Группа призреваемых у здания Убежища в память императора Александра III для престарелых сценических деятелей; Санкт-Петербург, 1907 год
Учредительница
Мария Гавриловна Савина, великая русская актриса, имя которой и сейчас носит этот дом, инициировала создание Убежища для престарелых артистов в 1895 году. Деньги на строительство были пожертвованы миллионером, крупным промышленником А.Е.Молчановым – вице-президентом Императорского Русского театрального общества (ИРТО), и будущим мужем актрисы.
Дочь провинциальных актеров Гавриила Николаевича и Марии Петровны Подраменцовых (по сцене – Стремляновых), Мария родилась в 1854 году в Малороссии, в городе Каменец-Подольске. Училась в одесской гимназии. Выступала на сцене с 8 лет.
Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной кисти К.Е.Маковского
До поступления на императорскую сцену Савина испытала все горести полуголодного существования провинциального актера. Поэтому в дни успеха энергично способствовала сплочению артистов, старалась облегчить их положение. Ей удалось воплотить в жизнь заветную мечту бесправных провинциальных актеров, и основать Русское театральное общество, впоследствии выросшее в мощную организацию с возможностями всесторонней защиты своих членов – Всероссийское театральное общество. Это стало возможно еще и потому, что совпало с периодом широкого подъёма профсоюзного движения в мире и в России.
Для многих провинциальных актеров, потерявших связь со своими семьями и даже со своим сословием, и проведших жизнь «на гастролях» , в скитании между ярмарками, садами-буфф и уездными сценами, именно дом, где они могли, потеряв силы, провести остаток дней, стал символом корпоративной заботы.
Первоначально, в 1895 году РТО приняло на себя заботу о четырех актерах, и поселило их в доме на Кирочной улице, где жильцы получили полный пансион. В этом же доме, собственно, и располагалось русское театральное общество.
Убежище во имя Александра Третьего Миротворца было названо так в память недавно почившего (в 1894 году) императора, покровительствовавшего искусствам, в том числе и театральному.
Через год Обществу для создания Убежища для престарелых артистов в бесплатное пользование был предоставлен небольшой участок земли на Петровском острове на берегу Малой Невки. Это была выкупленная благотворителями одноэтажная дача купца Котляревского в конце Петровского проспекта (по другим сведениям, сам Котляревский пожертвовал землю с домом на благие цели), в которой, после необходимых ремонтных работ и надстройки второго этажа, Театральное общество смогло разместить первых обитателей – сюда въехали первые жители, десять женщин и четверо мужчин.
Группа ветеранов сцены у здания убежища; фото 1900-х гг, фотоателье К. К. Буллы
В 1902 году для артистов был построен двухэтажный каменный дом, так называемый «Савинский корпус». Средства на строительство нового дома собирались из пожертований частных лиц и учреждений, доходов от спектаклей. Савина организовывала концерты в пользу убежища, на которых выступали лучшие артисты Петербурга и Москвы. По инициативе Театрального общества был учрежден «день актера», в который артисты всех театров России один раз в году работали для убежища.
Мария Гавриловна и ее муж – вице-президент Театрального общества Анатолий Евграфович Молчанов – вложили в убежище немало собственных средств. Каменный дом строился по проекту архитектора М.Ф.Гейслера (создавшего также и особняк для супругов в стиле модерн), под надзором президента Театрального общества великого князя Сергея Михайловича.
Убежище престарелых сценических деятелей с церковью св. Николая Чудотворца (Дом ветеранов сцены, корпус N1 — «Савинский»; Первое здание Убежища)
Помимо жилых комнат и вспомогательных помещений, в здании была устроена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, к которой во втором этаже примыкали столовая и кабинет Савиной, регулярно бывавшей в созданном ею заведении, и входившей во все тонкости внутренней жизни. Церковный зал занимал центральное место в новом корпусе. Мария Гавриловна, будучи глубоко верующим человеком, позаботилась о том, чтобы церковь могла вместить всех жителей окрестных мест, включая рабочих заводов на Петровском острове, так как других храмов здесь не было. Двусветная, освященная в 1906 году, церковь вмещала около шестисот человек и была украшена особо чтимыми актерами иконами: святителя Димитрия Ростовского, мучеников Ардалиона и Порфирия, святого Трифона. С 1919 года и до закрытия храма в 1930 году, настоятелем и главой приходского совета в нём был протоирей Викторин Добронравов, а товарищем главы приходского совета до 1922 года – А.Н.Молчанов.
Слева – Икона свт. Николая Чудотворца в церкви Убежища. Фото 1910-х гг; справа—новомученик протоиерей Викторин Добронравов, настоятель домового храма Убежища в 1919 – 1930 гг. Фото 1920-х гг.
