В группе дневного пребывания для детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители в первые недели сентября, как и во всех детских садах, изучают осень. К восторгу ребят такие занятия представляют собой синтез кукольного спектакля и кулинарного мастер-класса
Дети сидят за своими столиками. Рядом с каждым – индивидуальный педагог, который помогает справляться с заданиями на протяжение всего урока. Начинаются занятия совершенно сказочно: веселой песенкой о том, как приходит осень. Один из педагогов, Светлана Наильевна Аряпова держит в руках яркую куклу-марионетку в золотистых одеждах. Это и есть Осень.
Кукла «Осень»
Куколка «подходит» к каждому, чтобы засвидетельствовать свое почтение, знакомится. А потом, как по мановению волшебной палочки, в руках Светланы Наильевны появляется большая корзина с фруктами – их принесла Осень.
«Какие фрукты созревают осенью?». Начинается обсуждение. Педагог к всеобщему восторгу подносит корзинку к каждому из деток и предлагает им выбрать то, что нравится больше всего.
Мы привыкли к тому, что простые повседневные манипуляции даются нам сами собой. А для подопечных группы дневного пребывания, ребят с тяжелой формой ДЦП, научиться брать предмет в руку – уже большая победа. На этот раз Маша, Милана и два Артема почему-то дружно выбирают яблоки.
Одному из Артемов взять яблоко самому так и не удается. Для него эта корзинка с фруктами – скорее упражнение на развитие сенсорики. Фрукты перекатываются под спазмированными пальчиками, но никак не даются. Сколько еще занятий потребуется, прежде чем получится «приручить» непослушные окружающие предметы! Светлана Наильевна сама кладет яблочко на стол перед Темой. Он счастливо улыбается.
Маша – самая маленькая в группе. Не по возрасту, а по росту. На вид ей не больше двух лет, хотя развитие не меньше чем на четыре. Такими дюймовочками обычно бывают детки, родившиеся гораздо раньше срока. Руки у Маши крошечные, как у куколки. Своими тоненькими цепкими пальчиками она с восторгом вытаскивает из корзинки самое маленькое яблочко – под стать себе самой.
А потом начинается интерактивная игра. Педагог катает яблочко по столам навстречу детям, и все поют песенку: «Катится яблочко, катится красное, хочется ему узнать, как тебя зовут!» Дети катят яблочко в обратную сторону и называют имя. Здесь и развитие моторики, и тренировка артикуляции, и повторение правил этикета. Далеко не все подопечные могут говорить, и даже выговаривание первого слога имени дается многим с трудом. Но они улыбаются и старательно артикулируют.
А еще всех ждет традиционный кулинарный интерактив, который обычно вызывает максимум восторгов. На предыдущих занятиях ребята вместе с педагогом пекли яблочки. А теперь готовили яблочное пюре – собственноручно разминали яблоки большими ложками, добавляли сахар. И это было уже посложнее, чем просто катать яблочко по столу. Но с помощью педагогов все справились.
Дары осени резали и раздавали присутствующим
Те, кто хотел, тут же это яблочное пюре и съели. Особенно старалась маленькая Маша – у нее лучше всех в группе получалось держать ложечку и подносить ее ко рту. А мальчишкам пюре пришлось не по вкусу, хотя они щедро сыпанули туда сахара.
«Наши мальчики предпочитают яблочкам мясо, – смеется Светлана Наильевна. – Тема отдаст свое пюре маме Юле, да? Ох, мама будет рада!» В конце занятия к деткам вновь приходит в гости куколка Осень. Милана, смеясь, старательно кормит тряпичную куколку яблочным пюре собственного изготовления.
«Мы стараемся научить наших деток обычным повседневным вещам, – говорит Светлана Наильевна. – Кулинарничать они очень любят. Дома ведь как бывает? Мама приготовит, и сама до рта ребенку донесет. А тут они не просто видят процесс, но и с помощью педагога в нем участвуют. Индивидуальный подход позволяет их максимально вовлечь в кулинарию – каждому помогают, потому что важно быть участником и видеть результат своего труда.
Это же вдохновляет и придает сил. Они и тесто пробуют, и в муку залезают, когда мы блины печем или пиццу делаем. Еще обязательно лепим из соленого теста, рисуем пальчиковыми красками. И вы видели – параллельно играем, поем песенки – тут есть элемент театра, эстетическое развитие тоже важно. Ведь несмотря на свои тяжелые недуги, это просто маленькие дети, они очень впечатлительны и любят играть».