Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Вся правда о Новом годе: откуда возникли Дед Мороз, Снегурочка, елка и олени Санта-Клауса (и почему всех их можно считать еще очень молодыми)

Знаете ли вы, что мальчик в образе Нового года – это отнюдь не советское изобретение? Что вместо оленей у Санты были темнокожие слуги, которые и разносили подарки, и могли наделить хулиганов угольком вместо мешка с конфетами? Что елку не просто украшали, а непременно – устраивали, делая из этого целое событие? Собрали для вас самые неожиданные факты о любимом празднике

Дед Мороз и Снегурочка
Фото: Олег Смыслов/РИА Новости

Рождество Хистово люди празднуют уже почти 2000 лет, Новый год зимой в России отмечают три века с небольшим, с 1700 года. При этом каноны празднования Нового года, такие, какими мы их сегодня знаем, сформировались не так давно, всего 100-150 лет назад. Хотя может показаться, что Дед Мороз, праздничная елка, детские подарки и хороводы вокруг украшенного дерева, и даже уже полюбившийся нам Санта-Клаус в компании своих веселых оленей были всегда.

Мы решили напомнить вам о том, как складывались традиции зимнего праздника и рассказать о том, откуда возник Дед Мороз и почему он поначалу был злым волшебником, как Снегурочка из дочери Мороза стала его внучкой, почему Санта Клаус обзавелся оленями гораздо позже, чем слугами-маврами, и как елка из развлечения аристократии стала радостью, доступной для всех.

Накануне праздничной ночи собрали самые интересные тексты «Милосердия» о новогодних символах.  

У Деда Мороза были другое имя, три пальца на руках и палка, чтобы наказывать детей

Дед Мороз. В.М. Васнецов. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885 г. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Дед Мороз. В.М. Васнецов. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885 г. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Дед Мороз, хоть и дед, в исторической перспективе довольно молод – ему всего каких-то 150 лет, максимум – 180. Звали его раньше Мороком, а характер дедушки был изрядно испорчен: суровый старик мог не только наградить подарками, но и наказать, а при случае и заморозить до смерти. О том, как новогодний волшебник постепенно изменился, в материале «Дед Мороз раньше был страшным, но потом подобрел» рассказывал Алексей Митрофанов.

Еще несколько любопытных подробностей: посох, которым сегодня дедушка зажигает новогоднюю елку, раньше был палкой, которой волшебник бил особо непослушных детей. А мог и страшные истории им начать рассказывать, так что слезы от страха – ручьем. Впервые Дед Мороз появился в в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иренея» В.Одоевцева, где среди прочих действовал некий Мороз Иванович. Спустя 30 с небольшим лет он обзовелся внучкой Снегурочкой, она перекочевала к нему из пьесы Островского, где, правда, сначала называлась его дочерью.

А еще – вы удивитесь – в этой компании был мальчик, символизировавший Новый год, его представляли как младшего брата Снегурочки и изображали как ребенка в красной шубе и в такой же красной шапке с четырьмя цифрами – наступающим годом. Такой персонаж действовал на праздничных представлениях еще в конце XIX – начале XX века, хотя многим он кажется чисто советским изобретением.

Дед Мороз, Снегурочка и Новый год выступали не только на представлениях для детей, но и на вечерах для взрослых. В нашем материале вы найдете рассказы о том, как проходили елки в начале XX века – восстановить события удалось по газетным публикациям и воспоминаниям современников.

Поначалу дети Деда Мороза боялись, так что даже приходилось показывать им, что под шубой и бородой прячется кто-то знакомый и вполне земной. Но потом деда безоговорочно полюбили, да и сам он подобрел.

Так что, когда после революционного запрета дедушка вернулся, став из рождественского новогодним, вопросов к нему уже не было: Дед мороз стал таким, каким мы знаем его сегодня.

Санта-Клаус раньше имел свой отдельный праздник, темнокожих слуг и дарил южные фрукты

Старинные открытки
Изображения: https://nl.pinterest.com/

О том, что Санта как-то связан со святителем Николаем, знают все, а вот проследить путь превращения древнего святого в добродушного старика в алой куртке с меховой опушкой могут далеко немногие. О том, откуда появился Санта-Клаус, как обзавелся оленями и всей современной мифологией, в материале «Как святой Николай основал Нью-Йорк, а Деда Мороза запретили, но реабилитировали» рассказывает Дарья Менделеева.

Начнем с того, что когда-то у Санты был отельный праздник, с Рождеством никак не связанный. Отмечали его в Голландии 6 декабря. Традиция сложилась примерно с XV века: почитавшие Синтерклааса (святого Николая) голландцы верили, что перед праздником епископ прибывает в их страну из Испании (в то время Голландия находилась под властью этой страны), а сопровождает епископа свита слуг-мавров – черных Питтов. С собой епископ привозит множество «испанских» фруктов – гранатов и апельсинов, которые его слуги затем раздают детям, спускаясь в дом по дымоходу и оставляя презенты в носках или обуви, сложенной у камина. Тем, кто плохо себя вел, вместо фрукта положат уголек.

Когда в Голландии власть перешла к протестантам, почитание святого Николая прервалось. Однако традиция поздравлять малышей в декабре осталась. Ее-то эмигранты голландцы перевезли с собой в Новый свет, где легенду о Санте постепенно усвоило все население, независимо от происхождения.

В середине XIX века начал складываться канонический образ Санта Клауса. Баллада «Накануне Рождества», написанная протестантским пастором Клементом Кларком Муром для своих детей, вдруг приобрела невероятную популярность. В ней Санта описан как старик в шубе, а еще у него появляется восьмерка оленей и сани, которые он паркует прямо на крыше, перед тем как нырнуть в дымоход.

Ну а потом начался неостановимый полет фантазии. Коллективными усилиями писателей, поэтов и даже крикатуристов Санта приобрел много новых черт. Сказочный волшебник поселился на Северном полюсе (версия про Лапландию возникла в Европе позже), у него появился телескоп, в который видно каждого ребенка, и огромная волшебная книга, в которой записаны все-все детские поступки. К концу XIX века волшебник нарядился в красную короткую куртку и штаны и стал почти похож на себя таким, каким мы его сейчас знаем.  

Окончательно образ Санта Кауса сложился благодаря рекламе всем известного газированного напитка. Компания Coca cola преследовала вполне маркетинговую цель: увеличить продажи зимой, а в результате попутно создала легенду. В ней Санта предстает добродушным стариком с белой бородой, а в его упряжке появился дополнительный девятый олень. Автором канонического облика зимнего волшебника стал художник Хэддон Сандблом. Санту он срисовал со своего соседа.

Елка дважды уходила и возвращалась в Россию, и часто меняла свое предназначение

Иллюстрация 1835 года
Иллюстрация 1835 года. Фото: https://n-dank.livejournal.com/

Новогодняя и рождественская ель прижилась в России лишь со второй попытки. О том, какой сложный путь пришлось за три с лишним века пройти пушистой красавице, в материале «Рождественская елка – дерево с трудной судьбой» рассказывал Алексей Митрофанов.

Сначала елку, как символ Нового года, требовал ставить в канун праздника Петр I. Одновременно с тем, как император назначил справлять смену цифр в календаре в ночь с 31 декабря на 1 января, возник и указ украшать дома хвойными – деревьями либо лапником, елкой, сосной или можжевельником. Ставили ели исключительно на улице, причем как богатые, так и бедные: за исполнением воли императора строго следили. Но после смерти Петра обычай забылся, елки остались лишь у кабаков и стали своеобразным маркером питейных заведений: появился даже эвфемизм «сходить под елку».

