Начнем с плохой, а разделавшись с ней, перейдем к хорошей, тем более что она, в некотором смысле, указывает направление действий по преодолению первой.
Наркотическая краткость
По данным ВЦИОМа, для 80% россиян книга остается источником знаний и профессиональной информации, но только 40% читают в свободное время для удовольствия.
Это примерно совпадает с данными из других развитых стран, например, в Великобритании художественную литературу читают порядка 50%, а в Нидерландах 81% читают хотя бы одну книгу в год, но только 30% голландцев читают ежедневно.
Чем же заняты остальные? Судя по всему, их культурные потребности удовлетворяются телевидением и видеоконтентом интернета.
Но что это значит? И отразится ли смена приоритетов на развитии человеческого мозга?
Этим вопросом озаботились ученые Тяньцзинского педагогического университета (Китай). Они решили исследовать, как просмотр коротких эмоциональных видео, типа тиктоковских – их еще называют шортсами или рилзами, – влияют на мозг молодых людей, которые, надо признать, часто на них подсаживаются, и эта зависимость под стать наркотической.
В более ранних исследованиях было установлено, что зависимость от просмотра шортсов имеет печальные последствия для молодых людей. У них нарушается сон, снижается способность концентрировать внимание дольше минуты, страдает память, а у некоторых даже развивается депрессия.
Китайские ученые рекрутировали 111 студентов колледжа в возрасте от 17 до 30 лет, и все они являлись активными пользователями видеоплатформ, подобных TikTok.
Участников тщательно обследовали, чтобы исключить тех, кто в данный момент или ранее страдал психическими заболеваниями. Это должно было послужить гарантией того, что возможные изменения в их мозге действительно связаны именно с избыточным потреблением коротких видео, а не с какими-либо ранее существовавшими нарушениями.
МРТ свидетельствует: мозг меняется!
![Коллаж](https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2025/02/video_vs_books_02-1024x681.jpg)
Ученые собрали данные магнитно-резонансной томографии высокого разрешения. Проанализировав эти данные, они обратили внимание на структурные изменения в некоторых областях мозга участников, а также изменения в том, как функционируют нейроны в пределах той или иной области. Затем они проанализировали, как полученные ими характеристики коррелируют с разными уровнями зависимости от просмотра коротких видео.
Что касается структурных изменений, то у тех, кто имел более сильную зависимость от шортсов, оказался увеличенным объем серого вещества в орбитофронтальной коре и мозжечке. Орбитофронтальная кора вовлечена в обработку сигнала вознаграждения, в регуляцию эмоций и в принятие решений. Увеличение объема этой области говорит о повышенной чувствительности к чувству вознаграждения, которое испытывают участники от коротких видео личного характера, что обладает потенциалом усиливать компульсивное поведение.
Это действия, которые человек «вынужден» выполнять. Невыполнение этих действий повышает тревожность у человека до тех пор, пока он не отказывается от сопротивления позыву. В нашем случае человек испытывает огромный дискомфорт и тревожность, когда он лишен возможности взять смартфон и зайти на любимый веб-ресурс с короткими видео, и как только он может дотянуться до телефона, он сразу же просматривает все новые шортсы от тех, на кого он подписан.
Что касается функциональных изменений, исследователи обнаружили повышенную нейронную активность в ряде областей мозга, вовлеченных в процессы принятия решений, рефлексивное мышление и эмоциональную регуляцию.
Повышенная активность в этих областях говорит о том, что зависимость от просмотра коротких видео может повлиять на систему вознаграждения и способность мозга регулировать внимание и эмоции. Например, повышенная активность в задней поясной коре может свидетельствовать о чрезмерно активной рефлексии, включая постоянное сравнение себя с теми людьми, которых человек видит в коротких видео.
Систему вознаграждения называют еще системой внутреннего подкрепления. Это совокупность структур нервной системы, участвующих в регулировании и контроле поведения при помощи положительных реакций на действия. Система вознаграждения наряду с системой наказаний играет основную роль в механизмах закрепления поведения.
