Между стеной и печью
Блаженную Любовь Рязанскую (Любовь Семеновна Сухановская 1852–1920) Бог благословил через Николая Угодника. До 15 лет девушка была расслабленной, не ходила, но лечением не озадачивалась, молилась, особенно часто – перед иконой святого Николая. Однажды святой Николай ей ответил: явился, когда она была одна в доме, и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй!» И девушка пошла.
Когда домой вернулась мать Любы, та рассказала ей о невероятном событии. Мать растерялась: своими глазами она видела дочь на ногах, радость-то какая! Но зачем же… юродствовать? И мама спешит за советом к батюшке. А батюшка говорит: «Не задерживай дочь, это воля Божия!»
Но только через три года Люба оставит дом: пока же, едва получив возможность ходить, она, как святой Серафим, три года стоит в своем углу между стеной и печкой и молится, готовясь к неизвестной жизни.
Когда Люба вышла, покидая свой дом, близкие не сразу ее узнали: в совсем юном лице, сохранившем нежность и приветливость, появилась нерушимая воля.
Некоторые боялись предсказаний, бегали от блаженной
18-летняя Люба живет при храмах Рязани, в ближних монастырях. Часто ее видят на городских улицах. Далеко она не уходит, она послана к своим, к рязанским.
У нее теперь нет ничего своего: дома, еды, одежды. Вроде бы от всего зависима. На самом деле – только от Бога.
Не все поначалу поверили в нее как в настоящую блаженную. Младшая сестра Ольга, родной человек, не верила. Люба же знала одно: делиться любовью, которую получила от Бога. Молиться за других, помогать добрым советом, предостерегать от опасности, сострадать и утешать.
Она никогда не бывала резкой, строгой, только прямой; в любом, самом «отрезвляющем» действии не обличала. Может быть, это тоже, вместе с реальной помощью, быстро привело к тому, что ее стали называть «Любушкой»; не потому, что такое имя, а потому, что такое отношение, с любовью. Бедняки и нищие очень любили ее.
А еще Любовь говорила людям правду. Правда была Божья, поэтому блаженная не сомневалась. К тому времени во многих уже оскудела любовь, людям хотелось разделять и властвовать: дело двигалось к революции, к великому обману. А обманы нужно раскрывать. Недаром юродивые, блаженные появляются во времена, когда у людей размываются ориентиры добра и зла.
Блаженная даже незнакомых с нею людей сразу называла по именам и отвечала на еще не заданный вслух вопрос. Но чаще облекала свою мысль в загадочную форму, показывая все на вырезанных бумажных фигурках. Брала бумагу и вырезала или выщипывала руками то, кому что предназначено: если путешествие – лошадку или паровоз, если замужество – венец, кому смерть – гроб и т. п. Причем фигурки она вырезала очень искусно. Подаст их молча – и уйдет. И все сбывалось…
Некоторые боялись предсказаний, бегали от блаженной.
Много предсказывала блаженная в любимой ею Казанской обители. Предвидела она и закрытие монастыря. Некоторым престарелым матушкам говорила: «Вы косточки свои оставите в монастыре, а другие нет». Когда же монастырь закрыли, блаженная изготовила из бумаги ножницами разные фигурки и раздала монахиням. И каждой стало ясно – кто умрет, кто уедет, кто при храме останется жить, а кто и замуж пойдет.
Впоследствии многие сестры Казанского монастыря встречались и убеждались, что все предреченное Любовью сбылось.
Перед свержением царя в 1917 году Люба ходила по улицам и повторяла: «Стены иерихонские падают, стены иерихонские падают». Только позже поняли, что это означает.
«Столько людей знали тебя, а я только что узнала…»
Недели за три до своей смерти блаженная сказала доброй знакомой: «Лизонька, я ведь скоро умру, а ты за меня ходи Богу молиться. Ходи на мою могилку и песочек с нее бери, а гроб мой обей розовым». Розовый цвет блаженная очень любила, часто носила розовые платочки и платья в цветочек.
Умерла Любовь Сухановская 21 февраля 1921 года. Повсюду разруха, в магазинах пусто, как обить гроб розовым? Елизавета надеялась найти хотя бы марлю, и вдруг в аптеке ей подали марлю густо-розового цвета. Так, всем в утешение, чудесно исполнилось последнее желание блаженной.
На похороны Любови Рязанской вышла вся Рязань. Люди сами удивлялись, встречая знакомых, не подозревая, что кто-то из них, оказывается, тоже почитал блаженную.
Пораженная огромным количеством людей на похоронах, родная сестра блаженной, Ольга, с плачем сказала: «Прости меня, Люба, что столько людей знали тебя, а я только что узнала…»
Над могилой блаженной Любови при храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» был установлен памятник – несмотря на свирепые времена.
Любовь вновь появилась среди людей
Во времена советской власти в Рязани остался открытым только кладбищенский храм «Всех скорбящих радость». Но людей почти не было. Вскоре могила блаженной поросла травой. Умерли те, кто помнил ее, а детям и внукам, наверное, говорить боялись.
Но однажды, уже после Великой Отечественной войны, появился на кладбище офицер и стал спрашивать, где похоронена «блаженная Любушка».
Оказалось, что, когда он был неизлечимо болен, блаженная явилась ему во сне и сказала: «Не горюй и не волнуйся, а поезжай в Рязань, найди на кладбище могилку Любови Семеновны Сухановской, поставь вокруг оградку и будешь здоров и счастлив».
Неизвестный военный сделал все, как просила блаженная, и был полностью исцелен. Так Любовь вновь появилась среди людей, исцеляя больных, защищая, утешая и свидетельствуя: любовь никогда не перестает, даже если люди о ней позабудут.
В 1992 году братия Свято-Иоанно-Богословского монастыря установила на могиле блаженной Любови часовню, в 1998 году блаженная была причислена к Собору Рязанских святых, а ее мощи перенесены в рязанский Николо-Ямской храм.