Второе пришествие елки произошло спустя сто с небольшим лет. В 1817 году будущий император Николай I устроил для своей супруги, великой княгини Александры Федоровны, елку на Рождество, желая напомнить молодой жене о ее родине и немецких традициях.  И если при Петре ели ставили на Новый год, то здесь дерево было уже рождественским и стояло в помещении. Елку украсили игрушками, свечами, сладостями, под ней лежали подарки.

Постепенно обычай переняла сначала аристократия, затем купцы, а после и простой люд. Елку не просто украшали – ее устраивали, а нее пригашали: это означало торжественный ужас и посиделки вокруг убранного свечами и игрушками дерева. Игрушки были в основном картонные и из папье-маше, иногда делались сами. А мандарины появились на елке как редкий деликатес и знак богатства. Шары же, столь привычные нам – изобретение достаточно позднее: во время Первой мировой войны. Пленные немцы обучили этому искусству клинских стеклодувов. К слову, завод елочных игрушек в Клину работает до сих пор.

Елки, как сейчас, так и до революции, приобретали на специальных базарах, но могли и срубить в лесу: это не запрещалось. Появившись в частных домах, затем ели стали и элементом украшения магазинов и городских пространств.

Так продолжалось до революции, после которой ель вдруг запретили, как буржуазный пережиток. О традиции вспомнили лишь в 1935 году, и елка была реабилитирована: вновь не как рождественская, а как новогодняя, как и задумывал Петр I.

Рождественская открытка появилась позже всех, но устояла, несмотря ни на что

Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)
Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)

Рождественская, а затем и новогодняя открытка появились благодаря… лени. Ну и немного изобретательности, конечно. О том, как это произошло, в материале «История рождественской открытки: ангелы, Дед-Мороз в космосе, и снова ангелы» рассказывает Дарья Рощеня.

Считается, что открытку как способ поздравления придумал в 1840 году лондонский чиновник Генри Коул. То ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, он попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! В итоге появилась первая открытка: в центре семья Коула, а по бокам –композиции, изображающие милосердие и сострадание. Идея так понравилась, что вскоре Коул уже продавал первый тираж своих открыток.

С 1860-х годов открытки стали массово печатать в Европе, а вскоре они появились в России. Сначала кустарные или заграничные, позднее – официальные. Первые русские открытки были без картинок – только бланк для «открытого письма» и место для марки.

Художественная открытка появилась десятью годами позже благодаря  почти романтической истории. Студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой. Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия. В результате возник «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста», которым управляла внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток для сбора пожертвований.

В создании открыток принимали участие великие художники: Репин, Маковский, Бенуа, Врубель, Бакст и другие. Постепенно сложились типичные сюжеты: зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской елки, а также сцены катания на санях и коньках. Поздравляли поначалу только с Рождеством, затем появились пасхальные образцы. Сложился своеобразный «открыточный» этикет – от адресата и отношений с ним зависел стиль, оформление и даже цена открытки – так, начальников надлежало поздравлять дорогим и солидным открытым письмом, родственников – непременно открыткой с золочением.

Как и Деда Мороза, и елку, рождественскую открытку после революции ждало забвение и запрет. Но с возвращением первых двух вернулась, с небольшим опозданием, и открытка: их вновь начали издавать в военном 1942 году. Сначала тематика была соответствующая, но затем вернулись привычные сюжеты: Дед Мороз и Снегурочка со сказочными героями, сценки с румяными детьми, занимающимися зимними видами спорта, птицы — синицы и снегири стали символами Нового года, появлялись и отвлеченные композиции с бокалами искрящегося шампанского и часами, которые вот-вот пробьют полночь.

Но самое интересное: даже в советские время были настоящие рождественские открытки. Делали их либо сами, модернизируя нейтральные сюжеты, снабдив их церковной надписью, либо используя произведения классического искусства. Ходили такие открытки полулегально, но на них был спрос – ведь в стране все еще оставались верующие, которые праздновали Рождество.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?