, но развивать тему не стали.
Звоним. В трубке — доброжелательный, довольно бодрый голос человека, день которого далек до завершения. Мы задаем неудобные вопросы на тему «епископ с тряпкой», на которые многие из нас ответили бы резко и попросили больше не беспокоить. Владыка будто кивает головой в знак терпения, объясняет:
– Это давняя аскетическая традиция, что монах (а митрополит – это монах – прим. Ред.) должен заниматься какой-то простой, даже грязной физической работой, например, мыть полы. Особенно в больнице. Я больше десяти лет ее придерживаюсь, потому что она мне по духу, нравится она мне. Я получаю радость и удовольствие, когда это делаю. Отдыхаю я так. И вообще хочется сделать что-то для больных, своими руками. Господь, вон, своим ученикам ноги мыл. Это естественное дело. А что тут такого?
Я никогда не стремился, чтобы меня увидели с тряпкой в руках. Мою — и все. Мне главное, чтобы чисто было. Я люблю порядок и чистоту.
То, что этот снимок сделали и опубликовали, – вышло случайно. Не знаю, кто это сделал, может кто-то из больных. Я же не прошу всех в момент мытья пола выйти или отвернуться. И не смотрю, кто за мной следит или фотографирует. Хотя, вспоминаю, кажется, это сделал кто-то из медиков.
Если честно, не думаю, что об этом вообще нужно говорить. Я бы предпочел тихо делать свое дело».