За него молилось все хоккейное сообщество
В 1996 году американка Хизер Каннингем потеряла мужа. Элвин погиб в автомобильной катастрофе в штате Калифорния, оставив жену с тремя сыновьями в возрасте от 4 до 7 лет – Митчелом, Крейгом и Райаном.
Женщине пришлось работать в нескольких местах, чтобы прокормить семью. Все вышли в люди: младший сын учится на юриста, старший стал инженером, средний, Крейг, – профессиональным хоккеистом.
В 2016 году Хизер приехала на стадион Тусона, штат Аризона, чтобы поболеть за команду «Тусон Роудраннер», капитаном который был ее сын, 26-летний Крейг Каннингем. Но матч в тот день не состоялся. Во время раскатки у Крейга произошла внезапная остановка сердца, он потерял сознание и упал на лед.
Первыми на поле выбежали пожарные, которые пришли на стадион, чтобы сыграть на волынках национальный гимн. Они-то и оказали хоккеисту первую помощь – провели сердечно-легочную реанимацию.
Потом появились медики. Крейга положили на носилки и понесли к реанимобилю. Игроки обеих команд и болельщики наблюдали за происходящим в ошеломленной тишине.
Страшная новость быстро распространилось по всему хоккейному сообществу.
«Жена сказала, что мы должны немедленно ехать в больницу, – рассказывает Клод Лемье, отец одного из игроков. – Мы можем немногое, разве что быть рядом и сообщить матери, что мы любим Крейга и молимся за него».
«Если бы вы попытались найти человека, который меньше всего заслуживает того, что случилось, это был бы Крейг, – сказал нападающий «Монреаль Канадиенс» Брендан Галлахер. – Он особенный парень. Каждый его товарищ по команде скажет вам это».
А их было много. Сотни. Каннингем сыграл четыре с половиной сезона в составе «Ванкувер Джайентс», половину сезона с «Портленд Винтерхокс» Западной хоккейной лиги, еще четыре сезона в клубе «Бостон Брюинз» и 29 игр – в «Аризона Койотис» НХЛ.
Реакция в Твиттере была немедленной и невероятной:
«Молюсь за одного из своих лучших друзей Крейга Каннингема. Продолжай бороться, Крейг!»
«Молюсь о тебе, твоей маме и братьях. Оставайся сильным. Люблю тебя, брат».
«Вы заметили, что многие называют Крейга своим лучшим другом, братом или членом семьи? – говорит бывший игрок НХЛ Рэй Ферраро. – Это потому, что он замечательный парень. Когда Крейг общается с людьми, он зажигает их. У него есть энергия. Любой, кто его знает, понимает, о чем я говорю. Он член нашей семьи. Я считаю его своим сыном – наряду со своими четырьмя».
Второе рождение
Врачи говорили, что состояние пациента критическое, но стабильное. Хизер Каннингем вместе с сыновьями и девушка Крейга круглосуточно дежурили у его постели.
Сердце хоккеиста остановилось на 85 минут, почти полтора часа врачи проводили сердечно-легочную терапию. Полностью «перезапустить» сердце спортсмена удалось только через двое суток. Все это время Крейг был подключен к аппарату ЭКМО, насыщающий кровь кислородом.
По словам Хизер, в ее жизни было четыре самых важных дня. Три – когда родились ее сыновья. Четвертым стал день, когда сердце Крейга вновь забилось в автономном режиме. «Тогда сын получил второе рождение», – говорит женщина.
Однако спустя несколько дней состояние Крейга ухудшилось.
Из-за нарушенной циркуляции крови у Крейга оказалась пораженной левая нога. 24 декабря ее пришлось ампутировать ниже колена – врачи опасались, что инфекция осложнит выздоровление пациента.
Близкие Крейга вспоминают, что, несмотря на ампутацию, он был благодарен врачам за то, что жив.
«Я понял, что ценю жизнь, говорит Крейг. – Раньше я никогда не думал, насколько это важно. А теперь понял – в одно мгновение можно лишиться всего. Каждый раз, когда я думаю о том, что больше не смогу играть, просто вспоминаю, как мне повезло, что я не умер».
