Православный портал о благотворительности

«Я бросил работу, и волосы перестали выпадать»

Люди, работающие у несправедливого начальника, жалуются на мигрени, обострения псориаза, бессонницу, выпадение волос, непонятные боли в животе, депрессию и прочие неприятности

Фото с сайта rte.ie

Умереть за зарплату

Ни для кого не секрет, что значительная часть стресса, переживаемого современным человеком, связана с его работой. Проблема эта глобальная, но, как всегда, общую тенденцию первыми осознают и начинают изучать страны опережающего развития, те, где она уже успела проявиться особенно ярко.

В своей последней книге «Умереть за зарплату» (Dying for a Paycheck), вышедшей в 2018 году, профессор Стэнфордской школы бизнеса Джеффри Пфеффер подробно рассказывает, как психологически тяжелые условия труда сокращают жизнь наемных работников.

За 2 года до этого, в марте 2016, Пфеффер вместе с коллегами опубликовал большое исследование. Авторы выделили 10 опасных для здоровья стрессоров, связанных с работой.

Это безработица, отсутствие страховки, посменная работа, длинный рабочий день, нестабильная занятость, конфликт между работой и семьей, низкий уровень собственного контроля в процессе выполнения работы, завышенные требования руководства, низкий уровень социальных гарантий со стороны работодателя, несправедливость начальника.

Ученые проанализировали данные социологических обзоров и эпидемиологических исследований, отсекли крайне оптимистические и крайне пессимистические результаты, и пришли к выводу, что

Джеффри Пфеффер, «Умереть за зарплату». Обложка оригинального издания. Изображение с сайта bennybutton.com

в США порядка 120 000 смертей в год и порядка 5-8% годовых затрат на здравоохранение связаны с нездоровым стилем общения руководителей компаний со своими работниками.

Популярный американский интернет-ресурс Huffington Post опубликовал статью, основанную на изысканиях Пфеффра и данных ряда медицинских исследований, после чего издание получило сотни писем от своих читателей.

Писали люди, работающие по найму в коммерческих компаниях и в государственных структурах. Они жаловались на мигрени, обострения псориаза, бессонницу, выпадение волос, непонятные боли в животе, депрессию и прочие неприятности.

Читатели признаются, что не сразу связали свои болезни с нелюбимой работой и несправедливым начальником, однако те счастливчики, у которых была возможность поменять ее или просто бросить, обнаружили, что проблемы со здоровьем разрешились.

«Я бросил работу, и волосы не только перестали выпадать, но стали активно расти и даже слегка виться.

А кроме того, я не страдаю в воскресенье вечером от того, что завтра все начнется сначала», – пишет Тони, бывший чиновник невысокой должности.

«В момент приближения начальницы, мне становилось физически плохо, и даже когда я просто видела в почте сообщение от нее, моя кожа покрывалась крапивницей. Я утратила сон и дошла до того, что после срочной госпитализации получила диагноз «тревожное расстройство». Уйдя с работы и посвятив себя семье, я чувствую себя здоровой и счастливой», – рассказывает Джоан.

Но давайте не просто пройдемся по списку жалоб, но поподробнее рассмотрим, что и как происходит с нами в токсичных, как теперь принято говорить, рабочих условиях.

Все начинается в голове

Фото с сайта psychologytoday.com

«Несправедливость – это особенно вредный стрессор, ведь он бьет по самой сердцевине представления человека о себе самом. Когда на рабочем месте мне не воздают по заслугам, это прямая атака на мое человеческое достоинство, ведь мне дают понять, что я не заслуживаю такого же справедливого обращения, как остальные», – говорит Кевин Келлоуэй, профессор Канадского исследовательского центра психологии и эргономики.

Большой мета-анализ, опубликованный в 2012 году американскими исследователями в Журнале прикладной психологии (Journal of Applied Psychology), свидетельствует о том, что несправедливость руководства у большого количества наемных работников приводила к ментальным расстройствам (депрессии, перееданию, выгоранию), а вслед за ними вела и к физическим заболеваниям. Для этого есть два пути.

Во-первых, нервная система напрямую связана с иммунной и эндокринной, а значит рабочий стресс снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и вызывает эндокринные нарушения.

