Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

За стеной слышны удары, бабушка кричит: «Не бейте!» Что делать, если вам кажется, что пожилого человека обижают близкие

Соберите факты – бережно расспросите и внимательно выслушайте потерпевшего или потерпевшую. Опросите соседей, поговорите с участковым, проконсультируйтесь с юристом – и действуйте сообща

Восьмидесятилетняя соседка тетя Люся со слезами жалуется, что родственники подсыпают ей в суп странные порошки и заставляют есть. Незнакомый старичок в магазине просит денег на хлеб – сын отбирает пенсию и морит голодом.

За такими историями могут стоять самые разные ситуации и далеко не всегда – жестокость родственников. Как понять, что происходит, и можно ли помочь пожилому человеку?

Разберитесь, в чем дело: поговорите с соседями и участковым

Насилие бывает разное – психологическое, финансовое, физическое. Когда речь идет о пожилых людях, понять, что происходит, сложно. Со стороны мы видим душераздирающую картину: бабушка кричит из окна: «Помогите, меня заперли, меня мучают» – или тихо жалуется на улице, что голодна.

«Прежде чем действовать, важно перепроверить слова и факты, потому что много подобных запросов поступает по поводу пожилых людей с когнитивными нарушениями», – говорит Лидия Амеличева, координатор проекта «Горячая линия помощи пожилым» БФ «Старость в радость».

Когда человек рассказывает, что видел инопланетян, а соседи приходят ночью и крадут из стиральной машинки мотор и заменяют на старый, сразу понятно, что он болен.

Но если жалуется, что его не кормят или мучают, запрещают выходить на улицу – разобраться сложнее. Возможно, действительно не кормят, а возможно, бабушка или дедушка забывает поесть или ест, но не помнит об этом и поэтому действительно ощущает голод. Бывает, что не выпускают и отбирают одежду из жестокости, а бывает – чтобы человек не ушел и не потерялся, пока родственники на работе.

Как узнать правду? Расспросите соседей, старшего по подъезду, участкового полицейского – то есть привлекайте общественность и госслужбы. Можно поговорить с детьми или родственниками, если они живут вместе или просто навещают.

Двое потерпевших в одной лодке: проблема непроизвольного насилия

Отдельная ситуация, которая, по опыту Лидии Амеличевой, может привести если не к насилию, то к конфликтам – когда ухаживать за пожилым родственником вынужден тоже немолодой родственник.

«Дети стариков – это тоже уже люди за 60, которые могут не осознавать все особенности деменции, – говорит эксперт. – Вместо того чтобы обратиться к психиатру, чтобы он подобрал препараты, нормализующие состояние, они списывают обвинения родителей или их агрессию на неблагодарность. Мол, ты все делаешь мне назло, я ухаживаю, а ты тарелки кидаешь.

Это накладывается на усталость и приводит к срывам: немолодая дочь может орать на свою старую мать, но это будет проблема непроизвольного насилия, двое потерпевших в одной лодке. Здесь можно поддержать, посоветовать врача, который придет на дом, подберет терапию».

Согласно Росстату, в России 7,16 млн людей старше 65 лет живут одни. У 11,7% из них нет ни одного человека, с кем можно было бы обсудить личные вопросы, а 17,8% одиноких пожилых не представляют, к кому можно обратиться за поддержкой. (Данные исследования «Если быть точным» конференции «Ближний круг».)

Если дома оставаться физически небезопасно, рассмотрите вариант с домом престарелых

Когда взрослые дети пожилых родителей асоциальны, пьют, употребляют наркотики, приводят кампании, жалобы на насилие могут быть вполне реальными. Но в этой ситуации помочь очень сложно. Мать или отец почти никогда не напишут заявление на своего ребенка, будут скрывать, говорить, что упали или ударились, даже если их бьют.

И даже если пожилой человек решится и обратится в полицию, участковый максимум заберет обидчика на 15 суток – затем он вернется в ту же квартиру, и ничего не изменится. У человека есть лишь вариант уйти в дом престарелых по собственному желанию. Но и в этом случае он может передумать, простить и вернуться по первому зову ребенка.

Как это устроено в других странах: Финляндия

Янне Пулккинен, исполнительный директор НКО «Для безопасной старости»:

– Согласно статистике бытового насилия в Финляндии, насилие в отношении пожилых людей – довольно редкое явление. Но статистика ненадежна, когда речь идет о людях старше 65 лет, поскольку пожилые реже рассказывают о своем опыте насилия.

Похоже, по отношению к пожилым существуют те же виды насилия в семье, что и у молодых, но также они страдают от насилия со стороны своих детей или внуков и чаще подвергаются финансовому насилию.

