В апреле 2023 года многие СМИ и интернет-сайты опубликовали необычный сюжет из города Кызыла: священник Дмитрий Шишкин перегородил дорогу строительной технике, чтобы уберечь от сноса дом местной пенсионерки.
Наш корреспондент поехал в Республику Тыва, чтобы узнать у смелого батюшки, что он, энергичный священник из Воронежа, делает в центре Азии.
Никакой надежды на себя
Универсам «Хороший» на улице Красных Партизан в Туране – это центр жизни пятитысячного городка в полусотне километров от Кызыла – тувинской столицы. Вокруг Турана горы, степь и тайга – зависит от того, в какую сторону ехать. В сравнении в другими районами республики, в городе довольно много русских – больше половины жителей. Но на ступенях магазина собираются в основном тувинцы – неторопливо о чем-то беседуют. На стенах множество объявлений, большинство из них с QR-кодами – XXI век.
Из магазина выходит человек в черной джинсовой куртке поверх подрясника. За ним заинтересованно наблюдает девочка-тувинка лет восьми с плюшевым зайчиком в руках. Она пришла за покупками вместе с мамой. Проходя мимо девочки, священник гладит ее по голове, с улыбкой говорит что-то, торопливо идет дальше. Явно радуясь его словам, девочка, прижимая к себе зайца, бежит за батюшкой.
«Дядя! Дядя! А почему ты так одет?» – указывает на подрясник. «Я Богу служу, – отвечает «дядя». – У нас такая одежда. Знаешь церковь красивую, белую?» Девочка кивает. «Приходите в гости. Чаю попьем, у нас и конфеты есть», – теперь священник обращается и к маме, и к плюшевому зайцу. –Приходите, в любое время». Батюшка направляется к машине, девочка не сводит глаз с необычного собеседника.
Город Туран был основан в 1885 году как первое русское поселение на территории современной Тувы. Тогда ее называли Урянхайским краем в составе китайской Империи Цин. К 1909 году в крае насчитывалось до девяти тысяч русских жителей, по большей части купцы и крестьяне. Для них в начале XX века был построен первый в Туве православный храм в честь просветителя Сибири святителя Иннокентия Иркутского. В советское время храм был закрыт. Иконы, облачения и хоругви из этой церкви сегодня выставлены в Национальном музее Республики Тыва в экспозиции, посвященной традиционным верованиям этой земли, наряду с шаманскими и буддийскими артефактами.
Спустя почти сотню лет после постройки того храма в городе появилась новая каменная церковь. А совсем недавно, в 2022 году, православный приход в Туране получил статус мужского монастыря в честь равноапостольного князя Владимира. Тихий участок на окраине города давно облюбовали монашествующие, а перед тем, как территорию официально провозгласили монастырем, приезжала Церковная комиссия из Москвы. Мужской монастырь в Туране – первый и пока единственный на карте республики.
Сорокалетний священноинок Димитрий – благочинный монастыря. Здесь его дом – небольшая комната в деревянном домике, который он называет «турбазой». В детстве много ездил с родителями по туристическим маршрутам – дом внешне напоминает те дома, где они останавливались.
Такая же комната закреплена за батюшкой в Кызыле, на территории Воскресенского кафедрального собора. Он возглавляет епархиальный отдел по социальному служению, поэтому живет на два дома.
Отец Дмитрий говорит, что монахом хотел стать еще с юности.
Он часто ездил из Воронежа, где жил, в Задонский монастырь и считал монашество идеальным устроением жизни. «Даже молился о том, чтобы монахом стать. Примерно до третьего курса семинарии молился, а потом перестал – узнал, что монашеский мир не идеален», – вспоминает он.
Постриг (пока рясофорный) отец Дмитрий принял гораздо позже – семейная жизнь у молодого священника не заладилась, жена уехала в поисках счастья в Москву. Церковная жизнь оказалась ей неинтересна. «Зато теперь можно целиком посвятить себя служению ближним», – говорит батюшка. Самое трудное в такой жизни – сохранить молитву, которая тебя самого хранит, душу хранит и разум. Что помогает – никакой надежды на себя, только на Бога.
Отец Дмитрий, с одной стороны, новичок в Южной Сибири – приехал сюда в 2019 году. С другой стороны, он хорошо знаком с местными реалиями – несколько лет подряд приезжал в Туву из родного Воронежа с молодежной православной миссией и привязался к этому краю.
– Главное, что удивляет и вдохновляет в Туве, кроме потрясающей природы, – здесь всегда чувствуешь себя нужным, – говорит батюшка. – Но решение о переезде стало для меня неожиданностью: тувинский архиепископ, владыка Феофан (Ким), с которым мы много общались во время миссионерских поездок, сумел договориться с воронежским митрополитом о моем переводе в Кызыльскую епархию. Когда он сказал мне об этом, я сначала возмутился – ведь меня никто не спрашивал! Остыл, увидел в этом волю Божию. В Воронеже под сотню священников, а здесь – всего 12. Мы тут не раз убеждались в глубине и верности благословений архиепископа, хоть по началу они могут показаться и не совсем понятными. Я понял, что именно этого хотел, – и вот я здесь.
Даже если рассматривать Православие преимущественно как религию русского населения республики, работы у епархии очень много. Русские составляют около 16% жителей Тувы, а это более 50 000 человек! Единственный опрос о религиозных предпочтениях проводился здесь в 2012 году исследовательской службой «Среда». Тогда буддистами себя назвали более 60% опрошенных. 8% сообщили, что поклоняются силам природы. Православными тогда назвались около 1% респондентов. Спустя 10 лет картина поменялась, но Православие остается в Туве религией меньшинства.
Отец Дмитрий убежден, что миссия в Туве необходима. Регион непростой. При низких доходах – высокий уровень преступности. Пьянство и наркомания, отток молодежи в ближайшие мегаполисы. А вера, как ни крути, облагораживает душу, дает возможность выйти из обыденного круга жизни, дает перспективу – зачем живет человек. Только ли ради охоты да рыбалки, бизнеса и семьи? Особенно важно это молодым.
Из личного дела отца Дмитрия
Батюшка вспоминает, как сам пришел к вере, – еще школьником, классе в девятом. Точнее, не пришел, а прибежал.
– Как-то с приятелем решили устраивать утренние пробежки по набережной, – вспоминает он, – а там по маршруту видны сразу несколько храмов. Никто из нас никогда в церкви не был, вот и условились в определенный день сходить. И так получилось, что приятель проспал, а я пришел…
Поначалу ничего не было понятно. Странная атмосфера, неизвестные правила поведения, непонятный язык – пришлось что-то изучать, вычитывать. У родителей нашлась старинная детская Библия. И помню – все время словно что-то тянуло в церковь. Все чаще и чаще я туда ходил.
На первую свою исповедь попал совершенно случайно. Просто увидел много людей и встал в очередь. А священник, принимавший исповедь, подозвал меня первым: «Ты на сына моего похож. Вижу – маешься. Решил помочь».
О семинарии Дмитрий впервые услышал от своего школьного учителя, которого неожиданно встретил в храме. К концу школы твердо решил поступать.
На третьем курсе, в 2003 году, о. Дмитрий пережил кризис – это случается с семинаристами. Стала видна изнанка или «темная сторона» Церкви, по слову Сергея Фуделя. Поэтому после семинарии он в монахи не пошел, а завел семью, но не заладилось. Все силы отдавал служению и работе с людьми – возглавил молодежный отдел Воронежской епархии. От своих бывших сокурсников, ставших батюшками и ездивших в Туву, он впервые и услышал о необходимости миссии на далеких землях.
Республика трех религий, равных перед законом
На центральной городской площади Кызыла, напротив памятника Ленину, установлена буддийская пагода с молитвенным барабаном. Это яркое напоминание о том, что Тува – не типичный российский регион.
– Впервые оказавшись в Туве, я никак не мог привыкнуть, – вроде бы Россия, а русские здесь в меньшинстве. Бывает, идешь по улице и понимаешь, что ты один здесь имеешь славянскую наружность, – вспоминает отец Дмитрий.
Буддизм и шаманизм признаны в современной Туве традиционными верованиями.
С городской набережной хорошо видна 16-метровая статуя Будды Шакьямуни, самая большая в России. Здесь же, на набережной, расположен Шаманский центр, а на соседней улице – храм Георгия Победоносца.
Все религии равны перед законом, но здесь принято считать, что Православие – это для русских.
Археологи датируют самые древние обнаруженные на тувинской земле буддийские храмы XIII столетием. В XVIII веке здесь активно работали монгольские ламы, благодаря которым эта религия стала в Туве традиционной. Шаманизм укоренился в народе гораздо раньше, а со временем в жизни народа эти верования стали неразделимыми.
Тувинец может соблюдать ритуалы буддизма, но в определенные моменты жизни обращается к шаманам. Это можно сравнить с современным горожанином, который может употреблять традиционные лекарства, но порой обращается к гомеопатии. А на тувинских похоронах нередко можно увидеть ламу и шамана. Первый молится о душе усопшего, а второй «отгоняет» злых духов. Такая форма религиозности свойственна именно тувинскому народу. Здесь ценят и чтут традиции предков, а они на протяжении веков так жили и так верили.
