– Как возник сайт?
– «Милосердие.ру» возникло так давно, что старики уже с трудом вспоминают то время. Как и все остальное, идею придумал, конечно, владыка Пантелеимон, духовник службы помощи «Милосердие».
Мы уже делали в то время журнал «Нескучный сад». И сперва он затевался как журнал о христианской благотворительности, а потом мы расширили тематику и сделали его обо всем, что связано с верой. Но вместе с тем было такое ощущение, что нужно кроме этого делать что-то такое совершенно практическое.
У отца Аркадия Шатова – так в то время звали владыку Пантелеимона – было сестричество, активная социальная деятельность. Уже тогда было много проектов – патронажная служба, два негосударственных детских дома, помощь бездомным. И возникла идея, что нужно привлекать людей к этой деятельности. Для этого в 2004-м был создан сайт.
– Команда портала: как собирался костяк?
– Исторически команда была очень маленькая, буквально 2-3 человека. Сразу были программист, дизайнер и редактор новостей, потом корреспондента мы наняли. И все. Был один благотворитель у сайта, Дмитрий, он долго поддерживал сайт в одиночку.
Постепенно проект развивался, раскочегаривался, все время возникали какие-то новые идеи, новые темы, идеи разных направлений.
Мы искали свой формат по ходу дела. Ведь в то время не было особо СМИ про благотворительность.
Были какие-то издания на бумаге, но мы, честно говоря, не очень были с ними знакомы. Эти издания жили в области бизнеса и корпоративной благотворительности. А популярных СМИ на эту тему не было.
Я не могу сказать, что мы сразу стали профессионалами. Скорее, мы учились на ходу.
– Легко ли вы расстаетесь с сотрудниками?
– Нелегко. Я не люблю увольнять. И, по-моему, я очень терпеливый руководитель, снисходительный – до последнего не увольняю никого. Я стараюсь человека как-то замотивировать, чтобы он воспрял. Но не всегда получается. Увольнять неприятно.
– В названии сайта есть слово «православный». Что это – «фильтр», «замок»?
– Почему «православный»? Потому что вся наша деятельность, вся служба помощи «Милосердие» строится на вере. В основе всей этой деятельности лежит христианство.
Наши сотрудники, в большинстве своем, верующие. Новых людей мы тоже ищем среди единомышленников, это для нас важно. Но есть в нашей команде и люди не церковные, а скорее сочувствующие, мы их тоже очень ценим и любим.
Как технология благотворительность не религиозна. Чтобы собирать деньги, вера не особенно нужна. А вот чтобы не отчаиваться и не отступать, когда начинаются трудности – в том числе и с деньгами – очень нужна.
Нам приходилось переживать уже много финансовых кризисов, и проходить их можно только если ты четко понимаешь зачем все это делаешь, ради чего.
И, само собой, когда мы начинаем говорить об этике, о том, «что такое хорошо, что такое плохо», наша вера становится очень важной тоже. «Социалка» – это же про борьбу добра со злом. И вот корни этого социального зла, его причины, неверующий взгляд видит не совсем так, как верующий.
Мир сейчас всеяден. Он все принимает, он более-менее «за все хорошее», он и Бога признает, или даже богов. Но довольно жестко при этом современный мир не допускает понятие «греха» – все можно, пожалуйста, делай, что хочешь и как хочешь. А для христиан представление о том, что в человеке есть поврежденность, что человек не соответствует замыслу о себе, и что многие беды человека объясняются грехом, что все мы повреждены грехом – это понимание устройства человека имеет огромную объясняющую силу. Оно объясняет, почему человек страдает, почему попадает в какие-то бедствия, что заставляет людей друг друга обижать и мучить, почему так мало добра в мире.
Мне кажется, без веры невозможно объяснить причины зла, а значит, и выход найти сложно. Христианство именно в этом стоит на таких позициях, которые мир сейчас не разделяет.
И вера дает, по-моему, ответ на то, с чем все в помогающих профессиях сталкиваются каждый день. Выгорание, истощение, несоизмеримость наших малых сил и тьмы наших задач, а также страданий вокруг.
Многие люди, пришедшие в благотворительность, быстро истощают свои силы, психологи приходят и говорят им: вам нужно отдохнуть, сменить род деятельности. Да, конечно, это правильно. Но для христиан в этом выгорании есть и другой, духовный смысл.
Мы знаем, что не являемся сами безграничным источником сил. И даже просто знаем – мы довольно слабые сами по себе. Нам все дает Бог.
