Зачем Церкви школы женского лидерства?

Среди отвечавших почти 12% – священники, 5% – церковнослужители, 9% – работники приходов или обслуживающий персонал, 29% – сестры милосердия, 30% – преподаватели воскресных школ, 29% – прихожане. И на вопрос «Считаете ли Вы, что в Библии указано, что мужчина должен главенствовать над женщиной?» «да» ответило 36% опрошенных, «нет, это неправильное толкование библейских текстов» – 33%, «затрудняюсь ответить» – 31%

С 2005 года на сайте Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви размещена анкета опроса об уровне осведомленности священнослужителей и прихожан церковных приходов Беларуси о домашнем насилии и других формах нарушения женских прав. ССМБ организует семинары по противодействию торговле людьми и «Школу женского лидерства». Об опыте и об итогах работы мы расспросили руководителя этих проектов, референта Минского епархиального управления по социальным вопросам Елену ЗЕНКЕВИЧ.

По специальности Елена ЗЕНКЕВИЧ математик-программист. Замужем, имеет сына и дочь. С 1992 года Зенкевичи – прихожане минского прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1997 году в Минске образовался «Круглый стол по межцерковной помощи», входивший в структуру IV Единицы Всемирного Совета Церквей (в настоящее время – Межконфессиональная миссия «Христианское социальное служение»). Одновременно у активистов прихода возникла идея организовать сестрический центр, структуру, которая бы объединила все белорусские сестричества милосердия. Представитель этого центра должен был войти в Правление Круглого стола и координировать все проекты по делам милосердия. Занять эту должность настоятель прихода прот. Игорь Коростелев неожиданно предложил не одной из сестер милосердия, а Елене Зенкевич, преподавателю приходской воскресной школы, и вот уже 10 лет она является исполнительным секретарем Союза сестричеств милосердия Белоруссии.

– Елена, расскажите, как вы вышли на тему женского лидерства?

– Когда меня благословили заниматься координационным центром, я была удивлена и растеряна. К тому же у меня было несколько предвзятое отношение к женским коллективам. Мне больше нравилось работать с молодежью: паломничества, походы, тусовки, песни под гитару. Я тогда подумала: наверное, это мне для смирения.
Первое время мы занимались исключительно благотворительными проектами, обучали сестер только навыкам ухода за больными. А потом практика заставила задуматься: хорошо, вот мы получили медицинские навыки – а вопрос общения? Для многих инвалидов и престарелых людей проблема общения оказалась важнее, чем все другое. Мы увидели, что кроме прочего нам необходимы элементарные знания и навыки по психологии общения с различными категориями людей, умение разрешать конфликты, умение защищаться от негативных влияний и факторов.

Где-то в 2000 году по линии «Круглого стола» был предложен международный проект – обучение для женщин-лидеров и членов церковных женских благотворительных организаций. По сути, это был прообраз той Школы лидерства, которую я сейчас делаю.

Когда я поехала учиться, мне было 36 лет. И я себя чувствовала очень старой, мне казалось, что для меня семья, дети, больной муж, работа в Церкви – потолок. Дальше никакого личностного, ни, тем более, карьерного роста не ожидается.
Первые три недели обучения проходили под Прагой. Все на английском. Я язык не очень хорошо знала, поэтому было трудно. Но в итоге оказалось, даже это не послужило препятствием для обучения. И я получила основы проектной деятельности, менеджмента, коммуникации. Мы говорили о женском лидерстве, о проблеме насилия над женщиной. Были уроки и по богословскому осмыслению роли женщины через тексты Библии.
Помню, как кто-то из западных участниц сказала, что православие ставит женщину в униженное положение. Преподаватель предложил ей: «Аргументируйте». И хитренько так на меня посматривает. Та говорит: «В Православной Церкви женщина не может быть священником». Все притихли. А я в этот момент как бы сама себе сказала: «Ну и слава Богу!» Получилось довольно громко, и преподаватель ко мне: «Аргументируйте!» Я сказала, что у каждого – своя миссия. Вот батюшка должен исповедь принимать. Я бы после первой же исповеди умерла, потому что в силу своей женской эмоциональности все через себя пропускаю. Мне кажется, это очень правильно, что именно мужчинам дана такая функция – быть священниками…
На самом деле, согласно Православию, роль женщины очень высока. Она ничуть не хуже, чем роль мужчины, но она отличается. Две разные роли, обе нужны и равноценны.
Я думаю, что это или какие-то стереотипы или негативные исторические моменты повлияли, и стало нормой считать, что роль мужчины – важна, а роль женщины – быть приставкой. Частенько мы, женщины, сами провоцируем в приходах возникновение мужского шовинизма своим собственным поведением.
Я, например, вполне спокойно принимаю то, что женщина в храме должна молчать. Это же касалось проповеди. И если эти слова апостола будут касаться болтовни в храме во время службы, так это и хорошо, чтобы женщина молчала! И вполне нормально я себя чувствую по отношению к правилу покрывать голову в храме.