– Со сложностями в отношениях с носителями другой веры порой встречаются миссионеры в тувинской глубинке. Чаще это даже не религиозная вражда, а отголоски 90-х, когда в республике были популярны сепаратистские настроения, – рассказывает отец Дмитрий. – Однажды я шел по поселку на западе республики и видел, как люди плюют мне в спину. Видимо не потому, что я священник, а потому что русский. Думаю, подобное отношение происходит от элементарного незнания и ограниченного кругозора.
– В Кызыле в этом отношении все спокойно. Как и сотню лет назад, здесь можно встретить людей, которые не говорят по-русски и никогда не выезжали за пределы республики. В целом же тувинцы добрые и простые. А в вопросах благотворительности мы никогда не касаемся вопросов религии и национальности.
В Туве очень много бедных, нуждающихся людей. Многие страдают от неустроенности, у кого-то проблемы с алкоголем. Наша задача – помогать тем, кому эта помощь нужна прямо сейчас. С местным ламой мы встречаемся порой на городских праздниках, он всегда подчеркнуто вежлив. Каждый делает свое дело, мы в дела друг друга никак не вмешиваемся, – объясняет батюшка.
Впрочем, активная деятельность основанной в 2011 году Кызыльской епархии оказала влияние и на буддийскую общину, которая начала возрождаться на два десятилетия раньше.
Говорят, что, проектируя большой буддийский храм на въезде в город со стороны аэропорта, архитекторы уточняли высоту Воскресенского кафедрального собора в противоположном конце той же улицы. А когда у православных появилась своя монашеская обитель в Туране, этот недостроенный еще храм был объявлен буддийским монастырем.
Вслед за православными, буддисты пришли в школы – рассказывают детям основы своей веры. Не исключено, что когда-то появятся и масштабные благотворительные проекты. Сегодня благотворительность для тувинских буддистов – это в основном поддержка самих храмов и других мест поклонения, которые вряд ли смогут существовать без такой поддержки.
Адресная помощь бабе Нине и не только
Кормление бездомных по инициативе Социального епархиального отдела в Кызыле проходит дважды в неделю – по понедельникам и пятницам. В центре города, неподалеку от рынка.
Наблюдаю, как машина с волонтерами привезла горячую еду в контейнерах. К ней с разных концов стекаются люди – помятые, трясущиеся, голодные. Выдаются первое, второе, компот – как в столовой. Едят тут же, у дороги. Подопечные выездной столовой в большинстве своем тувинцы. Кланяются, благодарят за питание. «У нас пока нет никаких столов и стульев для них, да и ставить их тут негде», – смущается отец Дмитрий.
Некоторые бездомные, подкрепившись, подходят к волонтерам с личными просьбами – восстановить паспорт, помочь оформить пенсию. Так для многих начинается большой путь, который при помощи совместных усилий вполне может изменить жизнь человека – от скитаний по улицам до устроенной старости.
В команде отца Дмитрия два десятка волонтеров. Свою деятельность они координируют через чат в мессенджере. Одни готовят еду, другие забирают и везут ее в центр. С социальным отделом работает юрист, который занимается вопросами документов, оформления пенсий, устройства в больницы.
Многие волонтеры приезжают помогать целыми семьями. Сначала отец Дмитрий пытался найти помощников через епархиальный чат, но поддержки не нашел. Большинство людей пришли помогать после публикаций в городских интернет-сообществах. Порой далекие от Церкви, но имеющие желание чем-то помочь другим.
Среди двух десятков добровольных помощников пятеро тувинцев. Они очень активны и инициативны, всегда готовы участвовать в проектах социального отдела.
– Главное направление нашей работы – адресная помощь, когда есть конкретный человек с конкретной проблемой, которую мы помогаем решить, – говорит отец Дмитрий. – От сердца к сердцу.
Один из адресов помощи Социального отдела – новый дом по улице Суворова в Кызыле. Там теперь живет Нина Саая, та самая, у которой ломали дом, а о. Дмитрий встал перед экскаватором. «Бабушка Нина», как называет ее отец Дмитрий.
О судьбе Нины Ендан-Сюрюновны он, как это ни странно, узнал от воронежских друзей. «Прислали ссылку на YouTube, – рассказывает священник, – мол, что у вас такое творится?
Я решил разобраться – нашел бабушку, познакомился с ней. Все оказалось правдой».
В 2017 году в городе Ак-Довурак были убиты сын Нины, его жена и двое маленьких детей. Убийцы семьи – две родные сестры – получили серьезные сроки, а их преступление долго обсуждалось в республике. Причиной такой расправы стал бытовой конфликт, помноженный на алкоголь. Детей, свидетелей преступления, убийцы утопили в ванне, потому что боялись, что те вырастут и будут мстить им и их семьям.