Мы очень четко понимаем, что есть Источник силы, вдохновения и любви, и мы можем обратиться за всем этим к Богу.
– Есть ли конкуренция среди СМИ, пишущих о социальных проблемах?
– Есть, конечно. У нас есть ревность друг к другу, когда мы видим, как у кого-то хорошо сделано, то думаем: «А чего же не мы это сделали!»
– Что бы вы хотели изменить в работе портала?
– Я хочу, чтобы мы лучше рассказывали истории про людей, захватывающие истории. Чтобы мы чаще открывали что-то новое – новых героев, новый смысл.
У нас работают хорошие журналисты, но иногда они погружаются в рутину, у них есть наработанные приемы, мысль начинает ходить по кругу. Вот пример: мы нередко пишем о людях, которые побеждают свои тяжелые обстоятельства. Такой странный жанр – как человек с инвалидностью добился успеха.
Казалось бы, ну сколько можно уже об этом писать.
Мы писали и про безрукого, и про безногого, про человека с тяжелой болезнью – как он живет и радуется жизни.
Но каждая такая история очень востребована. Читателям это нужно!
Мы понимаем, что надо снова и снова показывать таких людей. Но важно самим в этом не уставать, чтобы нам самим было интересно об этом рассказывать.
Живая пытливость – это то, что, конечно, надо культивировать в себе. Важно стремление копнуть как можно глубже. Успеть первыми – тоже важно, тоже хотелось бы поворачиваться попроворнее.
И еще, конечно, хочется еще больше писать про людей помогающих профессий – врачей, сестер милосердия, воспитателей, психологов, спасателей. Люди, которые имеют дело со страданиями других, которые могут помогать ровно, не выгорая, – это тоже очень важно показывать. Они вдохновляют, они классные.
– Какой вы видите социальную журналистику в будущем? Сейчас наблюдается огромный интерес всех СМИ к этой теме.
– Я не пророк, не знаю, что будет в будущем. Мне кажется, социальная журналистика вполне классическая, она рассказывает истории о людях, она рассказывала их и раньше.
Может быть, в современной России еще недавно этого было меньше. А в мире – почтеннейший классический жанр.
Это не что-то новоизобретенное. Когда читаешь классические очерки Гиляровского о нравах жителей Хитровки, бездомных, понимаешь, что социальные язвы вообще всегда интересны.
Хотя современная тенденция есть – все больше и больше слова предоставляется самим людям, которым помогает благотворительность. Когда голоса бездомных людей, или людей с какими-то еще проблемами становятся более слышны. «Ничего о нас без нас». Этого стало больше и это очень востребовано.
– Как устроена экспертиза адресных просьб о помощи?
– Мы очень вдумчиво и придирчиво проверяем все просьбы. Принимаем решение на основе фактов, описанных документами. Просьба о помощи – это же не художественная проза. Это похоже даже немного на работу следователя.
Есть специальные сотрудники, которые проверяют просьбы. Они проверяют документы, чтобы разобраться, правду или не правду говорят просители, в чем их проблема заключается. Они привлекают внешних медицинских специалистов, которые помогают разобраться в диагнозе и необходимом лечении, а также в том, что можно получить от государства бесплатно.
Конечно, нужно, чтобы то, на что обратившийся просит деньги – реабилитацию, инвалидную коляску – ему предлагали специалисты, медики, а не он сам так решил. Эксперты выясняют это все.
– За кого вы будете голосовать 18 марта?
– Я разочарована в политике. Я много раз ходила голосовать в своей жизни, и, можно сказать, ни к чему хорошему это не привело.
Это, наверное, смешно, но я утратила последние иллюзии по поводу демократии, когда почти год была в домовом комитете, и нужно было собирать подписи за то или иное полезное начинание в доме.
Я поняла, что люди не хотят или не могут разобраться даже совсем в простых вопросах, напрямую касающихся их жизни. И я не знаю, что должно измениться, чтобы стало иначе. Вообще, это просто чудо, что как-то все держится в обществе. Загадка – как, чем?
– Если бы вы могли выбрать, то в какое время и в каком месте хотели бы жить?
– Я люблю Москву. Я бы выбрала Москву всегда. Это самое простое. А в какое время? Только не во время революций. Время, в которое я живу, меня вполне устраивает. Оно довольно вегетарианское – на площадях не вешают, в лагерях не расстреливают. Слава Богу!
– Ваша любимая книга?
– Я много читаю книг. Но очень люблю роман «Война и мир». И время от времени перечитываю.
– А кто из «Войны и мира» больше всего нравится?
– Лев Николаевич Толстой, автор.