Православный портал о благотворительности

Вспомогательные репродуктивные технологии: риски и этика

Многие из тех, кто решается прибегнуть к современным репродуктивным технологиям, таким как ЭКО, толком не знает, что эти технологии собой представляют, какие риски несут и какие этические проблемы ставят. По просьбе сайта «Милосердие» тему разъясняют кандидат биологических наук священник Владимир ДУХОВИЧ и научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр МОЛЧАНОВ

Многие из тех, кто решается прибегнуть к современным репродуктивным технологиям, таким как ЭКО, толком не знает, что эти технологии собой представляют, какие риски несут и какие этические проблемы ставят. По просьбе сайта «Милосердие» тему разъясняют кандидат биологических наук священник Владимир ДУХОВИЧ и научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр
МОЛЧАНОВ

Фото с сайта http://ecobabies.ru

Цель данной статьи – попытаться разобраться в допустимости вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), в частности ЭКО, для людей, исповедующих православие.

До 20% супружеских пар в России страдают бесплодием – самый высокий показатель в Европе. С течением времени медицинские критерии бесплодия претерпели сильные изменения, как из-за ухудшения здоровья населения, так и из-за улучшения методов диагностики. Раньше пара считалась бесплодной, если не могла зачать ребенка в течение 8 лет при условии регулярной половой жизни без предохранения. Теперь этот показатель снизился до года. Причем срок, после которого врачи ставили диагноз бесплодия, уменьшался постепенно в обратной зависимости от распространения технологий ВРТ.

Нарушением репродуктивной функции в равной степени страдают как мужчины, так и женщины. Женское бесплодие могут вызывать различные гинекологические заболевания, такие как эндометриоз (воспаление), миома (опухоль) матки, кисты яичников, гиперплазия (разрастание) эндометрия, полипы эндометрия, нарушения цикла (олигоменорея) или его отсутствие (аменорея), непроходимость маточных труб, нарушение продукции гормонов и другие заболевания. Мужскими факторами бесплодия могут являться неразвитость семенников, блокада сперматогенеза, нарушения продукции гормонов и чувствительности к ним, синдром неподвижных сперматозоидов, опухоли яичек, воспаление простаты, наличие крови или нарушение кислотности спермы и т.д.

Все эти нарушения в какой-то степени могут быть преодолены с помощью вспомогательный репродуктивных технологий (ВРТ). Однако в случае применения ВРТ получение желанной беременности, может явиться серьезным стрессом для организма. Даже один цикл ЭКО сильно ухудшает состояние женщины, однако успехом заканчивается не всегда. Причем, персонал клиник ВРТ, в отличие от врачей-гинекологов, обычно не стремится излечить недуги женщины, а с помощью сильных гормональных средств подавляют заболевание.

Совершенствование методов и препаратов, используемых в области ВРТ, безусловно, увеличивает вероятность рождения ребенка, однако говорить о выздоровлении женщины от недуга бесплодия приходится далеко не в каждом случае, чаще всего беременность «навязывается» организму женщины фармакологическим или хирургическим путем.

Стоит также задуматься о качестве половых клеток, получаемых от пациентов имеющих отклонения: вероятность наличия мутаций в таких клетках, очевидно выше. Генетические аномалии приводят к непроизвольным выкидышам, оказывающим крайне негативное влияние на здоровье женщины, требующее, как правило, продолжительного восстановления. Также методики искусственного оплодотворения яйцеклетки могут приводить к появлению генетических «ошибок». Так происходит в случае оплодотворения яйцеклетки двумя сперматозоидами. При этом развиваются трехплоидные эмбрионы, которые нежизнеспособны и отторгаются уже в конце второго- начале третьего триместра беременности.

Процедуры ВРТ

Биомедицинские практики, о которых пойдет речь в этой статье, выросли из экспериментов с клетками человека, в первую очередь с половыми клетками. Спустя всего пару десятилетий фундаментальные опыты нашли практическое применение сначала на животных, а затем и на человеке. В 1978 году родился первый ребенок «из пробирки» при помощи ВРТ. С годами этот метод распространился по всей планете и стал неотъемлемой услугой во многих мировых медицинских учреждениях. Первый ребёнок, зачатый с помощью ЭКО в Советском Союзе, был рождён в феврале 1986 года. В нашей стране ЭКО регулируется приказом Минздава РФ №67 от 26.02.2003 года и в статье 55 ФЗ №323 от 21.11.2011:

Статья 55 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий» Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г., определяет ВРТ следующим образом

Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

Фото с сайтаhttp://www.gorod55.ru

Необходимо, однако, дать более точное определение ВРТ:

ВРТ – комплекс методов, направленных на восстановление репродуктивной функции человека. Этот комплекс методов обращен к этапам предшествующим зачатию, собственно зачатию, развитию эмбриона вплоть до 7-го дня и его имплантации в стенку матки.

