В Библии Бог говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт, 3,19), указывая, что человек всю свою жизнь должен будет тяжело трудиться для того, чтобы поддерживать свою жизнь. Как это соотносится со словами Христа: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф 6, 31). Так нужно ли заботиться о пропитании и одежде?
Анна П.
Отвечает иеромонах ИОВ (Гумеров), насельник Сретенского монастыря:
— В этом вопросе содержатся две совершенно разные темы. В первом случае, когда Адам изгоняется Господом из Рая, акцент делается на последствия грехопадения первого человека. Господь говорит: в Раю ты все имел, но согрешил и за это я лишаю тебя Рая. За твой грех ты и твои потомки отныне будут в поте лица есть свой хлеб. Здесь нравственный уроком для Адама становится наказание. Кстати, продолжение этой мысли есть и у апостола Павла: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес 2, 3, 10). А слова Спасителя: «Не заботьтесь, что вам есть и во что одеться» — другая богословская грань. Здесь речь о том, что многопопечение о делах земных не должно закрывать от нас упование на Бога. Что каждый истинный верующий должен иметь совершенное упование, что Отец Небесный — любящий, милосердный, всесильный, конечно, никогда его не оставит. Акцент делается на то, чтобы Его ученики научились совершенному упованию на Бога. Чтобы мы не только в Бога верили, но и во всем ему доверяли. И если мы живем в правде Божией, то конечно Он нас не оставит. Однако при этом никто не снимал с нас и обязанность трудиться в поте лица. И заботиться о себе, своей семье, еде и одежде, но при этом не терять упования на Бога. Причем свою работу необходимо совершать не только с верой и упованием, но и в полной мере своих сил и стараний, рассуждения и разумения. Иначе согрешим ленью и беспечностью. Ведь Господь обличает лень как большой грех: «Лукавый раб и ленивый…» (Мф.,25, 26).
Записал Алексей РЕУТСКИЙ