Недавно я прочитал детям отрывок из Евангелия о гадаринском бесноватом и утоплении свиней. Может быть, мои дети слишком впечатлительны, но у них была настоящая трагедия! Паслись себе животные, никого не трогали, и вдруг — в море. И еще один вопрос у нас с детьми: за что усохла смоковница? Ведь в Евангелии так и написано было: «не время собирания смокв»! Спасибо, Иван Семенов.
Отвечает протоиерей Игорь ИУДИН, настоятель храма Всех Святых г. Семенов Нижегородской области, духовник Семеновской православной гимназии, отец троих детей, дедушка 15 внуков:
— Свиньи бросились в море, потому что не захотели жить. И люди, в которых вселяются бесы, часто совершают самоубийства и уж точно никогда не радуются жизни. Потому что жизнь — это Господь («Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6)). А где бесы, там ненависть, разрушение и смерть. Свиньи, действительно, ни в чем не были виноваты. Животные вообще не могут быть виноваты: в отличие от людей они не имеют свободной воли, а живут по воле Божией, по условным рефлексам. Но когда Господь позволил бесам войти в свиней, они уже действовали не по условным рефлексам, а по воле лукавого. А позволил Господь не для того, чтобы погубить свиней (и уж тем более не для того, чтобы выполнить просьбу бесов), но чтобы люди поняли, как страшен сатана, как несовместим он с жизнью. Жители страны Гадаринской не захотели понять и фактически прогнали Спасителя: «И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5, 17). Это был их свободный выбор — Господь вразумляет, но не навязывает, не отнимает у человека свободную волю. И сегодня многие не хотят слышать Слово Божие. Но для тех, кто хочет, этот евангельский эпизод является важнейшим напоминанием об опасности оказаться в дьявольских сетях.
Что касается смоковницы, то это символ еврейского народа, ветхозаветной Церкви. В Евангелии от Луки Господь рассказывает притчу: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13, 6-9). О чем эта притча? О том, что Господь до последнего ждет, надеется, что человек принесет покаяние. Покаяние и есть плоды. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3, 2), — призывал Иоанн Креститель. А большинство иудеев отвергли Господа, не пожелали плодоносить. Здесь опять же мы вспоминаем, что каждому человеку дана свободная воля вплоть до принятия или отвержения Господа. До Христа еврейский народ был избран Богом и, единственный из народов, обладал полнотой истины. Но после прихода Христа, Его искупительной жертвы и Воскресения ветхозаветная церковь плавно перешла в новозаветную. То же, что упорствовало, осталось в Ветхом Завете — церковь иудейская, которую мы знаем. Бесплодная. Это символически показано в 11-й главе Евангелия от Марка, так расстроившей ваших детей. Действительно, там написано: «Не время было собирания смокв» (Мк. 11, 13). Но в то время и листьев не должно еще было быть на смоковнице. А они были — как претензия на что-то существенное, на плод. Претензии без плодов — символ Израиля, отвергшего Господа и ставшего бесплодным. Что Господь и показал на примере смоковницы. «И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек» (Мк. 11, 14). Это не жестокое обращение с деревом, а символическое напоминание всем людям о естественном законе жизни: когда мы с Господом, мы приобщаемся к жизни вечной, а когда по своей воле отходим от Него, умираем, засыхаем, как эта смоковница.
Вопрос в том, насколько понятны символы детям. В нашей гимназии Новый Завет изучают с первого класса, и первоклассники воспринимают очень тонкие вещи, такие, например, как Боговоплощение. И смысл крестного знамения мы им объясняем: ладонь — символ земли, два пальца, прижатые к ладони, — символ Божественной и человеческой природы Иисуса Христа, троеперстие — символ Святой Троицы. И детишки это понимают. Я, правда, не знаю, сколько лет вашим детям, учатся ли они уже в школе. Дошкольникам, на мой взгляд, такие вещи объяснить трудно, они еще все буквально воспринимают. Как, например, отреагирует четырех-пятилетний ребенок, если ему прочитать: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…» (Мф. 1, 2)? Думаю, рановато в этом возрасте знакомить детей с родословием Иисуса Христа. И эпизоды с бросившимися в море свиньями и засохшей смоковницей тоже трудны для адекватного восприятия в раннем возрасте, в чем вы убедились на собственном опыте. Знакомя детей со Словом Божиим, надо помнить об особенностях детского восприятия. Но нельзя придумывать для детей специальное, отличное от святоотеческого, толкование Евангелия. Мне кажется, лучше детей знакомить с Евангелием постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, обязательно советуясь с духовником.
Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