В Финляндии случаями насилия и жестокого обращения занимается Финский институт здравоохранения и благополучия (THL), но его поле деятельности – только исследования, разработки программ и координация. Для защиты люди 65+ лет могут обратиться в приюты.

Если кажется, что пожилой человек подвергается насилию, можно подать заявление, и соцработники незамедлительно проведут оценку потребностей в социальных услугах. Если это серьезный случай насилия, неравнодушный человек может привезти жертву в приют или вызвать полицию.

Обратитесь к юристу и проясните свои права

Если родственники действительно запугали пожилого человека, но при этом он сохраняет адекватность мышления, можно успокоить его и совместно выстроить стратегию защиты.

Родственники, которые обижают, не прописаны в квартире? Их можно выставить с помощью участкового, соседей. Если они каким-то образом там прописались, надо узнать, приватизировано ли жилье, и обеспечить бабушке поддержку. Но перед этим важно поговорить с ней: сама она пустила этих людей или они заставили.

Если недобросовестные родственники пытаются лишить пожилого, но интеллектуально сохранного человека дееспособности, потребуется помощь юриста.

«Если вы видите, что родственники, пользуясь слабостью человека, его недостаточной осведомленностью в социально-правовых вопросах и его зависимостью пытаются признать его недееспособным, то можно разъяснить человеку, что он вправе участвовать в судебном заседании и возражать против этого», – говорит Павел Кантор, юрист Центра лечебной педагогики «Особое детство».

Для этого:

– лучше всего воспользоваться помощью юристов профильных НКО. Вы сами тоже можете представлять его интересы, если он заявит об этом в суде.

Необходимо получить и изучить копии документов, которые родственники направили в суд, продумать свои возражения, отслеживать на сайте суда судебные заседания, чтобы они не прошли без ведома пожилого человека. В судебном заседании необходимо обосновывать отсутствие необходимости в такой мере защиты, как признание недееспособным.

«Хочется предостеречь против обращения за юридической помощью к первым попавшимся юристам, – говорит Павел Кантор. – Как правило, их расценки завышены, а квалификация в такого рода делах невысокая (даже если это не откровенные мошенники, которые берут деньги и ничего не делают). Правильнее воспользоваться рекомендацией тех, кому вы доверяете».

В крайнем случае убежищем может стать интернат

Если вы понимаете, что у пожилого человека есть когнитивные нарушения – будет сложнее.

Если он уже лишен дееспособности, можно попробовать оспорить опекунство в суде. Для этого важно собрать доказательства проявления жестокости: фото, видео и аудио.

«Хотя и они не гарантируют успех, – замечает Павел Кантор. – Недобросовестный опекун всегда может сказать: «Понимаете, она же болеет». Если за стеной слышны удары, бабушка кричит: «Не бейте» – и есть синяки, это одно. А если их нет, всегда можно сказать, что просто кто-то забивал гвозди.

Кроме того, понадобится другой опекун. Можно попробовать найти других родственников: возможно, они просто не совсем понимают, что члену их семьи нужна помощь, но будут готовы ее оказать. Если понятно, что помогать некому, а есть угроза жизни и здоровью, выход один – поместить пожилого человека туда, где о нем будут заботиться, то есть в интернатное учреждение.

Для принудительной госпитализации есть несколько причин: когда человек представляет угрозу для себя и окружающих, когда не может обеспечить свои базовые потребности или когда без лечения его состояние сильно ухудшается.

 В любом случае помощь – это длительный и сложный процесс, требующий вовлеченности того, кто вызвался помочь, поскольку каждая ситуация индивидуальна и имеет множество нюансов.

В Дании насилие по отношению к пожилым – табуированная тема

Мария Юстиниано, руководитель отдела политики по отношению к старшим Global Seniors (Дания):

– Насилие в семье по отношению к пожилым людям вообще не обсуждается в Дании. Подавляющее число жительниц безопасных домов для женщин, подвергающихся насилию в семье, – молодые женщины с детьми. Только несколько пожилых женщин пользуются такими домами.

У нас нет конкретного законодательства, касающегося насилия в семье, но есть общий закон, запрещающий любой вид насилия, независимо от того, по отношению к кому оно проявляется.
Я не могу припомнить ни одного случая, который обсуждался бы в СМИ. Я уверена, что это не потому, что этого не происходит, вероятно, это связано со стыдом, это табуированная тема.

Однако в последние несколько лет внимание привлекла тема пребывания пожилых людей в домах престарелых. Некоторые видео, снятые тайно, показывают, что персонал плохо обращается с жителями. Это разозлило многих людей и расстроило политиков. После обнародования таких случаев, как правило, начинается расследование и принимаются меры.

Материал подготовлен при содействии БФ «Добрый город Петербург»

Коллажи Ольги Сутемьевой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?