Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ювелирная благотворительность

Рядом с храмом Иверской иконы Божьей Матери на Большой Ордынке находилось сразу две богадельни – приходская и частная. Обе они связаны с именем купца Николая Немирова-Колодкина и его ослепшей супруги. Рассказывает москвовед Никита Брусиловский.

Рядом с храмом Иверской иконы Божьей Матери на Большой Ордынке находилось сразу две богадельни – приходская и частная. У них были разные учредители, но обе они связаны с именем купца первой гильдии Николая Немирова-Колодкина, жившего на той же улице. И еще с именем его ослепшей супруги. Благотворительную историю этого места помогает восстановить москвовед Никита Брусиловский.

Богадельня Немировых-Колодкиных на Ордынке

Никита Брусиловский – историк, краевед, москвовед. Активист общественного движения «Архнадзор».

Церковь Иверской иконы Божией Матери
Николай Васильевич Немиров-Колодкин жил в каменном доме с флигелем по адресу Большая Ордынка, 44. Это напротив храма Иверской иконы Божьей Матери, в котором купец был деятельным старостой. Его стараниями и средствами храм во второй половине XIX века был капитально отремонтирован и украшен.

Немиров-Колодкин Николай Васильевич (21 июня 1819 – 24 марта 1886)
Николай Васильевич владел фабрикой золотых и серебряных изделий. Основал в Москве «Торговый дом Н.В.Немирова-Колодкина», где с успехом продавал золотые, серебряные и бриллиантовые украшения. Так случилось, что собственных детей у Немирова-Колодкина не было, а для успешной деятельности необходимы были надежные помощники. Поэтому к своему делу он привлек четырех племянников, которые перебралась в Москву из родной ему Вологды и поселились здесь же, в доме дяди на Ордынке. Все племянники стали его приказчиками и успешно развивали начинание. Дело Немирова-Колодкина процветало, хотя конкуренция среди ювелирных домов Москвы была серьезной.

Процветало и другое дело, которое принесло купцу добрую славу – его благотворительность.

Богадельня в усадьбе

Немиров-Колодкин с 1860 года был агентом Московского комитета о просящих милостыню, то есть ежегодно вносил 300 рублей серебром в качестве пожертвования в комитет и помогал в поиске рабочих мест для бедноты. Он много и щедро жертвовал на образование, в пользу церквей и бедных семей.

В родной Вологде купил землю и в 1879 году выстроил богадельню для неимущих престарелых граждан купеческого, мещанского и ремесленного сословия, которая просуществовала до 1918 года. Здесь призревалось 76 человек. Социальное назначение здания сохранилось даже после революции: в 1921 году в нем разместили инвалидный дом на 150 человек.

За свои многочисленные заслуги на поприще благотворительности Немиров-Колодкин стал потомственным почетным гражданином Москвы и Вологды. Кроме того – награжден пятью золотыми медалями «За усердие» для ношения на шее на Андреевской, Александровской, Владимирской, Анненской и Станиславской лентах и орденом Св. Анны 3 степени.

Особое внимание Николай Васильевич уделял заботе о слепых. Говорят, его супруга Дарья Артемьевна ослепла, и поэтому он решил поддерживать незрячих. Как бы то ни было, но даже в собственном московском доме один из флигелей (а в усадьбе был главный каменный дом и два флигеля по бокам) он отвел под богадельню для слепых и глухих женщин.

В марте 1886 года Николай Васильевич скончался, а в завещании распорядился отдать всю свою усадьбу со всеми строениями под устройство богадельни для слепых бедных женщин. Племянники строго исполнили волю дяди и вскоре на месте усадьбы на Большой Ордынке открылась «Богадельня имени Н.В. и Д.А. Немировых-Колодкиных». На ее содержание было выделено сто тысяч рублей, а попечительство над ней взяло на себя Московское Купеческое Общество.

Богадельня существовала до 1917 года. После революции вся собственность товарищества была национализирована, а в бывших зданиях богадельни в связи с нехваткой жилья в городе были устроены квартиры для рабочих семей.

Сильно изменился с тех пор и внешний вид самой усадьбы. Фасады основного здания были утрачены в 1990-х годах, тогда же снесли южный флигель. А в июне 2011 года, несмотря на протесты «Архнадзора», снесли и северный флигель, который некогда принадлежал купцам Феоктистовым, поэтому в историю города вошел как «дом Феоктистовых». «Увы, отстоять памятник архитектуры, формировавший облик Замоскоречья, не удалось», – сожалеет москвовед Никита Брусиловский, активист «Архнадзора».

Снесенный «дом Феоктистова»

Приходская беднота

Куда больше повезло зданию второй богадельни в этом районе, связанной с именем Николая Немирова-Колодкина. Эта двухэтажная постройка, расположенная по адресу Иверский переулок, 22, дошла до нас в первозданном виде.

«Здание, хоть и скромное, но не безликое, – говорит Никита Брусиловский. – В нем присутствует некоторая архитектурная мысль и даже дань тогдашней моде на псевдо-русский стиль. Окна здесь имитируют старинные палаты. Понятно, что имитируют грубовато, понятно, что у палат такие широкие окна не делались, а были в два раза меньше, да и декор прежних палат делался тоньше и аккуратнее. Однако, в таком грубоватом, иногда даже «топорном» варианте архитекторы конца XIX века представляли себе русский стиль».

Эту небольшую богадельню, в которой призревалось до 15 женщин (в основном – прислуга местных жителей), построили в 1886 году – после смерти Николая Немирова-Колодкина на завещанные им 11300 рублей.

Строил богадельню староста храма Иверской иконы Божьей Матери, купец Александр Дружинин, племянник Немирова-Колодкина. Он привлек для этого архитектора Николая Васильева – прямо скажем, не самого известного.

Деньги на содержание богадельни выделял сам приход. О московской приходской благотворительности стоит упомянуть отдельно.

– В 1860-е годы Москва стала превращаться в мегаполис, и в рабочих окраинах скапливалось большое число бедноты, – рассказывает Никита Брусиловский. –
Общины начали самоорганизовываться и оказывать «адресную помощь» нуждающимся, появились так называемые Приходские попечительства о бедных. Идея принадлежала настоятелю храма Святителя Николая на Новом Ваганькове отцу Руфу Ржаницыну, профессору Московской духовной академии и одному из известных московских священников второй половины XIX века. Он посвятил себя тому, что сейчас называют социальным служением. Именно отец Руф обратился к митрополиту Филарету (Дроздову) с идеей создания Попечительских советов о приходских бедных. Идея была одобрена и указом Московской духовной консистории такой совет одним из первых в Москве появился в храме святителя Николая на Пресне – в фабричном районе, где социальная помощь была не просто уместна, но остро необходима.

Такие советы стали появляться в Москве повсеместно. Некоторые открывались формально и никакой деятельности не вели, но на приходе Иверской иконы Божьей Матери все было по-настоящему. Открывались, в частности, богадельни при храмах, на содержание которых выделяли отдельную статью в бюджете прихода. Источником пополнения бюджета служили добровольные пожертвования прихожан и установленные ежегодные сборы с членов Попечительского совета. В совет входили, как правило, священнослужитель, церковный староста и выбранные на общем собрании прихода члены приходской общины. Попечительский совет собирал и распределял пожертвования. Часто приходы имели неприкосновенный капитал, на проценты от которого содержались благотворительные учреждения.

Имидж или вера?

Содержал богадельню весь приход, но конечно были основные жертвователи. В храме Иверской иконы Божьей Матери такими были старосты. В том числе и Николай Васильевич Немиров-Колодкин.

Богадельня для прислуги в иверском переулке.

О причинах щедрости этого купца говорили разное. Возможно, благотворительная деятельность Николая Васильевича была частью его бизнес-стратегии – это помогло ювелирному фабриканту выстроить имидж честного человека и добавляло значимости всему его предприятию. Однако есть и другие версии, которые, впрочем, не противоречат первой. Во-первых, Немиров-Колодкин был глубоко религиозным человеком, а во-вторых, сам в юности перенес немало лишений: хотя он и был купцом в четвертом поколении, но рано остался сиротой, а имущество родителей было продано за долги. Так что, переехав из Вологды в Москву, свое предприятие Николай Васильевич начинал практически с нуля. И когда добился успеха, не мог не заботиться о тех, кому повезло меньше.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?