«Я ходил к так называемой «бабке», поверил в ее ложные слова и теории. Пытался, чтобы в это поверили и мои друзья-товарищи (слава Богу, мне кажется, что они не поверили). Однако все-таки я где-то сомневался в ее теории и, слава Богу, нашел в себе силы пойти в храм и поговорить с батюшкой. Он мне раскрыл глаза и сказал, что это большой грех и надо исповедаться. Позже, проанализировав свои походы к «бабке», понял, что она очень умело работает, а целью своей ставит, путем умелой и умной психологической обработки, обогащение (хотя сама она не требовала денег, но давали ей все равно из чувства благодарности, и хвасталась — вот на домик в деревне коплю). Да к тому же, видел, при том, что она это умело скрывала, что ей нравится быть этаким повелителем судеб других людей. Хотя в комнате у нее было много икон. Только пару лет назад мне перестали сниться кошмары по ночам (следствия тех посещений «бабки»)».
Что может служить соблазном для колеблющегося человека, заставить искать помощи у «бабки», и как помочь такому человеку? Ответить мы попросили зав. кафедрой сектоведения ПСТГУ профессора Александра ДВОРКИНА.
— Александр Леонидович, какие люди в трудных жизненных ситуациях обращаются к «бабкам», экстрасенсам и колдунам?
— К «бабке» может пойти человек невоцерковленный, или только-только начинающий воцерковляться, стоящий на пороге Церкви. Потому что стоит начать человеку входить в церковную жизнь, он немедленно узнает, что Церковь резко отрицательно к этому относится. К «бабкам» могут пойти даже люди, для которых Церковь является некоторым авторитетом, ведь многие колдуны используют в своей практике иконы и какие-то (даже не всегда христианские) молитвы. Для некоторых людей это служит гарантией доброкачественности магических услуг. Человек может быть настолько испуган и потрясен пришедшей болезнью, что готов ухватиться за соломинку, которую услужливо подсовывают ему или близкие, или еще кто-то.
— Что может подтолкнуть маловоцерковленных людей обратиться к экстрасенсу?
— Обычно это либо угроза здоровью, реальная или даже вымышленная, но, может быть, и простое любопытство. Распространенная тактика «целителей» такая: сначала человека запугивают, рассказывая, например, о его неизлечимой болезни, а потом предлагают единственное избавление. На этом же поле работают и псевдомедицинские организации, рекламу которых можно увидеть даже в метро. Рекламируют чудодейственные диагностические аппараты, которые измеряют биополя и якобы диагностируют имеющиеся и даже будущие заболевания, и т.п. Второй вид проблем, приводящих людей к экстрасенсам, – неурядицы в личных отношениях, которые люди надеются разрешить при помощи приворотов, отворотов, заговоров и всего прочего. За подобными услугами чаще обращаются женщины.
— А почему люди с такими проблемами идут не к врачу или к психологу, а пытаются решить их таким нетрадиционным способом?
— «Целители» достаточно агрессивно и умело рекламируют свои услуги. Но, с другой стороны, в этом виноваты и сами жертвы, которые позволяют проходимцам их обманывать. А у некоторых людей до сих пор держится советская вера в науку, способную решить все вопросы. И стоит кому-нибудь облечь свои обещания в такие «научные» термины… Кстати, Грабовой, ныне сидящий в тюрьме, говорит исключительно терминами, которые никому непонятны, но внушают доверие, потому что все звучит очень наукообразно. Свою роль играет и архаическое сознание людей, которые желают потакать своим страстям с помощью магического воздействия на духовный мир.
Качественная медицина доступна у нас лишь немногим. Люди идут к целителям, пытаясь решить свои медицинские проблемы. Большое количество подобных людей – это трагедия нашего времени и, надеюсь, что со временем власти обратят на это внимание.
Пляски на шабаше. Иллюстрация к трактату Ф-М.Гваццо. 1626 г.
— Существует церковное правило, отлучающее от причастия за обращение к колдунам…
— И, в византийском обществе, в котором устанавливались каноны, и в русском православном обществе были люди действительно воцерковленные, и были люди номинально православные, которые причащались раз в году. Но они также считают себя православными, хотя в церкви могли быть два раза в жизни: на крещении и на отпевании. Любой канон возникает, когда есть прецедент злоупотребления, если запрещают обращаться к колдунам, то это потому, что люди к ним обращались, и Церкви нужно было выразить свое отношение к этому. Такое каноническое правило имеет большое воспитательное значение. Если человек считает себя православным христианином, даже если он церковной жизнью не живет, то для него важно, как Церковь относится к тому или иному явлению. Во всяком случае, ему предоставлен выбор. Если человек знает, но ему наплевать на запрет, и он идет «к бабке», это уже действительно сознательный выбор, за который он несет ответственность.
— Как можно помочь невоцерковленным, но крещеным людям, которые обращаются к экстрасенсам?
— Их нужно предупредить, донести до них, что Православная Церковь крайне негативно к этому относится. Что всевозможные экстрасенсы, целители, колдуны, астрологи и прочие — все они враги Христа, враги Церкви. И что если человек к ним обращается, то он отрекается от Христа и переходит на сторону Его врагов. Если он туда идет, он может снять с себя крестик, потому что этот крестик к нему уже не имеет никакого отношения. Бог создал человека свободным. Но свобода невозможна без полноты информации. Помочь можно, прежде всего, донеся до человека эту информацию. Обладая информацией, можно сделать свой выбор свободно. Если человек заинтересуется, нужно объяснить, почему Церковь так негативно к этому относится. И, конечно, нужно молиться, чтобы его выбор был правильным.
— Люди, совершившие подобные грехи, часто жалуются на ночные кошмары, страшные сны…
— Это, я думаю, происходит от слишком пристального внимания к снам вследствие неизжитого оккультного мировосприятия. Отчасти, возможно, это муки совести, которые выражаются таким образом. Поэтому нужно просто исповедоваться, причаститься и на сны не обращать внимания.
Подготовил Антон КЛИМОВ