Православная христианка Екатерина (имя изменено) поделилась с нами своими сомнениями:
«Я соблюдаю посты, планирую соблюдать и Петров пост. Только, кроме Великого и Рождественского, не чувствую их смысла, действенности и, получается, соблюдаю их в послушание. И чем дольше я живу, тем меньше чувствую… Я не понимаю смысла именно пищевого поста, особенно летнего. Не пить молока и не есть мяса мне не сложно. А зачем тогда? Потому что так заведено?
Великим постом, кроме пищевых ограничений, есть особый ход церковного времени, молитва Ефрема Сирина, вся жизнь меняется разительно. Но почему нужно особенно готовиться, чтобы отпраздновать День святых апостолов Петра и Павла, я не понимаю… Кажется странным, что часть нашей церковной жизни какая-то бессодержательная, просто привычка. Как оживить пост?»
Апостолы попостились – и взорвали проповедью весь мир
Священник Александр (Сухов), клирик Покровского Хотькова монастыря:
– Петровым постом мы вспоминаем, как апостолы постились перед проповедью. Кто-то скажет, но мы же не апостолы. Да, увы, это не так.
Мы все думаем: а зачем поститься? А что мне за это будет? Современное общество этим пронизано – профит, выгода. Но мы же все хотим в Царствие Небесное.
Вот я, поп, я очень мало добрых дел делаю, вы уж меня простите. Недавно случай был, видел, как остановилась дорогая машина, из нее вышел человек и возле магазина просто подал милостыню, там такая фиолетового цвета купюра была. И я как в замедленной съемке увидел этого человека, и подумал, а вот я так не делаю.
А почему бы постом не начать?
Простить должнику, который уже лет пять 10 000 рублей должен. Пойти и отнести что-то соседке, которая питается скудно. И тогда мы уже становимся кем? Апостолами в современном обществе! Совершая добрые дела, мы так или иначе проповедуем свою веру.
Как Иоанн Златоуст говорил: пост без небесного, без духовного делания – это диета. Сейчас заходишь в гипермаркет, там целый отдел веганской еды. Котлеты «немясо», белок растительный, тофу… Купил себе на 1000 рублей и постись с удовольствием, ешь, пей, гуляй – какой это уже пост, это чревоугодие!
В семинарии мы разбирали такой случай. Одного батюшку Великим постом застали за тем, что он после литургии ест яйца и запивает молоком. Батюшку на ковер вызывают. А он и говорит: «Вы знаете, я по пророку Исайе все свои деньги сейчас отдаю, у меня денег вообще нет. Я питаюсь тем, что мне бабушки приносят». И его за это никто не осудит.
Я постом всем советую изучить 58 главу Книги пророка Исайи. Он там говорит: сделай доброе дело, одень нагого, накорми нищего.
Вот апостолы попостились и пошли – взорвали проповедью весь мир, а я чего сделал? Ничего не сделал. Пощусь, а добрых дел не совершаю.
Думаете, современные люди не способны быть такими же христианами, как в первые века?
Священник Дмитрий (Беженарь), кандидат богословия, ответственный за миссионерскую работу в Сергиево-Посадском благочинии:
– Святая Церковь с самого первого века воспринимала пост как совершенно необходимое, вписанное самим Спасителем в систему человеческого спасения, средство. Средство борьбы с нашими страстями.
Это нужно мне. Это не для того, чтобы сделать кому-то одолжение, тем же самым апостолам. И неужели осенью, зимой и весной мне надо бороться со страстями, а летом нет в этом необходимости?
Пост – лекарство для моей души, которая страдает страстями, а страстями она страдает всегда, круглый год и в любом возрасте.
Молитва и пост укрепляют веру, а вера способна горы передвигать и все невозможное делать возможным.
Поэтому мы в определенные периоды церковного года, ради любви к Богу, святой Церкви и к святым апостолам в данном случае, на несколько недель ограничиваем себя в принятии определенного рода пищи и развлечениях.
Разве жизнь православного должна меняться только с наступлением поста? Она всегда должна быть немножко иной. Мы должны жить для Бога, для Вечности. Если уж так поглубже смотреть.
Если есть возможность взять себе или поделиться с ближним, надо поделиться с ближним. Не только в пост милостыню творить, но всегда это надо делать.
Святой апостол Павел говорит, (видите, тут никак не обойдешь апостолов, они нам столько оставили) «кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт». (2Кор 9:6) Когда ты даешь, когда оказываешь внимание, к тебе же сторицей возвращается.
Думаете, современные люди не способны быть такими же христианами, как в первые века? А может, мы просто этого не хотим? Проблема в нас, а не в заповеди любви, это мы такие. Немощные и страстные. Вся беда от нашей такой невоцерковленности, не знаю, как помягче сказать.
Преподобный Паисий Святогорец приводил в пример, когда его спрашивали, как умножить любовь, такую притчу: у земледельца в мешочке 100 семян и у другого столько же, один их посеет, а другой оставит про запас. И тот, что посеет, осенью соберет урожай. А у того, который оставит в мешочке, семена испортятся. Чтобы любовь умножить, ее надо сеять, отдавать. И чем больше ты сеешь, тем больше будет плодов.
Посмотрите внимательно на окружающих людей, сколько сейчас нуждаются в помощи, сколько пожилых людей, они, может быть, до магазина не могут дойти. Проявите сами к ним внимание. Первый шаг сделайте – позвоните и спросите, чем помочь. Милосердие – такая добродетель наступающая, не надо ждать, пока тебя попросят. Начните любовь сеять.