Во-вторых, удары по достоинству и самолюбию требуют определенной компенсации и подталкивают человека к нездоровым типам поведения: злоупотреблению спиртным, курению, перееданию. А это ведет ко множеству хронических заболеваний.

Бессонница

Нарушение нормального ночного сна очень часто имеет причиной рабочий стресс. Эта связь хорошо изучена. Например, в марте 2019 года была опубликована работа группы американских ученых из центров медицинских и социальных исследований.

Ученые использовали большую базу данных 20-летнего социологического исследования MIDUS и установили, что эффект несправедливости, переживаемой респондентом на работе, в 14 раз превышал влияние на ночной сон таких факторов, как возраст или длина рабочего дня, и в 2,4 раза – влияние физического здоровья.

Происходило это через «выплескивание рабочих проблем в домашнее пространство». У респондентов, испытывавших рабочий стресс, снижалась активность в домашних делах и ухудшались отношения в семье.

Мигрени и мышечные боли

Когда человек находится в недружелюбной среде, его мышцы напрягаются. Если вы ждете очередной атаки босса, шея и плечи будут болеть больше, чем если вы просто проводите много времени, сидя за компьютером.

Болеть будут не только спина и шея, но и голова, приток крови к которой нарушается. Такие боли называются «болями напряжения», но возможны и мигрени, которые часто напрямую связаны со стрессом.

Гормональные нарушения

Помимо функции надпочечников, вырабатывающих гормоны стресса, страдает выработка половых гормонов.

У мужчин снижение продукции тестостерона может приводить к нарушениям половой функции. У женщин, как демонстрируют новейшие исследования, стресс, весьма вероятно, может приводить к бесплодию.

Интересно, что некоторые читательницы Huffington Post рассказали о том, как смена работы на более спокойную помогла им забеременеть после многих лет неудач.

Изменения микробиома

Мозг и кишечник закольцованы: наше эмоциональное состояние влияет на кишечную микрофлору, а кишечная микрофлора – на настроение. Попав в этот порочный круг, из него очень трудно выбраться.

Рабочий стресс может приводить к болям, изжоге, запорам. Профессор Келлоуэй признается, что на определенном этапе своей карьеры сам стал жертвой подобной ситуации:

«Через шесть месяцев на новом рабочем месте я заметил, что каждое воскресенье ближе к вечеру я испытывал боли в желудке. Это происходило именно в то время, когда я начинал думать об утре понедельника.

Это совпадение и навело меня на мысль, что причина боли – рабочий стресс. Все прошло, когда я сменил работу».

Изменения аппетита

При длительном стрессе надпочечники продуцируют избыточное количество кортизола, который может повышать аппетит. Но дело не только в количестве, но и в качестве того, что вы едите.

Исследователи Гарвардской медицинской школы сообщают о том, что стресс повышает тягу к сладкому и жирному, а это сказывается и на фигуре, и на здоровье.

Что же делать?

Фото с сайта editus.lu

Легче всего дать такой совет: смените работу, расстаньтесь с начальником, который вас эмоционально угнетает, и найдите такого, который бы оказывал вам должное уважение и ценил ваш труд. Это, однако, проще сказать, чем сделать.

Понятно, что рабочие места на дороге не валяются, и многие из нас, уволившись, могут оказаться в очень непростом положении, особенно, если их некому поддержать материально.

Есть ли какой-то способ минимизировать вред рабочего стресса? Клинический психолог Центра исследований тревожности и поведенческих изменений (Роквилл, США) Моник Рейнолдс считает, что этому способствуют дружеские отношения и разнообразные социальные связи за пределами рабочего пространства. Они возвращают уважение к себе, чувство собственной значимости.

Бихевиористы (специалисты по поведению) рекомендуют технологию под названием «рефрейминг», которая заключается в переосмыслении ситуации и изменении отношения к ней.

Но есть в вашем арсенале и более простой путь, хотя и не гарантирующий успеха.

Попробуйте… посочувствовать начальнику! Он ведь тоже находится под давлением, а может быть, у него еще и какие-то домашние проблемы. Скажите ему, что понимаете, как это сложно – руководить коллективом, как тяжело бремя ответственности, а потом поделитесь своими переживаниями и вежливо попросите скорректировать стиль общения.

Есть шанс, что это сработает.

Источники:

8 Times People Hated A Job So Much It Made Them Ill

This Is What Happens to Your Body When You Hate Your Job

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version