За последние 2 года ни один ребенок не умер от прививок, – такие данные сообщили специалисты, занимающиеся проблемами вакцинации, на круглом столе, прошедшем 18 февраля в информационном агентстве «Росбалт».
Общественность не устает обсуждать вред и пользу прививок. Благо для этого достаточно поводов. Например, в начале февраля 2010 года авторитетнейший британский медицинский журнал The Lancet отозвал опубликованную в 1998 году статью доктора Вейкфилда о взаимосвязи аутизма и вакцины против кори. В середине февраля Конгресс педиатров России сообщил о своем намерении рекомендовать правительству РФ расширить национальный календарь прививок. Педиатры предлагают добавить в него вакцины против пневмококковой инфекции (от нее в мире ежегодно умирает 1 млн детей), и вакцины против папиломавирусной инфекции (в ряде случаев инфекция может стать причиной рака матки). В этом же месяце Билл Гейтс перечислил $ 10 млрд на программу по развитию вакцинации (Global Alliance for Vaccines and Immunization).
Существуют два противоположных мнения о нужности и полезности прививок. Одни утверждают, что прививки спасают жизни, предотвращая чрезвычайно опасные болезни и их эпидемии. Благодаря прививкам, считают их сторонники, удалось значительно снизить распространенность некоторых болезней. Противники этой точки зрения утверждают, что возможные поствакцинальные осложнения могут нанести серьезный вред здоровью ребенка (вплоть до получения инвалидности).
Профессор Владимир Таточенко, главный научный сотрудник Научного центра здоровья детей РАМН, заявил, что не согласен с постановкой вопроса: вредны или полезны прививки. «Никто же не ставит вопрос о вреде или пользе электричества или автомобилей, – сравнил он. – Прививки – это часть нашей цивилизации, нравится вам это или не нравится. 96-98% населения прививает своих детей. И прекратить прививки мы просто не в состоянии. Если мы завтра прекратим это делать, то через год получим поголовные эпидемии. В течение десятилетий, когда дети прививались, полностью изменился эпидемиологический характер инфекций. Был момент, когда мы уменьшили охват детей прививками от дифтерии, и мы получили то, чего никогда не было – эпидемию дифтерии. Дифтерия была всегда, но никогда не было ее эпидемий».
По данным ВОЗ вакцинация предотвращает в год более 3 миллионов смертей от инфекционных болезней. Благодаря вакцинации заболевания полиомиелитом уже 14 лет не регистрируются в России.
Николай Озерецковский, заведующий лабораторией по оценке побочного действия медицинских иммунобиологических препаратов НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича, прежде чем ответить на вопрос о возможных поствакцинальных осложнениях, особенно подчеркнул, что не является представителем фирмы или института-разработчика препарата. НИИ стандартизации и контроля, в котором он работает, осуществляет государственный надзор за качеством медицинских препаратов. Все сведения о негативных последствиях вакцинации попадают именно в этот институт в соответствии с законом «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». О том, что в случае развития необычных реакций и поствакцинальных осложнений необходимо сообщать в этот институт, указано и в инструкциях по применению вакцин.
«Ни в прошлом, ни в этом году не было зарегистрировано ни одного смертельного исхода, как результата вакцинации у детей, – заверил присутствующих Николай Озерецковский. – В прошлом году был один случай смерти взрослого человека, который не был привит столбнячным анатоксином (а он входит в календарь прививок) и которому в связи с травмой была введена противостолбнячная сыворотка. Конечно, наш институт за это время получил больше сообщений о смертях, наступивших в поствакцинальный период. Но детальное расследование показало, что все 7 смертей явились результатом интеркуррентной инфекции (инфекция, возникающая у больного на фоне другой инфекционной болезни. – Ред.), чаще всего это были вирусные внутриутробные инфекции. И это значит, что врачи должны проводить более внимательное обследование ребенка на наличие внутриутробной инфекции».
Редкость осложнений, вызываемых вакцинами, наглядно проиллюстрировал Владимир Таточенко: «В 1970-е годы в клинике, которой я заведовал, целый этаж был отведен для детей с прививочными осложнениями, это были осложнения на введение оспиной вакцины. Для меня было важно ликвидировать оспу в мире, чтобы ликвидировать прививки от оспы. Оспиная вакцинация действительно давала серьезные осложнения, вот откуда растут ноги у антипрививочного движения. Когда в 1980-е годы ликвидировали прививки от оспы, мы закрыли это отделение, потому что другие осложнения были крайне редки. Сейчас у нас раз в 3-5 лет от прививки умирает ребенок. За 12 лет зарегистрировано 105 случаев серьезных осложнений (параличи) на вакцину от полиомиелита. Вот почти и все».
Единственной проблемой, отмеченной специалистами, было то, что регистрируется достаточно большое количество случаев сывороточной болезни. Это осложнение, связанное с введением гетерологичных сывороточных препаратов: антиробического иммуноглобулина и противостолбнячной сыворотки. Некоторые люди не могут не реагировать на сывороточный препарат, сделанный из лошадиной сыворотки, сейчас появляются препараты на основе человеческой сыворотки, но они есть не везде.
Михаил Костинов, профессор НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова РАМН, практик, работающий с детьми с ослабленным здоровьем, утверждает, что дети с аллергиями переносят вакцинацию так же, как и здоровые. Важно только, чтобы врач «поймал» момент и подобрал подходящую вакцину. Более того, вакцины нужны именно детям с ослабленным здоровьем (перенесшим онкологические заболевания, с астмой, аутоиммунной патологией, сахарным диабетом, заболеваниями почек), потому что инфекция обостряет хроническое заболевание.
Заведующий лабораторией НИИ вакцинации и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, автор брошюры «Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ Александр Мац раскритиковал «антипрививочный журнализм», в том числе многостраничные монографии, не отличающиеся научностью подхода. «Всего в прошлом году было выявлено 654 осложнения на 40 млн доз вакцин. Если осложнение встречается так редко, то значит дело не в препарате, а в самом вакцинируемом, значит, не был вовремя сделан медотвод, – сделал вывод он. – Антипрививочники создали у населения иррациональное отношение к поствакцинальным осложнениям и реакциям. Поствакцинальные реакции не требуют лечения и быстро проходят, а поствакцинальные осложнения встречается редко и требуют госпитализации и лечения».
Что будет если прививки не делать вообще? «За последние 50 лет эта ситуация была воспроизведена 12 раз под давлением антипрививочников, в том числе по религиозным соображениям, – сказал Александр Мац. – Последний раз это произошло в Израиле, где одна община ортодоксальных иудеев не делала прививок детям, у них оказалось 2000 заболевших корью, некоторые – тяжело. Вылечили, конечно, – там неплохая медицина».
Журналисты задавали много вопросов о возможных опасениях родителей, в том числе о содержании в вакцинах ртути и алюминия, генномодифицированных дрожжей. Накал дискуссии дошел до того, что Владимир Таточенко предложил: «Ребенку вводят 1/100 мг. вакцины от гепатита В. Вы можете мне хоть подкожно, хоть внутривенно ввести 1/100 мг. чего хотите – хоть цианистого калия. Ничего не будет».
Медики раскритиковали фильм «Правда о прививках», снятый по благословению заштатного епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита (Хилько), книгу «Прививки в роддомах», изданную по благословению ушедшего в раскол епископа Чукотского и Анадырьского Диомида (Дзюбана). Впрочем, были приведены интересные данные, которые медицинские светила узнали на круглом столе Общества православных врачей в 2008 году. Когда появилась оспиная вакцина, в 1801 г. первую прививку против оспы детям провели в Московском воспитательном доме. Тогда, как и сегодня возникли вопросы о том, правильно ли это. В 1805 г. Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил вакцинацию как дело богоугодное.
На круглом столе присутствовала молодая мама Ксения, которая сомневается в полезности прививок. В конце ей был задан вопрос, какие выводы она сделала из услышанного. Ксения ответила, что она согласна с тем, что прививки могут быть необходимы, но трудно доверять врачам из районной поликлиники и надо самой смотреть, здоров ли ребенок, готов ли к ней ребенок.
«Такой оборонительный настрой неоправдан! – возразил Ксении Владимир Таточенко. – Никто не хочет детей травить. Вакцины готовят и испытывают так, чтобы их можно было делать всем за редчайшим исключением. Нет ни одной прививки, перед которой надо сдавать какие-то специальные анализы. Как определить готов ребенок или нет? Лоб попробовал? Жара нет? Прививаем!»
Ирина РЕДЬКО
См. также: Прививки: за и против