«Я становлюсь самим собой»
Пока Каннингем был в больнице, ему приходили стопки писем и рисунков от хоккеистов и болельщиков с предложением поддержки. Менеджеры клуба «Аризона Койотис» регулярно навещали его. «Они предложили мне подумать о том, чем я хотел бы заниматься, – говорит Крейг. – И если я хочу остаться в хоккее, то в клубе для меня есть дело».
Весной 2017 года Каннингем закончил лечение и начал осваивать протез. Крейг был настроен решительно: научиться жить обычной жизнью, насколько это возможно. 31 марта 2017 года Каннингем впервые вышел на лед на протезе. Его поддерживали врачи и товарищи по команде. «Это сложная задача, но я иду вперед. Хожу, бегаю, устаю – становлюсь самим собой».
24 мая он подписал контракт с «Койотис» и стал скаутом. Крейг начал заниматься поиском потенциальных игроков, а также оказывать помощь в обучении хоккеистов. «Не уверен, что это навсегда, – говорит он. – Но я получаю удовольствие от новой работы».
Каннингем проводит в поездках 17-20 дней в месяц. Он освоил скутер и с легкостью передвигается по дорогам. Скаутинг позволяет ему путешествовать по Северной Америке и не расставаться с любимым видом спорта.
«Я узнал, насколько сплочены хоккеисты, – говорит Крейг. – Вы видите, как яростно они сражаются друг с другом на льду, и кажется, что противники ненавидят друг друга. Но ребята, против которых я играл, всегда готовы прийти на помощь.
Невозможно сосчитать, сколько телефонных звонков и сообщений я получил от игроков, с которыми никогда не встречался».
Профилактика сердечных приступов «от Крейга»
Почти каждый день Крейг разговаривает по телефону с Заином Хальпи, который спас ему жизнь. Теперь их объединяет общее дело – доктор служит медицинским директором фонда Каннингема «All Heart Foundation», который Каннингем учредил в феврале 2018 года.
Цель некоммерческой организации, говорит Крейг, – предотвращение смертельных исходов от внезапной остановки сердца, благодаря развитию профилактики и скрининга этого состояния.
По официальным данным, в Канаде выживают только 10 процентов пациентов с внезапной остановкой сердца, в Соединенных Штатах ежегодно умирают от этого почти 900 человек.
«Мы хотим, чтобы люди приходили на обследование к врачам, – говорит Каннингем. – Если врачи обнаружат какие-то проблемы, это еще не конец света. Я потерял ногу, потерял карьеру. И не хочу, чтобы это случилось с кем-то еще».
Некоторые из проектов фонда «All Heart Foundation» включают в себя создание новых технологий, которые позволяют обнаружить у пациентов нерегулярные сердечные ритмы.
«Если наш фонд поможет предотвратить остановку сердца хоть у одного человека, думаю, все это того стоило», – говорит Каннингем.
Чтобы собрать средства в фонд Крейга, его старший брат Райан совершил поездку на велосипеде от канадского города Каслгар до Тусона. В августе он проехал 2655 км за две недели.
Сейчас братья работают над приложением под названием «Rhythm Core», которое позволит людям узнавать, подвержены ли они риску сердечного приступа. Цель Райана – собрать 50 000 долларов для фонда Крейга.
По словам доктора Хальпи, на участие в создании фонда его вдохновило упорство и неутомимая энергия Каннингема. «Это питает и нашу дружбу, – говорит он. – Крейг удивительно выдержанный, он потрясающе чист, и это привлекает людей».
Хальпи добавил, что Каннингем вдохновил многих пациентов.
Как-то 17-летняя девушка, которой пересадили искусственное сердце, сказала ему, что именно благодаря Крейгу она выдержала операцию и пребывание в больнице.
«Я больше не могу изменить ситуацию на льду, – говорит бывший хоккеист, – но способен изменить жизнь других людей. Я могу сделать что-то еще».
Что-то еще – это спасение жизни. Может быть, многих жизней.
Использованы источники: