По данным правозащитной организации Amnesty International, в 2018 году в мире было казнено 690 человек (без учета Китая, где количество «смертников» засекречено и предположительно составляет еще более 1000 человек).
22 года в камере смертников
В конце 80-х годов американскую общественность потрясла история 25-летней Дебры Милке, приговоренной к смерти по обвинению в организации убийства ее 4-летнего сына Кристофера. По мнению следствия, мотивом было нежелание Дебры отдавать сына на воспитание бывшему мужу, а также стремление получить страховку в 5000$.
По закону штата, вести допрос подозреваемых здесь разрешено без аудио- и видеозаписи, что создает условия для фальсификаций. Полицейский чиновник Армандо Салдейта уверял присяжных, что Дебра в ходе допроса признала свою вину – это стало главным доказательстве дела.
Сама Дебра решительно это отрицала, но лишь позже, когда Салдейт был уличен во лжи под присягой, дело Дебры вышло на новый уровень доследования. В 2013 году адвокатам Дебры удалось добиться отмены приговора в апелляционном суде. В 2015 году с Дебры сняли все обвинения.
Когда женщину посадили в камеру смертников, ей было 29. Когда она вышла на свободу – 51 год.
Штат Аризона, где разворачивались упомянутые события, как и большинство других штатов Америки, не гарантирует реабилитированному какой-либо компенсации за время, проведенное в тюрьме.
«Безусловно, система правосудия должна быть направлена на то, чтобы исключать вероятность ошибки при вынесении приговора. Апелляции нужно рассматривать максимально тщательно. Важно исключить любую, даже малейшую вероятность казни в чьих-то корыстных интересах.
К счастью, таких случаев очень мало. В США очень неплохо работает практика доследования», — считает протоиерей Джон (Иоанн) Уайтфорд – настоятель храма Святителя Ионы Манчжурского (РПЦЗ) в Спринг, Хьюстон, и постоянный автор ‟Orthochristian.com» – английской версии портала «Православие.ру».
Штат Техас, где служит отец Джон, занимает первое место в США по общему количеству казней с 1976 года.
«Прозрачная правовая система – необходимый фактор суда по справедливости»

Отец Джон является убежденным сторонником смертной казни, свое мнение он основывает на цитате из Книги Бытия:
«Бог сказал: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Бытие 9:6). Ни в Писании, ни в Предании нет ничего, что призывало бы к несогласию со смертной казнью, когда она выносится справедливо.
И вы не найдете ни одного отца Церкви, интерпретирующего этот отрывок как устаревший постулат Ветхого Завета, неактуальный в наши дни.
В 2000-х в Русской православной церкви широко обсуждался вопрос о возможности применения смертной казни. Большинство русских священников выступали против, используя традиционные аргументы. Один из них — дать человеку время на покаяние.
Но в Соединенных Штатах с момента вынесения приговора и попыток его обжалования и до момента казни может пройти двадцать лет!
Я уважаю людей, которые высказываются против смертной казни в тех местах, где процветает коррупция, плохо работает судебная система и есть риск ошибочных приговоров. Казнь невиновных – это убийство.
Но если мы говорим о прозрачной правовой системе, то смертная казнь жестокого рецидивиста действительно может помочь людям чувствовать себя защищенными. Серийные убийцы и террористы должны знать, что есть поступки, которые не оставляют человеку права на жизнь».
«Человеческий фактор хитрее самой прозрачной правовой системы»

Другого мнения придерживается протоиерей Михаил Владимиров, возглавляющий православную общину святого апостола и евангелиста Марка (РЦПЗ). В штате Нью-Йорк, где служит отец Михаил, смертная казнь не практикуется с начала 60-х, а полный запрет на нее был принят в 2007 году.
«Статистика в США ясно демонстрирует ошибки американских судов, несмотря на все современные достижения науки в области экспертиз и анализа данных. Человеческий фактор здесь всегда найдет свое место, – убежден о. Михаил.
– С 1976 г. по сегодняшний день в США было приведено в исполнение 1506 смертных приговоров. За этот же период было вынесено 166 оправдательных приговоров для осужденных на смертную казнь. Каждый 10-й человек был казнен невиновным», — добавляет священник, ссылаясь на статистику на сайте deathpenaltyinfo.org.
«Священник по определению служитель жизни, а не смерти. На мой взгляд, священник не может поддерживать смертную казнь. Это в корне противоречит самой сущности его служения».
Сам Господь был распят на кресте, – именно это, по мнению о. Михаила, является доказательством неприемлемости смертной казни. «Христос был оклеветан, предан в руки палачей «из зависти», как говорит Евангелие от Матфея.
Казнь Христа – лучшее доказательство того, что земной суд не имеет права распоряжаться жизнью и смертью людей», – считает православный священник из штата Нью-Йорк.
Однако в православных русских великих княжествах, государстве, а потом и Российской империи смертная казнь существовала во все времена (за исключением крайне редких и непродолжительных перерывов). И при великих князьях, и при царях, при тишайшем государе Алексее Михайловиче и при св. императоре-мученике Николае II.
Как это возможно, если выдвигать в качестве аргумента против казни христианское милосердие?
«Во-первых, Православие — это личное исповедание христианской веры, – говорит о. Михаил Владимиров. – Не государственное декларирование, а именно личное исповедание человека. Например, государство как институт не может от своего имени произнести «Символ Веры».
Во-вторых, при абсолютной монархии, как и при сталинизме, народ не имел никакой возможности влиять на формирование законодательства. Что бы ни думали православные о смертной казни, это никоим образом не могло повлиять на ее применение государством».
«Не убий» или человек человеку… кто?

На прямой вопрос, является ли смертная казнь нарушением шестой заповеди «Не убий» (Исх. 20:13) отец Джон и отец Михаил также отвечают по-разному.
В английском языке есть два слова, которые обозначают убийство, каждое имеет оттенок и область применения. Умышленное лишение жизни другого человека — это всегда «murder». Обычно этим словом обозначают жестокие преднамеренные преступления.
И совсем иначе выглядит нейтральное «killing», обозначающее умерщвление, его используют, в том числе, когда говорят об убийстве насекомых.
«Заповедь «не убий» все же относится не ко всем видам убийства, а скорее к убийствам умышленным, для которых нет совершенно никакого основания. Если, например, вы убили кого-то, чтобы защититься или защитить другого, это не то же, что убийство ради удовольствия или корысти», – рассуждает о. Джон.
А тот, кто исполняет работу палача? Ответственен ли он за свои действия, свою работу?
«Если вы находитесь при исполнении и ваша работа состоит в том, чтобы ввести человеку дозу смертельной инъекции — это возможность защитить общество от возможной опасности. Это право, которым вас наделило государство.
Можно сравнить это с убийством преступника во время его нападения на кого-то, когда полицейский стреляет в преступника, чтобы тот сам кого-нибудь не убил», — аргументирует отец Джон.
Однако, по его мнению, опыт казни в духовном плане для исполнителя очень труден, психологически и духовно. «Вряд ли, будучи христианином, человек может испытывать хоть малейшее удовлетворение, убивая людей. Но это не его вина. Это то, что должно быть сделано, подобно приказу на войне».
А вот что говорит по этому поводу отец Михаил:
«Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк 3:14).
В этом ответе Иоанна Предтечи солдатам, ключевым является «никого не обижайте», выполняя свои обязанности. Если вы подойдете с этой точки зрения к репрессиям сталинизма, то увидите, что преступниками были практически все: и те, кто под пытками выбивал признания, и те, кто не давал защищаться во время суда, и те, кто по-хамски и с особой жестокостью относился к своим жертвам в последние секунды их жизни.
Действия людей, даже следующих букве закона того времени, но несущие личный, персональный характер ненависти по отношению к подсудимым, являются преступлением и лишают как судью, так и исполнителя приговора легитимности их действий.
Отношение социума к смертной казни, на мой взгляд, является показателем уровня нравственного развития данной группы.
По сути дела, человек, выступающий против применения смертной казни, говорит преступнику: «Я знаю, что ты совершил самое страшное преступление, за которое ты не имеешь права на жизнь, но я не буду лишать тебя жизни, самого дорогого, что есть у человека.
Более того, я за свой счет согласен пожизненно тебя кормить, одевать и содержать, несмотря на твое преступление. То зло, которое ты совершил по отношению к нам, я остановлю добром по отношению к тебе». Да, может быть, это несправедливо. Но милосердно».
Не допустить повторения

В чем позиции о. Джона и о. Михаила сходятся, — так это в вопросе о предотвращении рецидивов:
«Cтатистика рецидивов очень высокая. Человек возвращается в общество из тюрьмы спустя много лет, он очень устал и часто готов сделать себе поблажку — всего «один раз». Тюрьмы он уже не боится, так как все про нее знает. Таким образом, люди совершают преступления снова и снова» — говорит отец Джон. И лучшим сдерживающим фактором считает именно смертную казнь.
По мнению отца Михаила, в целях безопасности общества значительно более широко должно использоваться именно пожизненное лишение свободы:
«Здесь я убежден, что если убийство было совершенно преднамеренно, то никаких сокращений сроков за хорошее поведение быть не может. В данном случае речь идет даже не столько о наказании, сколько о гарантированном пресечении рецидива и сохранении жизни других людей».
Есть ли жизнь после по ту сторону?

В первых числах января 2019 года в одной из тюремных камер в штате Невада обнаружили тело 48-летнего преступника Скотта Дозьера, приговоренного к смертной казни. Полиция предполагает, что он совершил самоубийство.
В течение 11 лет казнь не раз переносили из-за проблем с препаратом для летальной инъекции. Юристы утверждали, что вещество может причинить преступнику страдания.
На вопрос, помогает ли преступнику раскаяться замена смертного приговора на пожизненное заключение, о. Джон отвечает: «Некоторые люди находят Бога в тюрьме, но очень многие погружаются на глубину греха и отчаяния, о чем и говорят попытки и совершение на деле самоубийства».
Между тем, другой спикер нашего портала, дьякон Кирилл Марковский, который уже 17 лет занимается помощью пожизненно заключенным, утверждает, что многие заключенные приходят к осознанию того, что они сделали лишь спустя годы. И у него есть немало знакомых осужденных, которые стараются провести остаток жизни в молитве за своих жертв:
«Я знаю одного узника, который, осознав реальность бытия Божия в камере смертника, молил Бога лишь о том, чтобы Он дал ему время на покаяние и хоть немного продлил его дни. Стоит ли говорить, что когда был введен мораторий на смертную казнь, он воспринял это с великой благодарностью Богу».