К ВРТ относятся: пренатальная генетическая диагностика (ПГД), ВМИ, экстракоропоральное оплодтворение (ЭКО), ИКСИ, ГИФТ, SUZI, PESA, TESA.

Разберем кратко по порядку, что означает каждый из данных методов.

Пренатальная генетическая диагностика

Пренатальная генетическая диагностика используется при ЭКО и проводится с целью обнаружения генетических патологий у плода на стадии внутриутробного развития. Этот метод предполагает изъятие клеток эмбриона (бластомеров), полученного в результате ЭКО на третьем-четвертом дне развития и его анализ на возможные генетические заболевания. Предполагается, что если эмбрион в генетическом отношении окажется «неудачным» или будет иметь нежелательный пол, форму гена и т.д., родители смогут от него избавиться!!! Здесь мы сталкиваемся с жесточайшим отношением к ребенку – уже на этапе самого выбора: убить или не убить, не говоря уже о возможном последующем убийстве. Конечно, с христианской точки зрения такое отношение к ребенку, к человеку, категорически неприемлемо.

Внутриматочная (искусственная) инсеминация (ВМИ) – это процедура введения спермы в матку.

После введения спермы в матку (инсеминация) процесс зачатия происходит так же, как и при естественном оплодотворении: сперматозоиды движутся навстречу яйцеклетке по фаллопиевой трубе. В результате встрече половых клеток происходит оплодотворение. Для ВМИ сперма проходит процесс отбора лучших сперматозоидов, который осуществляют механически с помощью центрифугирования. Женщине иногда проводят стимуляцию инъекцией половыми гормонами, однако это чревато развитием многоплодной беременности более, нежели во всех остальных случаях.

Показаниями к ВМИ являются бесплодие, обусловленное плохим качеством спермы (например, слабой подвижностью или низким качеством сперматозоидов), нарушениями овуляции; бесплодие, обусловленное гибелью сперматозоидов в шейке матки, патологии развития мужских и женских половых органов, нарушения гормонального фона.

Методом ВМИ человечество владеет достаточно давно. Эта технология не подразумевает пункцию яичников женщины и не нуждается в гормональной стимуляции, но и не отменяет ее. ВМИ направлена в большинстве случаев на преодоление мужского фактора бесплодия.

Экстрокорпоральное (внетелесное) оплодотворение (ЭКО) или оплодотворение in vitro (в пробирке) – англоязычное сокращение (IVF – in vitro fertilization)

Процедуру ЭКО проводят при различных формах мужского и женского бесплодия (половые клетки и/или сами железы плохого качества, непроходимость маточных труб, эндометриоз, неклассифицированное бесплодие). После обследования женщине назначают стимуляцию гормональными препаратами, активизирующими функции и/или восполняющими недостающие элементы в физиологии женщины. В результате гормональной терапии образуется не одна-две яйцеклетки (как бывает в норме), а множество (от 7 до 25). Стимуляция овуляции широко применяется в большинстве программ вспомогательного зачатия у человека.

Практически из каждой яйцеклетки (из 70-90%) развивается эмбрион. Считается, что при пересадке нескольких эмбрионов беременность развивается чаще ( 40% – 75%) в сравнении с переносом одного, даже самого хорошего качества (11%-56%). В случае перенесения двух и более эмбрионов возрастает вероятность двуплодной (от 24% до 47% от общего числа переносов) и многоплодной беременности. Поэтому врачи обычно настаивают на двойном переносе т.к. для любой ЭКО-клиники важен процент успешных переносов, как показатель в конкурентной борьбе. При выборе протокола стимуляции овуляции заранее предполагается, что будут «избыточные эмбрионы» для «подстраховки». Эмбрионы, которые не участвовали в переносе, замораживаются или уничтожаются!

Следующий этап ЭКО – пункция яичника и собирание яйцеклеток у жены, а также забор семени мужа. Операция проводится в амбулаторных условиях в течение одного дня. Пункция осуществляется под общим наркозом специальной иглой под контролем ультразвукового исследования. Операция занимает от пяти до 25 минут. Семя мужа забирается чаще всего путем совершения греха рукоблудия.