Исследование также высветило такую черту, как диспозиционная зависть. Этим термином обозначают вид зависти, которая связана со сравнением своего положения, статуса, своих достижений со статусом и достижениями других людей.
Этот психологический фактор, как оказалось, тоже связан с зависимостью от шортсов. Участники с более высокими уровнями диспозиционной зависти были в большей степени зависимы от потребления коротких видео на интернет-платформах. Эта связь объясняется тем, что склонные к зависти индивиды могут включать короткие видео для того, чтобы справиться с чувством неадекватности. У них были обнаружены изменения в мозжечке и полюсе височной доли, которые вовлечены в обработку социальной и эмоциональной информации.
Отложите смартфон, возьмите книгу
![Коллаж](https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2025/02/video_vs_books_01-1024x681.jpg)
Новое исследование ученых из Университета Лунда предлагает старую добрую альтернативу видеоконтенту.
Исследователи проанализировали данные 1000 человек и обнаружили совершенно четкие различия в анатомии тех, кто читает книги, от тех, кого нельзя назвать активными читателями.
Эти различия касались двух областей мозга в левом полушарии. Это те области, которые играют важнейшую роль в нашей способности к чтению.
Первая – это передняя часть височной доли. Она отвечает за то, чтобы связывать и категоризировать различные типы значимой информации.
Например, чтобы собрать по частям значение слова «нога», эта область мозга связывает между собой визуальную, сенсорную и моторную информацию о том, как нога выглядит, ощущается и двигается.
Еще одна зона – это извилина Гешля, складка в верхней височной доле, в которой находится слуховая кора.
У продвинутых читателей передняя часть височной доли оказалась больше по площади по сравнению с правой. Это и понятно, так как увеличение области, предназначенной для распознавания значений, делает такое распознавание более простым.
А вот что кажется на первый взгляд менее логичным, это связь слуховой зоны с чтением, ведь чтение прежде всего – визуальный навык. Однако мы должны учесть, что буквы обозначают звуки речи, и когда мы видим символическое изображение этих звуков, мы как бы слышим их внутренним слухом.
Способность к различению звуков называется фонологическим слухом, и те дети, которые обладают хорошим слухом такого рода, быстрее других учатся читать.
Нейропластичность помогает активным
![Коллаж](https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2025/02/video_vs_books_03-1024x681.jpg)
В более ранних исследованиях утонченная извилина Гешля была связана с дислексией, расстройством, серьезно препятствующим выработке и развитию навыка чтения. Новое исследование, однако, связывает его с более широкой популяцией, включающей людей, не страдающих дислексией, но не являющихся при этом активными читателями.
Кроме того, именно в этой зоне наблюдалась повышенная миелинизация нервного волокна, то есть покрытие его защитной изоляцией, миелином, а дополнительная изоляция волокна повышает его проводимость.
Все дело в нейропластичности, то есть способности мозга менять свою архитектуру под воздействием внешних факторов. Сильнее всего эта способность в детстве, однако до определенной степени она присутствует в течение всей жизни человека. (Как мы видели из предыдущего исследования, нейропластичность не всегда играет нам в плюс, есть виды деятельности, которые приводят к нежелательным изменениям в мозге, особенно когда речь идет о зависимостях.)
Изучая иностранный язык, взрослый человек интенсивно увеличивает толщину своей мозговой коры в зонах, ответственных за его языковые и речевые функции. Таким же образом чтение меняет толщину извилины Гешля и височные доли в левом полушарии.
Как говорит автор исследования профессор Микаэль Ролл, если вы хотите, чтобы ваш мозг развивался и процветал, возьмите книгу и начните читать.
«Подумайте также о том, что станет с человечеством, если такой навык, как чтение, перестанет быть приоритетом. Наша способность к интерпретации окружающего нас мира и пониманию людей значительно снизится. Иными словами, тот уютный момент, когда вы садитесь в удобное кресло с книжкой в руках, перестает быть личным, потому что в это время вы спасаете человечество», – добавляет он.
Источники:
Reading Strengthens Key Brain Regions for Language and Empathy
Does TikTok really cause brain rot? New study links short video addiction to brain abnormalities
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА