26 апреля в центре современного искусства «Винзавод» прошел благотворительный праздник «Не только дети», ставший кульминацией проекта по привлечению средств для тяжело больных взрослых людей. Инициаторы акции – около 20 организаций, объединенных под общим названием «Все вместе», – надеются с помощью этого проекта привлечь внимание общества к проблемам беспомощных людей старше 18 лет, которые остаются один на один с бедой только из-за своего возраста.
На акции продавали красные брошки-сердечки
Молотками по свиньям
«Моей дочке 11 лет. Она принесла свою копилку, чтобы сегодня разбить ее, – говорит координатор благотворительного собрания «Все вместе» Ася Слепнева. – Она копила на мобильный телефон. Я ей просто рассказала про сегодняшнее мероприятие, про то, что дети будут приносить свои копилки и отдавать деньги больным взрослым. «Ой, как замечательно, – сказала она, – у меня тоже есть копилка. Давай придем и разобьем ее».
Хотя средств, собранных детьми, оказалось не так уж много, организаторы отмечают, что гораздо важнее символическое значение этой акции. В России (как, впрочем, и во всем мире) огромное число нуждающихся в помощи взрослых людей. Однако в нашей стране, как оказалось, нет ни одной специализированной благотворительной организации, занимающейся поддержкой людей старше 18 лет. «Есть те, кто занимаются стариками. Но и их не много, так как со стариками работать очень тяжело. Не дай Бог, случится беда с 40-летним мужичком, и он окажется просто никому не нужным» – говорит руководитель фонда «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. А благотворительные организации, заявленные как детские – в основном именно они составили группу «Все вместе» – не имеют права помогать взрослым, это будет «неуставная деятельность». Поэтому они вынуждены отказывать, если им звонит взрослый человек с серьезным заболеванием.
В помощи нуждаются не только дети. Помочь взрослому порой юывает сложнее
На Западе, по словам руководителя фонда «Детские сердца» Екатерины Бермант, ситуация заметно лучше. Различные местные, специализированные, региональные фонды, религиозные организации всегда готовы оказать поддержку. У нас же, возможно, в силу отсутствия многолетних традиций благотворительности, зачастую необходимо объяснять, зачем нужна эта помощь. Есть масса стереотипов: помогать должны те, у кого много лишнего; если заболел взрослый человек, то, наверное, сам виноват; и вообще, должен сам себе заработать на лечение. «Но если взрослый человек живет в деревне и у него лейкоз, – говорит Татьяна Тульчинская – где ему взять деньги на трансплантацию костного мозга?» Помогать друг-другу необходимо, и малая помощь не менее важна.
Кроме битья копилок акция включила в себя продажу детских поделок и алых брошек-сердечек, детский кукольный театр, торжественный запуск воздушных шариков с пожеланиями, благотворительный аукцион, ярмарку , волонтеры организовали мастер-классы для детей, обучая их жонглированию, оригами, рисованию и расписыванию печений.
Праздник должен быть не только добрым, но и веселым
Благотворительный аукцион
Мастер-класс по жонглированию
Творческая мастерская по рисованию
Кукольный театр
Расписное печенье
3 из 25
Самих взрослых, которым нужна помощь, на празднике не было, зато на самых видных местах висели плакаты с короткими историями о каждом из них. Например, Алена Михалева, пойдя купаться со всей семьей, неудачно нырнула в воду и оказалась почти полностью парализована в 17 лет. Реабилитация Алены длится уже шесть лет, родители продали московскую квартиру, но средств по-прежнему не хватает. Несмотря на это, девушка не сдается: она учится заново ходить, уже закончила магистратуру и сдала кандидатский минимум.
28-летний Тимур Аванесов до того, как заболел острым лейкозом, успешно работал врачом-рентгенологом в лучшей больнице Узбекистана, писал научные работы, уже с третьего курса работал медбратом в реанимации, а позже на специализированной скорой помощи. После определения страшного диагноза семья продала все, что можно, переехала в Москву, однако денег ни на перелет в Израиль, ни на трансплантацию костного мозга, ни на лекарства нет. Врачи оценивают лечение Тимура в 120 тысяч евро. Хотя основная часть суммы уже найдена, не хватает еще около 15 тысяч евро.
У Рамаза Ивановича Кочорадзе большая семья: жена и девятилетние тройняшки – Георгий, Нина и Оля. Рамаз Иванович не может ходить, у него страшно искривлен позвоночник. Стационарное лечение, в котором он очень нуждается, стоит около 200 тысяч рублей. Жена зарабатывает в месяц 19 тысяч.
Организаторы акции собираются помочь примерно 25 взрослым людям. 25 человек – совсем немного в масштабах всей страны. Однако заботиться обо всех нет возможности: «Мы просто не справимся», – вздыхает Екатерина Бермант.
Все вместе
Для проведения акции объединились многие известные благотворительные организации – «Детские сердца», «Здесь и сейчас», «Адреса милосердия», «Помоги.Орг», «София», «Подари жизнь», «Созидание», «Дети Марии», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями «Настенька», центр творческого развития «стАРТ», «Дорога в мир», группа «Доноры – детям» и др. Хотя в России благотворительность развита не так хорошо, как на Западе, и в нашей стране активно взаимодействуют друг с другом, часто возникают ситуации, когда одна организация может помочь деньгами, другая – волонтерами. Благодаря постоянному обмену данными и регулярным встречам фонды имеют возможность следить за поступлением денежных средств, своевременно предупреждать друг друга о выявленных мошенниках.
Василий РУЛИНСКИЙ
Фото Ольги ШЕЙНКМАН