Если половых клеток у супруга или супруги нет, или заранее известно, что они очень плохого качества то используются клетки донора, т.е. ребенок теперь будет нести только половину генетического материала от своих родителей, либо от мамы, либо от папы, недостающая половина генетического материала будет внесена третьим лицом. Участие третьего лица является абсолютно, ни при каких случаях недопустимым с христианской точки зрения.

Со второго по пятый день эмбрионы переносят в матку. Эта операция осуществляется с помощью специального катетера (пластиковой трубочки со шприцом для образования давления). Оставшиеся эмбрионы подвергаются замораживанию в жидком азоте при 196 ОС. При неудачном исходе первой попытки ЭКО в следующий раз можно использовать ранее полученные эмбрионы. Но до момента востребования эмбрионы могут пролежать в жидком азоте в криохранилище многие годы. Известны случаи, когда были получены здоровые дети из эмбрионов, хранившихся в жидком азоте в течение 8 лет, а также случаи, когда родители уходили из жизни, так и не забрав из клиники и не родив зачатого ребенка. В таком случаи в медицинской среде к ним употребляют термин «дети загробного мира».

После переноса эмбриона в полость матки женщине вводят препараты, увеличивающие вероятность процесса имплантации эмбриона, «запрещая» его отторжение. Стимуляцию поддержания беременности, как правило, продолжают до 8-10-ой недели беременности.

Другими словами, начать цикл ЭКО по навязыванию организму беременности, т.е. преодолению бесплодия, означает постоянное употребление гормональных препаратов в высоких дозах, преодолевающих нормальную реакцию организма.

При обнаружении «нежелательных» или «лишних» имплантировавшихся эмбрионов, второго или третьего, проводят их редукцию: прижигают специальной металлической иглой или удаляют вакуум-аспирацией. Т.е проводят ранний аборт (миниаборт)! Данную операцию осуществляют только с согласия пациенток, однако нередко они подвергаются давлению со стороны ведущего врача. Выживший эмбрион, как правило, находится на расстоянии нескольких миллиметров и подвергается воздействию факторов разложения своего братика или сестренки.

Осложнения при ЭКО

Основным источником генетических нарушений женской половой клетки является стимуляция овуляции, так как она сохраняет жизнь, в том числе и тем яйцеклеткам, которые в норме должны были погибнуть из-за наличия генетических аномалий.

Часто после проведения стимуляции в течение некоторого времени яичники остаются увеличенными в размерах в 1,5-2 раза. Увеличенные яичники становятся более подвижными и возникает опасность их перекручивания на своих связках. Такая патология крайне опасна нарушением кровообращения в яичнике.

Другое возможное осложнение, требующее проведения лапароскопической операции, это возникновение кровотечения из кист (видоизмененных избыточных фолликулов) увеличенного яичника.

Процедура пункции яичников чревата теми же осложнениями, что и любая хирургическая операция, требующая анестезии. Она может привести к кровотечению, инфицированию, повреждению мочевого пузыря или кишечника.

По данным клиник ЭКО, считается, что от 12 до 18% беременностей, возникших в результате циклов ЭКО, обрываются. На самом деле, процент выше, так как прерывание может происходить на ранних сроках, и женщина не замечает этого. Причем с каждым выкидышем увеличивается риск следующего. С такой ситуацией сталкивается большая часть пар, участвующих в циклах ЭКО.

Выкидыши могут происходить из-за ряда причин, а так как тщательное обследование не входит в список обязательных при подготовке к ЭКО, врач-репродуктолог обычно не знает о них. По нормам здравоохранения РФ, все роды после ЭКО относят к категории «осложненные», а значит, заведомо определяют роженицу к кесаревому сечению. Однако реально его проводят в 84% случаев. При естественном зачатии процент проведение родов в России при помощи кесарева сечения приблизился к 18%. Также у 49,1% беременных после ЭКО существует угроза прерывания беременности, у 24,56% – угроза преждевременных родов [Атласов и др., 2005]. Треть таких беременностей нуждается в фармацевтических и хирургических вспоможениях.

Фото с сайта http://proivf.ru

Навязывание организму матери беременности высокими концентрациями гормонов негативно сказывается на состоянии ее здоровья и, как следствие, на качестве вынашивания плода; повышается риск развития неврологических заболеваний, таких как детский церебральный паралич. Сейчас делаются выводы о том, что состояние здоровья новорожденных после ЭКО отличается от общепопуляционных показателей. Так, согласно данным о заболеваемости новорожденных а 2001-2004 год [по: Рищук С.В., Мирский В.Е., 2010], врожденными пороками развития страдает 30% детей, ролдившихся в резуоттате ЭКО, и лишь 7% детей, родившихся обычным способом.

