Православный портал о благотворительности

«Я стал слушателем, когда умерли мои родители»

Люди сейчас настолько одиноки, что многие обращаются к «слушателям на час», которых ищут в Интернете на сайтах объявлений.

Как правило «слушатели на час» не получают специального образования. И принимают звонки от клиентов в свободное от основной работы время. Корреспондент портала «Милосердие.ru» поговорила со слушателями и узнала у психолога, почему им доверяются.

Владимир, 29 лет

– Я стал слушателем, когда умерли мои родители. Я осознавал, что многие люди временами чувствуют себя одинокими. Меня воспринимают как попутчика в поезде дальнего следования. Им рассказывают о прожитом и проблемах. Вроде случайного знакомого, который не осудит и никому не расскажет.

При разговоре подчеркиваю, что психологической помощи не оказываю. Специального образования в этой области я не получал, закончил юридический и режиссерский факультеты. Денег за разговор я не беру.

Большинство людей, которые звонят, ищут просто собутыльника, им я отказываю.  

Люди, которые обращаются к слушателям, жалуются на непонимание близких и родных. Я заметил, что многие не доверяют друг другу. Я год как разговариваю с одной девушкой 23-х лет, которая живет с мамой. У них сложились достаточно напряженные отношения. Девушка никогда не делится своими проблемами с мамой или коллегами по работе. И обо всех трудностях рассказывает только мне.

Вначале минут 30 я слушаю человека, говорю что-то типа «угу» и «да». Потом могу поделиться своим жизненным опытом или рассказать про знакомых, оказавшихся в похожей ситуации.

Два раза мне пытались признаться в совершении преступлений. Хотели излить душу или даже исповедоваться… Я сразу прекращал разговор.

В позапрошлом году 29 декабря позвонил молодой парень, который хотел покончить с собой. Я по-настоящему испугался. Даже не представлял, где он находится, в каком городе живет. Порядка четырех часов мы разговаривали. Несчастному парню изменила девушка. И юноша принял решение свести счеты с жизнью. Перед этим он захотел кому-то высказаться. В итоге я его отговорил.

Уже три года почти каждый день принимаю по несколько звонков.

В период карантина количество обращений заметно увеличилось. Люди говорили о том, как обанкротились и других финансовых трудностях. Мужчины боятся выглядеть перед женщиной слабыми из-за потери дохода, о чем говорят мне. Многие жалуются на психологическое насилие в семье.

Во время второй волны эпидемии позвонила женщина, которая боялась заболеть COVID. В ее городе в сибирском регионе не госпитализировали несколько недель женщину с коронавирусом. Не дождавшись помощи, она умерла. Встревоженная происшествием, моя клиентка испугалась не на шутку за свою жизнь.

Заболевшие иногда боятся заразить близких. Например, ко мне обратился парень, беспокоившийся за свою девушку. Он опасался, что COVID передастся ей, отчего она умрет.

Людям нередко нужен взгляд со стороны для лучшего понимания ситуации. После беседы почти всегда я рекомендую клиентам обратиться к психологу. Некоторые следуют совету.  

Любовь, 19 лет  

– К этому занятию я пришла около двух лет назад, но тогда оно ещё не было так популярно. Мне нравилось слушать о проблемах своих знакомых, друзей или даже родственников. Впоследствии появилась тяга к психологии и увлечение книгами из этой же тематики. Ну, а спустя пару лет я пришла к желанию заниматься этим за денежное вознаграждение. Платят мне символические 100, 200 рублей.

Чаще всего жалуются на семейные проблемы. Люди боятся разбираться в проблемах сами, боятся себе признаться в том, о чём услышат от человека, которому впоследствии заплатят деньги. Но пишут не только взрослые люди, было и несколько подростков, у которых внутри сидели действительно большие тревоги, которые им некому было излить. Таким я стараюсь помогать бесплатно или не ставить конкретную цену, а  писать «Сколько сможешь». Мне действительно кажется, что такие дети должны быть кем-то выслушаны, чтобы будущее поколение не выросло хуже, чем нынешнее.

Чаще всего люди стесняются звонить и общение переходит в соцсети, где человек может поделиться со мной своей проблемой в любой удобной для него форме: видео сообщения, голосовые сообщения, печатные сообщения.

Первым делом человеку нужно просто дать шанс высказаться, затем одна из основных задач, встающих перед слушателем — убедить человека в том, что мы должны принять проблему, а не отвергать её наличие, должны понять в чём суть и откуда «растут ее корни».

Звонков бывает около 3-7 в день. У  каждого своя проблема, умение её объяснить, а также разная степень открытости. Разговор может длится от двадцати минут вплоть до нескольких часов. Если же говорить о количестве сообщений, приходящих от разных людей, то около 5-9 в день. 

В период коронавируса число клиентов определённо выросло. Несмотря на проблемы в экономике, массовую потерю работы и другие материальные проблемы, люди продолжают приходить с проблемами в личной жизни. Эта часть жизни пострадала не меньше материальной.

Татьяна, 30 лет

– Я ушла в декрет и в свободное время начала принимать звонки людей, которым нужно выговориться. Мне платят 500 рублей за час. Раньше работала менеджером и аниматором.

Бывает люди огорченные звонят, чтобы перенаправить на постороннего негатив, а не оставлять внутри себя отрицательные эмоции. И еще в эпоху социальных сетей многие остаются одинокими. Может быть сотни виртуальных друзей и ни одного реального.

И главное, мои клиенты признаются, что никому вполне не доверяют. Допустим, девушка не говорит матери о взаимоотношениях с парнем.

Люди старше 45 жалеют о распаде СССР. Они ностальгируют по стабильному положению в обществе, о некой определенности.

Звонят люди, находящиеся на грани депрессии. Такие клиенты повторяют по многу раз заученные фразы, навязчивые идеи. Искусственно смеются.

Однажды с мужчиной я беседовала о рыбалке. Оказалось, что ему просто не с кем было обсудить эту тему. Я, конечно, удивилась, но не растерялась и прошла ликбез по рыбалке.

Нередко людям в браке, кажется в какой-то момент, что их отношения лишены всякого смысла. Например, была женщина, которая не чувствовала отдачи от своей семьи. Она ходила к профессиональному психологу, разговаривала со священником. Но ей не удалось изменить ситуацию. Она просто смирилась с происходящим…

По мнению руководителя Службы психологической помощи онкобольным «Ясное утро» Ольги Гольдман, многим, судя по востребованности услуг «слушателей», недоступны услуги профессиональных психологов.

Такое стихийное партизанское консультирование говорит о высоком уровне психологического неблагополучия у наших граждан, с которым им некуда обратиться или они не знают к кому. 

Вообще-то у каждого должен быть доступ к специалистам в области ментального здоровья, – говорит Гольдман. – Если у человека действительно сложные психологические проблемы, обращение к неспециалисту, например, такому «слушателю», может усугубить его состояние.

Коллажи Ольги Сутемьевой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version