Но вернемся к Школе лидерства. Занятия дали мне знания, навыки, контакты, но самое неожиданное – они дали уверенность в себе. Я получила такой мощный заряд, толчок: мол, ты не какая-то старая тетка, а ты еще очень многое можешь сделать! Там я познакомилась со своей землячкой – Светланой Буровой, вице-президентом Белорусской ассоциации молодых христианских женщин (БАМХЖ). Эта организация – филиал всемирной Ассоциации с аналогичным названием. Она занимается вопросами защиты прав женщин, женского лидерства, противодействия насилию и торговле женщинами. Именно на базе БАМХЖ сейчас в Беларуси организована «горячая» телефонная линия «La Strada», по которой женщины могут получить консультации по предотвращению насилия над ними. В основе деятельности Ассоциации – феминизм, слово «христианские» в названии – лишь историческое наследие.
Светлана Никифоровна преподает в минском университете, ведет там феминологию и гендрологию. По ее совету я шесть лет заочно отучилась на факультете социальной работы минского филиала Российского государственного социального университета, что оказалось очень полезным для моей нынешней деятельности.

Кроме прочих заданий, мы должны были написать проект и защитить его. И мы со Светланой Никифоровной написали проект совместной Школы женского лидерства. Ее Ассоциация нечто подобное уже проводила, но только для своих членов. А наша Школа, объединив сестер милосердия и представительниц общественной организации, могла бы каким-то образом реализовать, наполнить смыслом слово «христианских» в названии Ассоциации.

– Но ведь одно дело – светская организация, где свой взгляд на положение женщины, ее роль в семье и обществе. И совсем другое – церковные организации, сестричества милосердия. Согласитесь, что сестры милосердия всегда должны являть пример смирения, кротости, жертвенности и т.д. «Школа лидерства для сестер милосердия» – не кажется ли Вам, что это попытка соединить противоположности?

– Конечно, когда мы задумали первую Школу, я переживала. И тогда, в 2004-м году, половину участниц у нас составляли сестры милосердия, а другую – члены светской организации, у которой такое ярко выраженное феминистское направление. Да, дискуссии у нас были жаркие!
И все равно мы пришли к выводу, что у нас очень много общего: и проблем, и общих дел. Это был первый опыт подобного сотрудничества, но опыт, я считаю, успешный. Хотя бы потому, что женщины из Ассоциации что-то узнали о христианстве. И одна из них даже сказала: «Теперь я понимаю, как мне жить дальше». То есть проект дал совершенно незапланированный эффект – он послужил миссионерским целям.

– А сестрам милосердия он что-нибудь дал? Как они отнеслись к вашей затее?

– В 2004 году некоторые сестры приехали на обучение, считая, что это церковное мероприятие, и что буквально все сказанное нужно принимать как догму. После обучения они сказали: это не совсем церковное. Я у них спросила: «Так вы абсолютно ничего не вынесли для себя?» Они ответили: «Нет, кое-что полезное было».
Во-первых, они перестали бояться общественных организаций. Получили первые навыки «успешных коммуникаций».
Во-вторых, те элементарные основы менеджмента, которые дает школа лидерства, нужны всем. И сестрам милосердия в том числе!
Кроме того, еще на занятиях в Чехии я услышала фразу: «Когда ты учишь мужчину, ты учишь одного человека. Когда ты учишь женщину – учишь всю общину». Я совершенно согласна с этим, потому что женщина – по сути своей общественное существо. По себе могу сказать: если узнаю что-то новое, не могу это держать в себе, сразу хочется поделиться с кем-то. Ведь если мне помогло, может еще кому-нибудь помочь! И представьте: проигрывается какая-то игра для снятия напряжения в группе или для установления лучшего контакта. Светские женщины отыграли – и расслабились. А сестры тут же бросаются за блокноты и конспектируют. Я спрашиваю: «Зачем?» – «Ну, как же, мы приедем и включим это в занятия со своими ребятами-инвалидами или детьми-сиротами. Это живо, интересно!» Они сразу же думали, как полученное применить дальше.

– А если конкретнее, чему вы их обучали?

– Например, у нас была лекция о том, как рассказывать о себе, о своей организации, ее деятельности. Это же важный момент – грамотно представить свою организацию. Потом этот навык отрабатывался в практической форме. Все снималось на камеру. А во время просмотра указывались типичные ошибки.

Были у нас занятия по специфике общения с элементами психологического тренинга. Средний возраст наших сестер, в основном, за 45 лет. То есть это люди советской эпохи, где действовал принцип «не высовывайся, будь как все». И у сестер эта закомплексованность присутствует. В сфере навыков общения у них пробел полный. Я убеждена, что сестре милосердия нужно знать азы психологии общения. Мы также учились анализировать различные стратегии поведения во время конфликта, определять ошибки и стереотипы общения.
А если говорить о старших сестрах, то им необходимо владеть основами управления организацией – это элементарный менеджмент. Важно грамотно распределить свое время, силы и людей по местам. Несколько лет назад сестры заполняли анкету «Что бы вы хотели изучать?» Оказалось, что они хотят знать и бухгалтерию, и основы общения, и компьютер.

– А какой смысл вы вкладываете в слово «лидерство»? Правильно ли назвать вас феминисткой?

– У нас есть некий стереотип о «женщине-лидере»: такая «бой-баба», которой флаг в руки, барабан на шею, шашку наголо. А вообще слово «лидер» в переводе значит – «ведущий за собой», а вовсе не «командир» или «авторитарный руководитель». Сестра милосердия ведет за собой своих подопечных? Да. Она – лидер? Лидер. Мать в семье, у которой дом и дети досмотрены, тоже лидер в своей сфере. А если вспомнить святых женщин: София Слуцкая, равноапостольная Ольга, Евфросиния Полоцкая, по сути, они тоже – лидеры.

Я знаю много примеров среди своих знакомых и коллег, когда муж на работе – командир громогласный, а дома жена с тихим, кротким видом и голосом, руководит им и выстраивает ту стратегию его поведения, которую он более громогласно реализует в другом месте.
Признаком лидерства является уверенное поведение. И опять же громкий голос, командирский тон, не терпящие никаких возражений указания – это еще не то. Я уверенный человек, когда поступаю определенным образом потому, что так считаю правильным. И в то же время уверенный человек может уступать кому-то и оставаться лидером.

Первая школа лидерства в 2004 году дала такой неожиданный результат: старшая сестра одного очень успешного сестричества после наших занятий отказалась быть старшей сестрой. Причем она четко обосновала свое решение, рассудив, что для нее – благо, а что – перекосы. Но самое интересное: она не стала меньше работать в сестричестве, столько же времени уделяет подопечным, точно так же общается с сестрами. Она изменила только свой формальный статус. И это переосмысление каких-то моментов, условий своей жизни ей помогло. А пока она была старшей сестрой, то выглядела совершенно загнанным человеком.

Феминистки – это несчастные женщины, которым просто не повезло в жизни с настоящими мужчинами. Я сама всю жизнь мечтала о старшем брате, но все время была старшей сестрой. И когда выходила замуж, я за-муж шла, мне хотелось «спрятаться» за мужем. Но жизнь повернулась так, что мне самой пришлось стать опорой для мужа.
Давно замечаю, что очень комфортно чувствую себя в командировках и любых трудных условиях, если рядом большие, солидные, высокие, крепкие коллеги. Чувствую себя защищенной.

– Ваша работа проходит по благословению священноначалия?

– Есть благословение митрополита Минского и Слуцкого Филарета на этот проект. Я отчитываюсь в епархиальном управлении обо всех семинарах, даю информацию на сайте, выступаю на презентациях.
В этом году состоялся Совет Межконфессиональной Миссии «Христианское социальное служение», на котором присутствовал владыка Филарет, главы церквей-учредителей, Председатель Государственного комитета по делам религий и национальностей Л.П. Гуляко. Я делала доклад и презентацию по программе «Женские инициативы», которая вызвала большую заинтересованность и позитивные отзывы присутствующих. Одним из итогов моего выступления стало поздравление к сестрам во Христе в день жен-мироносиц, с которым впервые обратился к Патриарший Экзарх всея Беларуси. Впечатляет даже краткий отрывок из этого обращения: «Ваша вера, ваше служение семьям и обществу, Святой Церкви и возлюбленному Отечеству не измеримы ни цифрами, ни словами, ни даже воображением! Ничем нельзя исчислить меру любви и жертвенности, на которых утверждается подлинное достоинство и истинная красота женщины».

– Встречаете ли вы непонимание со стороны сестричеств или духовенства?

– Только в 2004 году был такой курьезный случай. Я послала на адрес диаконического центра одной епархии анонс мероприятия. А оттуда: «Что это за название такое?! Измените название, тогда мы пришлем своих представителей». К тому времени у меня уже были положительные отклики о Школе лидерства, и я ответила: «Простите, но мы не будем менять это название. Если вы считаете, что это вам не подходит, то мы пригласим других». Сестер оттуда все-таки прислали, и все было удачно.
Я всегда даю примерную программу, и люди выбирают. Ведь часто к нам приходят в качестве преподавателей и тренеров не церковные, светские специалисты. На последней Школе, в августе, кроме православных богословских статей мы читали отрывки из труда папы Иоанна Павла II, посвященного женщине. Я считаю: сестры должны знать, что в Католической Церкви есть такое мнение. И учитывая тот, первый опыт, я всегда предваряю такие моменты оговоркой: «Это не значит, что вы должны отсюда все взять. Чтобы получить один грамм радия, нужно переработать много тонн руды. То, что вам дается – это «руда», вы должны проработать ее и посмотреть, как это применимо на практике с учетом нашего церковного компонента». Те, для кого такой подход неприемлем, – не приходят.

– А мужья женщин, проходивших обучение, никогда не предъявляли претензий?

– Претензий от мужей не было… Правда, по статистике у нас среди сестер очень много разведенных и одиноких женщин.
Здесь другой момент. Многие сестры после занятий говорят: «Вот знала бы я раньше!» Потому что в процессе обучения мы даем основы знаний по особенностям психофизиологии мужчины и женщины – так называемые гендерные особенности. Это очень важно. Я сама, когда познакомилась с литературой на эту тему, получила много полезного для общения с мужем и сыном, коллегами-мужчинами. Я поняла, что у нас очень много проблем из-за того, что мы не умеем общаться, и не знаем об особенностях друг друга.

– Сколько семинаров по женскому лидерству Вы уже провели?

– Два пятидневных семинара было в 2004 году. И в этом году один трехдневный. Есть планы в ближайшее время провести еще.

Кроме Школы женского лидерства у нас есть другие темы семинаров: «Насилие в отношении женщин и пути его преодоления», «Торговля людьми». Тренинги по этим проблемам прошли в 2005-2006 годах в Минске, Витебске, Гродно, Бресте, Лиде.

