Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Я – плохая мать». Депрессия усыновителя

Второй год после усыновления. У приемных родителей появляется ощущение бессилия, порой даже равнодушия, ощущение, что вы разрушили свою семью. Насколько усыновительная депрессия – закономерное состояние и как можно ее избежать?

Второй год после усыновления. У приемных родителей появляется ощущение бессилия, порой даже равнодушия. У кого-то появляется ощущение, что он разрушил свою семью. Насколько усыновительная депрессия – закономерное состояние и как можно ее избежать?


Фото с сайта www.telegraph.co.uk

Недавно мне попался рассказ американской журналистки, мамы семерых детей, трое из которых – приемные. Рассказ называется «Ты его уже любишь?» В 2009 году он был опубликован на «Милосердии.ру», но я его прочитала лишь недавно.

Не могу сказать, что все, описанное героиней, совпало с моим собственным опытом, но что-то определенно – да. Так я и поняла, что, оказывается, «перенесла на ногах» в свое время депрессию усыновителей.

Достаточно хорошая для своих детей

Мысленно возвращаясь к тому периоду, я вспоминаю свое письмо человеку, мнение которого было очень важно для меня, человеку, который также прошел через принятие несвоего ребенка, полюбил его и вырастил. Письмо начиналось словами: «Я – плохая мать». Именно этот лейтмотив был фоном моей жизни. И даже материнская «успешность» по отношению к кровным детям воспринималось мной не как сила и победа, а наоборот, как родительская несостоятельность.

Ответ на мое письмо-крик был необычен и очень поддержал: «Конечно, ты – плохая мать. Кто спорит! И я плохая. И вообще, хороших нет, по секрету тебе скажу. Потому что святых людей в миру вообще мало. Но ты достаточно хорошая для своих детей. И для приемного сына, в том числе, только лишь потому, что ты это понимаешь и видишь в себе. Поверь мне. Это такой удивительный путь к изменению своего эгоизма. Это дар».

Человек идет на это добровольно

Прежде чем лечить заболевание, нужно обязательно поставить диагноз. Как можно распознать депрессию усыновителя? Думаю, рассказ американской приемной мамы вполне показывает большую часть признаков.

Апатия, неверие в себя, раздражение по любому поводу, физическая непереносимость маленького человека – его запаха, объятий, поцелуев. Ощущение, что жизнь кончена и ничего хорошего в ней не будет. Чувство вины перед кровными детьми. И так далее.

Можно ли с уверенностью сказать, что каждый приемный родитель будет подвержен таким переживаниям? Насколько усыновительная депрессия – закономерное состояние и как можно ее избежать?

Об этом нам согласилась рассказать психолог Екатерина Аруцева, в семье которой помимо трех кровных детей растут двое приемных:

«Усыновительная депрессия, скорее всего, связана с особенностями личности опекуна, принимающего в семью ребенка. Появление ребенка – это огромная перемена в устройстве мира семьи. Все смещается со своих мест, перераспределяются роли.

Поскольку человек идет на это добровольно, он испытывает колоссальный эмоциональный подъем в первый период. Благодаря этому подъему он и сдвигает эту махину – самый трудный первый год.

Но все время находиться в таком напряжении мало кто может. Большая часть людей начинает ощущать сильную усталость, вплоть до физической.

Я ни в коем случае не говорю о том, что это происходит с каждым усыновителем. Нет. Все люди разные. Но в случае, когда эмоции «зашкаливали» долгий период времени (как положительные, так и отрицательные), может возникнуть ощущение апатии, бессилия, порой даже равнодушия. У кого-то появляется ощущение, что он разрушил свою семью, возникает чувство повышенной тревоги».

Разговаривать о своих чувствах

Проблема героини рассказа в том, что она ни разу не делится тем, что ее беспокоит, с мужем. Иногда с подругой, которая может и не понимать, что беспокоит приемную маму, но не с тем, кто переживает тот же самый непростой период в жизни.

С членами семьи – кровными детьми, супругом – общаться надо обязательно!

Обсуждать свои чувства и переживания, конечно, можно и с друзьями, но лишь с теми, кто принимает случившееся в свое сердце. Зачастую друзья могут этого не говорить, но при этом искренне не понимать, зачем человек берет на себя такую ответственность – воспитание приемного ребенка, и потому подсознательно осуждают приемного родителя.

Конечно, специалисты рекомендуют в таких ситуациях обращаться к психологу, хорошие консультации не помешают в течение всего первого периода – это может быть и год, и два. Но здесь важно не ошибиться. Любой психолог не подойдет. Только тот, который понимает специфику данной проблемы – воспитание приемного ребенка. Бывали случаи, когда психологи, несведущие в данном вопросе, а знающие о нем в рамках общей программы, приносили скорее вред, чем помощь.

Екатерина Аруцева, первая приемная дочка которой появилась в семье 10 лет назад, говорит: «Путь усыновителя, опекуна не прост. Об этом сейчас много написано, проводятся занятия в ШПР, однако я знаю, что многим родителям не хватает психологического сопровождения в первый период привыкания друг к другу. Не все можно прочитать, или понять, соотнести свою ситуацию с описанной. Найти выход.

Самая большая проблема, на мой взгляд, это доверить свои «ужасные» мысли и чувства по отношению к приемному ребенку другому человеку. А они возникают практически у каждого родителя. Вот тут и нужна поддержка специалиста.

В моем опыте с первым ребенком было очень много неприятных и тяжелых моментов. Я к этому времени уже имела двух сыновей, работала около десяти лет с очень сложными детьми, И делала это весьма успешно. Однако то, с чем мне довелось столкнуться, когда я взяла приемную дочь, меня повергло в ужас. Она раздражала меня ужасно.

Но я просто заставляла себя быть с ней корректной, терпимой. Я смиряла себя. Прошло много лет и я полюбила ее как свою кровную дочь. И она стала по другому ко мне относиться. И она, и я поняли, что мы просто созданы друг для друга».

У американской истории тоже счастливый конец – мама мальчика смогла его по-настоящему полюбить, а потом взять в свою семью еще приемных детей. Возможно, когда ты уже смог это сделать один раз, дальше – легче?

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться