Актеры с cиндромом Дауна стали героями Пушкинских трагедий. На сцене театра «Кураж» недавно состоялась премьера нового спектакля театра «Простодушных» – «Пушкин. Болдинские драмы».
За кулисами ко мне подходит высокий парень в черном сюртуке и цилиндре. Жмет руку. Знакомимся – его зовут Антон.
«Я здесь занимаюсь уже 10 лет с хвостиком. Сегодня играю Пушкина. Я вообще-то все роли люблю. Каждую по-своему, – рассказывает Антон. – А еще я люблю, когда к нам гости приходят, и праздники люблю, особенно православные. Они в календаре голубым помечены и зеленым».
Театр «Простодушных» возник в 1999 году. Все началось с поездки в санаторий, где актер Игорь Неупокоев познакомился с группой родителей, у которых были дети с синдромом Дауна. Они попросили поставить им «какую-нибудь сказку». В итоге – поставили «Дюймовочку». Для Игоря игра «особых ребят» стала настоящим открытием.
«В особом театре артисты не играют, они это чувствуют сердцем. Для них – это не работа. Зритель очень четко чувствует – где правда, а где неправда. Профессиональные актеры – это обычные люди, со своими штампами и комплексами. А эти ребята выходят на сцену и играют, как могут, и даже если получается плохо – это все равно хорошо», – говорит он.
После поездки в санаторий Игорь Неупокоев обратился в ассоциацию «Даун-синдром». Начал обзванивать родителей детей с синдромом Дауна. Так набралась труппа.
«Я заберу вас к себе на корабль, у меня есть большой корабль, заберу вас вместе с фотоаппаратом», – говорит улыбчивый парень в красно-золотистом камзоле. Целует мне руку. По сценарию – он герцог.
«Меня зовут Виктор, я работаю гардеробщиком в колледже. Колледж уже окончил, по специальности я полиграфист, – говорит он.
– И эту красотку я с собой на корабль возьму, – Виктор показывает на девушку в белом платье.
Девушка смущенно улыбается. Мама ей застегивает платье, прикалывает брошь. Поправляет прическу.
– Я в этом платье замуж выходила, – говорит мама,– Пришлось только немножко ушить.
Мамы и шьют костюмы, и гримируют актеров и ассистируют режиссеру.
«Без родителей мы бы ничего сделать не смогли. Они за кулисами переодевают ребят, и роли вместе с ними учат. Родители – равноценные участники спектакля», – говорит Игорь Неупокоев.
«Мы поедем летом на дачу. Будем собирать грибы и ягоды, земляника там пахнет медом. Хочешь, я тебе соберу земляники?», – предлагает Антон.
– Ты спишь? Просыпайся, скоро выступление, – тормошит мама Алексея.
Алексею на вид около пятидесяти. Он в черном жилете с белым воротником и кипе, – играет Жида в «Скупом рыцаре».
Помимо театральной студии, Алексей еще ходит на флейту и занимается в мастерской – рисует, лепит, шьет мягкие игрушки.
Пушкин глазами простодушных
В репертуаре театра «Простодушных» – уже несколько спектаклей – это и «Повесть о капитане Копейкине» Гоголя, и постановка пьесы Алексея Ремизова «Прение живота со смертью», и спектакль-притча «Зверь». А теперь еще и «Болдинские драмы» Пушкина.
«Ребята могли не читать эти пьесы и не знать их. Они никогда не капризничают, не спорят, они взрослые послушные дети. Без претензий и без амбиций», – говорит Игорь Неупокоев про своих актеров.
За кулисами – послушные дети. На сцену выходят взрослые, уверенные в себе люди. У каждого свой типаж, свой характер, своя индивидуальность. Сначала играют «Моцарта и Сальери». Затем – «Скупого рыцаря».
Моцарт – подвижный, вдохновленный, только и успеваешь ловить его взглядом. Сальери (его играет сам Неупокоев) – замкнутый, задумчивый, заискивающий перед Моцартом и всеми вокруг.
Здесь нет попытки прочитать Пушкина по-новому. Скорее – попытка показать старое через новое. А это новое и есть – игра «особых актеров».
Актеры нечетко выговаривают слова, запинаются, иногда забывают текст (родители подсказывают из-за кулис). И, не смотря на это, всю трагедию пьес проживаешь по-настоящему.
У ребят нет поставленной дикции и отработанных движений (запоминают, что встать надо примерно так). Поэтому – если возмущение, то оно идет из самого нутра, если отчаяние – то с вырыванием волос и стиснутыми зубами, если радость – то обязательно с прыжками по сцене и смехом в голос.
«Меня интересует в первую очередь публика. Здесь идет разговор со зрителями, которые пришли в зал. И я предлагаю им вот такую интерпретацию Пушкина. Это не социальная реабилитация, а – обычный театр, в котором нужны такие необычные артисты», – говорит Игорь Неупокоев.
«Где достать денег? Ведь отец-то не даст. Отец – скряга. Может попросить у Соломона?», – размышляет рыцарь Альбер.
Жид Соломон (его играет Алексей) наотрез отказывается дать взаймы. Доказывает (водит указательным пальцем, жестикулирует), что деньги можно получить – если приблизить кончину отца.
Диалог актеров строится на интонации-мимике-жестах. Восторженная детская интонация сочетается с тембром голоса взрослого мучжины. И в этом контрасте, и в этом сочетании взрослого и ребенка и есть – вся суть «Простодушных».
«У Бога нет лишних и ненужных людей. Если он дал им жизнь, значит, в этом есть какой-то тайный замысел. И это очень совпадает с христианским мировоззрением и совпадает с теми авторами, которых мы выбираем – с Гоголем, Пушкиным. И мы видим, что ребята с синдромом Дауна – никакие не лишние, может, даже нужнее других. Моя задача как режиссера – такими их показать», – говорит Игорь Неупокоев.
Следующий спектакль состоится 1 апреля на сцене театра «Кураж» (м. Курская, Земляной вал, 33, ТЦ Атриум). Начало в 19-00. Билеты можно приобрести за полчаса до представления. Справки и заказ билетов по телефону: 8 916 293 95 36 (Игорь Неупокоев).