Айза, старшая внучка, ей тогда было тринадцать, в тот день была в гостях и осталась жива. Бабушка не смогла жить в квартире, где произошло такое страшное преступление. Она переписала жилье на местную администрацию и перебралась с девочкой в Кызыл. Там семье несколько раз давали временное жилье, а, когда дом шел под снос, переселяли в другое ветхое жилище.
Айза – уже студентка – уехала учиться в другой город. А бабушка осталась наедине с жилищной проблемой – идти ей было некуда.
Нина Ендан-Сюрюновна и отец Дмитрий друг другу очень понравились – он напоминает ей погибшего сына. Священник направил несколько бумаг в различные инстанции, но ничего не изменилось.
И вот звонок от бабушки Нины: «Отец Дмитрий, дом отключают от коммуникаций, сегодня будут сносить». Священник, не раздумывая, едет к Нине и просто встает на пути техники: «Пока не решится вопрос с жильем – не уйду».
О дальнейших событиях того дня отец Дмитрий и Нина Ендан-Сюрюновна теперь вспоминают с улыбкой. Их обоих увезли в полицию, чтобы взять объяснение. В отделении бабушке стало плохо, пришлось вызывать скорую. В это же время информация о вставшем перед строительной техникой священнике моментально разлетелась по новостным лентам: «Герой дня», «Живой щит», «Остановил бульдозер».
– Знаете, мне было не до геройства, я грешным делом думал, как бы от начальства не влетело. А вообще просто хотел помочь. Не должен человек оставаться без дома, – убежден отец Дмитрий. – Начальству, нашему владыке Феофану, позвонил сам и объяснил ситуацию. Спасибо журналистам, история получила резонанс, заставив власти срочно разобраться в ситуации.
Правда Нине Саая сначала предложили поселиться в очередном аварийном доме, но о. Дмитрий настаивал на отдельной квартире.
И вот, мы в гостях у Нины Ендан-Сюрюновны. Пустая квартира быстро обросла всем необходимым: плиту, холодильник, стиралку и мебель купили на пожертвования людей, которых тронула история бабушки.
Саморазвитие – хорошо, но и про ближнего забывать нельзя
– Работа в Социальном отделе мне самому очень помогает, – делится отец Дмитрий, – сердце смягчается от возможности почувствовать боль другого человека, неповторимого и ранимого. В наше время много говорят о саморазвитии, самопознании и глубине. Но, углубляясь в себя, нельзя забывать ближнего. Возможно, кому-то помощь нужна прямо сейчас!
Вещевой склад Социального отдела занимает одну комнату в цокольном этаже здания на территории Воскресенского кафедрального собора. На склад эта комната не похожа. Скорее, напоминает магазин, только без ценников. Любой человек может прийти сюда и выбрать себе одежду – от нижнего белья до модной шляпы.
– Клиенты склада – местные жители, – рассказывает ответственная за его работу Татьяна Резниченко, – в Кызыле живет примерно 30% русских и 70% тувинцев. Среди просителей ситуация ровно такая же: большинство приходящих на склад – тувинцы.
– В стенах храма нет разделения по национальностям, – говорит отец Дмитрий, – у нас все равны. Грехи, как и добродетели, одинаковы у всех людей. И Господь всех любит одинаково!
В планах отца Дмитрия – установка на территории собора «Юрты милосердия», аналога московского «Ангара спасения», только с местным колоритом. Впрочем, дело тут не в колорите, а в дешевизне установки юрты в сравнении с самым скромным зданием.
В епархии уже действуют два храма-юрты, которые хорошо себя зарекомендовали с точки зрения практичности. А в центре города такая юрта может стать спасением для многих людей, которые смогут получать обогрев, питание, участвовать в каких-то беседах, бесплатно брать книги.
У входа в вещевой склад, в зеленой жилетке волонтера Кызыльской епархии – бабушка Нина Саая. Ее задача – не пускать на склад нетрезвых посетителей. «Ты можешь прийти за помощью голодным, грязным. Но обязательно трезвым», – поясняет отец Дмитрий.
«Храм – святое место, так что я пьяных сразу отгоняю», – подтверждает Нина Ендан-Сюрюновна. Она очень гордится своим волонтерством. А еще бабушка Нина готовится к принятию Крещения, занимается с катехизаторами. Лишившаяся когда-то большей части своей родни, она нашла новую семью в Православной Церкви. Она пробует молиться своими словами. Ее внучка-студентка Айза тоже стала ходить в храм.
– Если на свете есть такие добрые люди, которых я встретила в Церкви, значит Господь Бог точно существует, – говорит бабушка Нина, – всю жизнь я прожила без веры в Бога, а теперь мне хочется быть к нему поближе. Молюсь за всех, и сердце мое успокаивается.