Ученые делают выводы о том, что широкое применение искусственного оплодотворения в последующем может негативно отразиться на состоянии общего и репродуктивного здоровья как новорожденных, так и самих женщин.

ИКСИ (транслитерация английской аббревиатуры ICSI -intracytoplasmic sperm injection), или внутриклеточная инъекция сперматозоида.

ИКСИ позволяет формировать эмбрионы с участием сперматозоидов низкого качества, потерявших способность самостоятельно оплодотворять, или недозревших. Хронология событий повторят цикл ЭКО. Отличия имеет процесс оплодотворения. В ИКСИ-цикле используются индивидуальные сперматозоиды, которые выбираются эмбриологом после стандартной операции центрифугирования. Также эмбриолог обязан активировать сперматозоид, нарушив его целостность, и обездвижить, что достигается перетиранием хвостика. В таком виде сперматозоид засасывается в иглу и инъецируется в яйцеклетку.

ГИФТ (внутрифаллопиевый перенос гамет)

ГИФТ это совместный перенос яйцеклеток и сперматозоидов при необъяснимом бесплодии в маточные трубы. Промежуточный вариант между ЭКО и ВМИ. Особенностью этого метода является то, что не существует работы врача с эмбрионом, а, значит, заморозку осуществить невозможно. Эмбриолог занимается исключительно получением и обработкой половых клеток; оплодотворение происходит в теле матери.

ВРТ с точки зрения Православной Церкви

Cвященник Владимир ДУХОВИЧ. Фото с сайта http://alexiy-hram.ru

С точки зрения Русской Православной Церкви, нет сомнений относительно недопустимости взятия донорского материала, поскольку это нарушает единство семейной пары и объективно лишает супружеское чадородие целостности. Оно делает очевидным разрыв между теми, кто дает жизнь ребенку в генетическом плане, тем, кто вынашивает его, и теми, кто несет ответственность за его воспитание.

Кроме того, следует отметить, что с психологической точки зрения возможно развитие на подсознательном уровне семейных коллизий на почве «условного» отцовства или материнства. Такой «условный» родитель знает, что является отцом лишь с точки зрения юридически-эмоциональной, но отнюдь не с биологической, и по этой причине оказывается в двусмысленном положении по отношению к своему ребенку по сравнению со вторым родителем. Это обстоятельство может отразиться и на отношениях между двумя супругами, не являющимися в равной степени родителями своего ребенка. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» о такого рода донорстве говорится следующее: «Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны».

Из технологий ВРТ Церковь допускает применения внутриматочной инсеминации (ВМИ) спермой мужа. Также Церковь может допустить внетелесное зачатие с помощью технологии ЭКО при условии минимальной стимуляции или ее отсутствии, получении одного, двух эмбрионов и переносе всех их вне зависимости от качества или количества. В таком цикле должны отсутствовать генетический анализ эмбриона и его замораживание. Подобные технологии существуют в Японии и сейчас появились в России.

В ряде стран (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Ирландия и др.) постулаты церкви о том, что даже оплодотворенная яйцеклетка является индивидуумом (личностью), закреплены государственными постановлениями. Нарушение их карается уголовной ответственностью.

Также необходимо отметить абсолютную недопустимость наличия неиспользованных (их еще лицемерно называют «избыточными») эмбрионов, получаемых дабы повторить попытку в случае неудачи. Так называемый «избыток» эмбрионов может быть или уничтожен, или использован для проведения научных экспериментов, или для производства клеточных продуктов (косметология и др.), или перенесен другой пациентке.

Консервирование и последующее уничтожение эмбрионов представляет собой преднамеренное уничтожение человека, как и в случае искусственного прерывания беременности.

Таким образом, следует признать, что никаких этических оправданий уничтожению эмбрионов нет и быть не может, и следовательно, технология ЭКО недопустима во всех случаях, когда влечет за собой уничтожение человеческих эмбрионов.

Итак, Русская Православная Церковь категорически осуждает использование всех разновидностей экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающих заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, применение технологии «суррогатного материнства» и донорство половых клеток. Все эти технологии суть разные формы недопустимого вмешательства в таинства возникновения жизни, брака, рождения.

Но, к сожалению, часто желание некоторых людей, чтобы в их жизни все складывалось угодным им образом, приводит их к совершению убийства, притом убийства собственного ребенка во чреве, или вне чрева («в пробирке»).

В Социальной концепции РПЦ в первую очередь говорится о том, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version