– Расскажите подробнее о семинарах по насилию. Как они проходили, каковы результаты?

– Эти семинары проводились не только для сестер милосердия, но и для всех заинтересованных лиц, для церковных социальных работников и священников. Не всегда удается; например, в прошлом году, когда мы проводили тренинг по насилию в Витебске, собралась чисто женская аудитория – только сестры милосердия. Оказалось, что из 14-ти участниц 13 подвергались домашнему насилию, причем серьезному. Многие сестры впервые получили возможность выговориться, и они плакали, когда рассказывали о пережитом. Мы даже полностью перестроили программу так, чтобы они смогли поделиться опытом, рассказать, кто и как преодолевал эту проблему. Потому что кто-то уже вышел из этой проблемы, а кто-то еще в ней находился.

А вот на семинарах в городах Лида и Гродно была смешанная аудитория, присутствовали священники, молодые ребята – члены молодежного братства. И если в Витебске получилось нечто вроде психотерапевтической группы, то там, где были смешанные группы, дискуссия шла порой очень жесткая, потому что аудитория разбивалась на группы – отдельно мужчины, отдельно женщины.
Но все были на равных. Хотя батюшки и в рясах, но грань различия была стерта, все-таки это не так, как в храме: это пастырь, а ты – паства. Дискуссия получилась искренней. И после все признались, что времени было слишком мало, а мы затронули только верхушку «айсберга».

Еще позитивный момент: один батюшка сказал, что занятия на семинаре были полезны тем, что помогли ему проанализировать свое поведение, и он понял, что где-то превышал…

Мы провели опрос «Жизнь без насилия» по поводу распространенности насильственных отношений между людьми, в первую очередь – домашнего насилия и насилия на рабочем месте над женщинами и девушками. По анкете, составленной Белорусской ассоциацией молодых христианских женщин, которую мы переработали и добавили пункты, касающиеся религиозной сферы, опрошено около 400 человек, каким-либо образом имеющих отношение к Церкви. Уже идет окончательная обработка результатов, в этом мне помогает профессиональный социолог. Пока у меня есть промежуточные результаты обработки 220 анкет. Среди отвечавших почти 12% – священники, 5% – церковнослужители, 9% – работники приходов или обслуживающий персонал, 29% – сестры милосердия, 30% – преподаватели воскресных школ, 29% – прихожане.
Результаты интересные. Например, на первый вопрос – «Считаете ли Вы, что в Библии указано, что мужчина должен главенствовать над женщиной?» «да» ответило 36% опрошенных, «нет, это неправильное толкование библейских текстов» – 33%, «затрудняюсь ответить» – 31%. А на вопрос «существует ли в нашей стране насилие над женщиной в семье?» «да» ответило более половины опрошенных.

– Как тренинги могут помочь противодействовать насилию? Что они могут дать?

– На данном этапе наша работа – это первичное информирование общества, что такая проблема есть и с ней надо что-то делать. Бывает так: до тренинга человек считает, что определенные действия не являются насилием. Например, хамство в общественном транспорте, по нашим меркам, – это уже норма, мы привыкли, а по международным категориям – это насилие.

– Это в общественной жизни. А в семье?

– И в семье то же самое.

– Елена, согласитесь, что женщине-христианке непросто разобраться, где нужно смиряться и терпеть, а где она может протестовать против поведения мужа и пытаться что-то менять. Какие рекомендации Вы даете на семинарах?

– Опять же, каждая ситуация очень специфична, индивидуальна. Важно, чтобы человек мог анализировать, слушать сердцем.

Что касается побоев, то, на мой взгляд, это ситуация очень серьезная. Момент прощения должен присутствовать. Но сколько раз прощать? И в какой ситуации прощать? Бывает единичная ситуация, когда человек сорвался, распустил руки. И тогда, может быть, надо смириться, обдумать свое поведение: может, ты сама спровоцировала? Но если это стало системой, то это серьезно.

На тренингах мы разбираем цикл насилия, который состоит из нескольких фаз. И если вначале может быть большая пауза между побоями, то потом промежутки затишья, примирения становятся все меньше и меньше, а стадий обострения, насилия – больше. Такой круг нужно как-то разрывать.

На одном семинаре в Витебске одна из сестер сказала, что надо заявлять в милицию. Кто-то возразил: да вы что, он же выйдет и тогда… А сестра ответила: «У меня такой опыт есть. Его забрали, и он там был без выпивки, без курева, без всяких плотских утех. И это его отрезвило. Не скажу, что перемены произошли сразу, но если раньше он выпивал чуть не каждый день, то потом раз в неделю, потом только с пенсии…» В наших методических пособиях имеются и рекомендации, как решать эту проблему с помощью милиции и суда.

– Но одно дело заявить в органы, если ты стала жертвой насилия на улице, со стороны хулиганов. А муж – это не кто-то с улицы, это твоя половина. С моральной, нравственной точки зрения, как можно отдать его на суд властей?

– Вот этим безнаказанность и воспитывается. На практике часто бывает так, что если даже женщина и заявит, то милиция не хочет лезть в семейные дела.

Когда мы обсуждали это в группе, где были священники, говорившие, что женщина в случае побоев должна смиряться, я их спросила: «Вот если к вам придет за советом мужчина и скажет: «Меня бьет жена, что мне делать?» Что вы ему скажете? Не надо сразу отвечать, просто подумайте. Теперь к вам приходит женщина и говорит: «Меня бьет муж, что мне делать?» — Что вы ответите ей?» Они задумались, потому что, как мне кажется, дали бы совершенно противоположные ответы. А спрашивается: почему?

Но они хотя бы задумались. Потом я предложила еще одну ситуацию: «К вам постоянно ходила женщина и жаловалась, что муж ее бьет. А вы ей: терпи, смиряйся. И вдруг вы узнаете, что он избил ее до смерти. Не будете ли вы чувствовать себя соучастником убийства?» Честно говоря, я сама не знаю ответа, но пытаюсь рассуждать. И я не жду, что после семинара, после моих вопросов человек в корне переменится, совсем нет. Но пусть он хотя бы задумается. Задумается один, задумается второй, еще кому-то донесет эту мысль.

– А как же слова, сказанные Господом Еве при изгнании из рая: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»? Если «мужское господство» от Самого Бога, какие могут быть разговоры?

– Господство, власть бывают разные. Есть власть, основанная на силе, есть власть, основанная на компетенции. Первое, я считаю, плохо, второе – нет. Компетентный мужчина – это мужчина, к которому можно обратиться за советом, за поддержкой, который просто в состоянии выслушать.

А есть власть, основанная на любви. Когда ты стараешься делать что-то для человека и не ждешь награды за это, потому что по любви это делаешь. Тогда радостно и подчиниться!

В сущности, каждая женщина согласна быть в том подчинении, которое описано у апостола Павла в Послании к Ефесянам, чтобы муж ее любил, защищал, заботился о ней. На первой Школе лидерства феминистки нас попрекали словами Апостола «жена да боится своего мужа». Но мы предоставили полный текст этой главы Послания к Ефесянам. И когда они прочитали, то сами же сказали: «О-о-о! Вот если бы мужья так относились к женам, как написано, то мы тогда согласны!» А когда я на Рождество подарила нескольким членам БАМХЖ видеокассету с лекцией диакона Андрея Кураева «Женщина в Церкви» – они посмотрели и пришли в восторг! Тут же со съезда – у них в это время проходила очередная Ассамблея – звонят мне: «Наши региональные организации запросили в свои видеотеки этот фильм. Где нам купить?».

Женщина, действительно, существо очень эмоциональное, очень чувственное, и ее надо не подавить, а поместить в некие рамки, чтобы она «не расплескалась» по пустякам.

Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА

См. также:
В России каждые 40 минут от насилия погибает женщина

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?