В годы советской власти немногие люди находили в себе смелость открыто ставить в квартирах иконы – обычно иконостасы помещались в шкафчиках, за занавесками и т.д. Тем более трудно было представить себе в квартире негасимую лампаду. Сейчас времена изменились, и все чаще горожане вешают лампады у образов. Одним из основных поставщиков масла для лампадок в России выступает Православное братство священномученика Ермогена. Мы встретились с начальником отдела производства и реализации лампадного масла и церковной утвари при Братстве, Дионисием ВОЛОГЖАНИНОМ, чтобы поговорить о лампадном масле, его сортах, «масляном» бизнесе и т.д.
Православное Братство священномученика Ермогена существует с 1993 г., является частью Русской Православной Церкви и создано по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Устав Братства принят Священным Синодом РПЦ. В настоящее время Братство действует при Храме Святителя Митрофана Воронежского. Духовник Братства – протоиерей Димитрий Смирнов, который одновременно является настоятелем Храма Святителя Митрофана Воронежского и Председателем Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Основными целями Братства являются: благотворительность, религиозное просвещение и воспитание, христианская взаимопомощь. Отличительной чертой Свято-Ермогеновского братства является коммерческая составляющая, часть дохода от которой идет на нужды церквей и благотворительность. Создано братство было как компания по розничной торговле у храмов, но со временем обнаружило более интересную для себя нишу рынка – продажу лампадного масла. Братство поставило себе нетипичную для церковных организаций цель – «быть экономически эффективной организацией мирян Русской Православной Церкви, проявляющей особую заботу о своих сотрудниках, их духовном и материальном благополучии, профессиональном и личностном росте, опирающейся в своей деятельности на христианские ценности и лучшие традиции русского предпринимательства». |
– Скажите, что собой представляет лампадное масло, и какие существуют сорта?
– Религиозный обычай возжигания лампады с маслом существовал уже во времена Ветхого Завета. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия, огненного столпа, который вел Израиль по пустыне. Господь заповедал возжигать в светильнике только чистейшее горючее — оливковое масло, елей, который Израильтяне должны были приносить в храм в качестве добровольной жертвы.
Из Ветхого Завета обряд возжигания лампады перешел в христианскую традицию. Сначала использовалось также оливковое масло, но со временем появилась необходимость в других видах масла, и сейчас лишь немногие могут позволить возжигать оливковое масло (в России оно очень дорого и на сегодняшний день его возжигают менее одного процента церквей и частных лиц). Поэтому современная Церковная практика предлагает некоторые уже устоявшиеся решения по данному вопросу.
Конечно, в быту для светильников можно использовать любое масло: и минеральное (на основе нефти), и растительное, — но, выбирая лампадное масло для обряда, необходимо покупать чистое и качественное.
Основной принцип при выборе лампадного масла, наверно, должен быть следующий: если средства или еще какие-либо причины не позволяют жечь в лампадах оливковое масло, то заменять оливковое масло следует, по крайней мере, маслом чистым и качественным, хотя бы в этом соответствуя указаниям Священного Писания. И желательно добавлять в такое масло немного оливкового.
– Какова ваша технология обработки масла?
– Мы покупаем готовое масло у иностранных или отечественных поставщиков и превращаем в товар, нужный нашим клиентам
Прежде всего, когда материал поступает к нам, батюшка читает над ним специальную молитву на благословление масла. Это обязательно. Потом, вне зависимости от сорта масла, в него добавляется немного оливкового масла высшего сорта.
Так мы приближаем наше масло к канонам, ведь в нем будет хоть немного елея, который и велел возжигать Господь.
По желанию заказчика мы можем сделать масло более густым или наоборот жидким. От этих параметров зависит то, как долго будет гореть масло, более жидкое сгорает быстрее. Помимо этого мы смешиваем разные сорта масла для получения наилучшего качества.
Сейчас братство занимается разработкой нового типа масла: растительного масла, которое бы долго горело и имело бы при этом доступную цену.
На нынешний день в ассортименте братства около 5 видов масла. Но цели уже намечены: хотелось бы продавать 10-15 видов. Более далекие перспективы – производство и продажа ладана, а также икон.
– Где, кроме лампад, можно использовать лампадное масло?
– Лампадное масло – не вполне корректный термин, лампадным маслом может быть и оливковое и вазелиновое и растительное, сейчас в лампадах жгут что угодно. Ну вот например вазелиновое масло, которое является основным товаром братства, применяется и в парфюмерной области, и даже в медицине.
– Как отличить хорошее масло от поддельного?
– Главное качество, необходимое для того, чтобы масло можно было возжигать в лампадах – это чистота.
На этикетках должен быть указан состав масла, и читать их нужно внимательно. Желательно, чтобы масло было или оливковое или медицинское вазелиновое. Технические масла для лампад применять не стоит.
Кроме надписей на этикетках надо провести визуальный анализ масла: оно не должно быть слишком жидким, иметь неприятный запах или пахнуть сильными ароматизаторами.
Смешанное масло чаще всего делают из малого количества оливкового масла, в смеси с дешевыми соей или рапсом, его легко узнать по коричневатому оттенку, небольшому осадку; применять его в лампадах тоже не рекомендуется.
– Какие противопожарные меры надо принимать людям, имеющим дома негасимые лампадки?
– Если это закрытые лампады, то никаких особых мер принимать не надо. Если же это лампады открытого типа, то важен выбор масла, для таких лампад нельзя использовать масла с низкой температурой вспышки (жидкие), это может быть пожароопасно.
– Может ли масло прогоркнуть? Какой единоразовый объем лучше покупать в квартиру?
– В принципе масло испортиться не может, например, для вазелинового масла даже 10 лет хранения – не срок. Но качество все-таки теряется, поэтому лучше покупать масло небольшими порциями, от одного до двух литров.
– Насколько велик спрос на масло в стране? А за рубежом?
– В стране спрос стабильный, у нас много постоянных покупателей. В свое время мы заняли пустующую нишу рынка и неплохо себя зарекомендовали: наши покупатели знают, что мы гарантируем качество.
Раньше мы занимались экспортом в Украину, сейчас наше масло заказывают из Белоруссии.
– Сильна ли конкуренция в вашей отрасли?
– Конкуренты у нас есть, но их немного. Маслом занимается Софрино и некоторые другие фирмы. Но все-таки мы отличаемся, ведь у них масло – не единственная строка доходов. А мы пока все свои усилия посвящаем именно маслу.
– Есть ли у вас секреты мастерства, каких больше ни у кого?
– Секрет в том, что историю и технологии, связанные с лампадным маслом, мы изучили досконально, даже составили и выпустили брошюру, посвященную этому. Нам известна вся специфика, за 10 лет мы в этом собаку съели.
Автоматики у нас немного, но все просто и надежно. И, разумеется, есть свои тонкости: дополнительные фильтры, технологии смешивания масел.
– Где учат на «лампадномаслодела»? Какое должно быть образование, чтобы этим заниматься?
– Насколько я знаю, конкретно технологиям изготовления масла для лампад не учат нигде. Но в нефтяных институтах, конечно, процесс изготовления масел, очистки нефти и прочее, студенты проходят.
– В братстве состоят и работают исключительно мужчины?
– В основном мужчины, ведь работа специфическая и достаточно тяжелая. Так что на физически сложных работах, конечно, задействованы мужчины, в администрации братства мужчин и женщин поровну.
– Есть множество слов с корнем «масло» – умаслить, подмаслить, как по маслу – в смысле, все легко и мирно, все довольны. А на производстве все ли «масляно»?
– Особых проблем у нас нет, коллектив дружный. Проблемными были только поиск поставщиков, ведь в России производством масла почти никто не занимается, кроме Ярославского завода, который одно время работал с перебоями, и нам приходилось закупаться за границей.
– Нужна ли экономическая эффективность церковным организациям?
– Существуют два типа православных организаций: живущие за счет пожертвований и те, которые пытаются сами заработать и даже помочь другим. Братство Ермогена относится ко второму типу.
Основная часть наших доходов уходит на благотворительность, мы спонсируем гимназию, малоимущие семьи. Значит, нам надо нормально зарабатывать.
Подготовила Елизавета БУШУЕВА