М.Г.Савина , А.Е.Молчанов. Фото 1910-х гг.
Число пансионеров в новом каменном доме достигло сорока. А в прежнем, деревянном, устроили приют для осиротевших детей артистов. 20 июня 1898 года его освятили. Эта постройка сохранилась до сих пор – практически в первоначальном виде.
Деревянный корпус Дома ветеранов сцены — первоначальное здание Убежища (надстроенная вторым этажом дача купца Котляревского). Современное фото.
Мария Гавриловна хотела создать «не богадельню, а убежище для престарелых актёров, дом отдыха до конца жизни для художников сцены. В этом убежище они должны найти покой, наивозможнейший комфорт и нежное бережное отношение за свой труд». Этот завет Савиной высечен на белой мраморной доске, помещённой в вестибюле «Савинского корпуса». Доска повешена уже в советское время, в ходе послевоенной реконструкции Дома.
Земля была защищена императорским указом, запрещающим её отчуждение (продажу) от дома. Впоследствии, в 1923 году, этот указ был ратифицирован Советской властью.
Замечательное место: не окраина, но, в то же время, сохраняющее отделённость от городской суеты; зелень, сады. Рядом –Петровский дворец( еще нетронутый, целый), за рекой – усадьба Белосельских-Белозерских (потом она будет разрушена в войну). Лучшей доли для пожилого человека трудно пожелать: он общается с людьми своего круга и возраста, у него есть все необходимое – еда, медицинская помощь, культурная программа. Постояльцы живут в одноместных номерах. И не только больным, но и тем, кто просто не хочет ходить в столовую, еду приносят в комнату.
Ф.И. Шаляпин в гостях у ветеранов сцены в Убежище; фото 1910-1914 гг., фотоателье К. К. Буллы
Но были и проблемы с финансированием этого, бывшего в полной зависимости от милости благотворителей, учреждения. В 1913 году заведующая Убежищем Ж. Агарева подробнейшим образом изложила эти обстоятельства в «Сведениях об Убежище ИРТО и о жизни призреваемых в нем престарелых сценических деятелей»: «…Убежище большое каменное двухэтажное здание. … Во дворе нашем находятся еще два учреждения И. Р. Т. О. : Детский приют – большое деревянное здание, и пансион для мальчиков школьного возраста – небольшое здание на 14 человек. …Кроме приюта и пансиона во дворе находятся и все службы и наша собственная электрическая станция. При Уб-ще есть садик, одной стороной расположенный по берегу реки. Весной мы засаживаем его цветами. В садике старики проводят целые дни. …Бог знает, надолго ли старикам это счастье! Долго ли просуществует Убежище? Хватит ли сил поддержать его? Где взять средств? Вот только благодаря бесконечному труду, хлопотам и заботам преданных и любящих дело людей и исключительно щедрому дару С. П. Елисеева Уб-ще тянет свое существование. …но если не всколыхнется вся театральная громада, и не проникнется сознанием, что каждый сценический деятель, пока работает и получает жалованье, должен оказывать помощь Театральному Обществу хоть самой небольшой лептой, в воздухе будет висеть вопрос: на долго-ль?».
После смерти М. Г. Савиной в 1915 году, Русское, а затем Всероссийское театральное общество бессменно до 1964 года возглавляла народная артистка СССР Александра Александровна Яблочкина, которой перешли в наследство и все заботы об Убежище.
А.А.Яблочкина (вторая справа в первом ряду) в Доме ветеранов сцены в Ленинграде; фото начала 1960-х гг.
В годы советской власти
После революции 1917 года Убежище для престарелых артистов в память императора Александра III было переименовано в Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной (1931 год).
Никольская церковь была закрыта по постановлению Райсовета Петроградского района в 1930 году, а ее помещения были приспособлены под бытовые нужды Дома – там разместились столовая и кухня.
В склепе под алтарем этой церкви были погребены основательница приюта и его благотворитель – супруги М.Г. Савина (1915) и А.Е. Молчанов (1922). После закрытия храма прах М. А. Савиной и А. Е. Молчанова был перезахоронен, а склеп приспособлен под столярную мастерскую.
Домовладение на Петровском проспекте, включавшее все здания убежища, было национализировано. По предложению А. В. Луначарского, Дом и прилегающая к нему территория были навсегда закреплены за Всероссийским театральным обществом. Планировалось строительство новых корпусов, которое было осуществлено только в послевоенные годы, наряду с перестройкой и ремонтом пострадавшего в блокаду Савинского корпуса.
Разработку проекта реконструкции и расширения Дома в 1946 году поручают архитектору, первому директору музея-заповедника «Павловск» Владимиру Николаевичу Талепоровскому (1884 – 1958 гг.), в годы войны проживавшему в ДТД и знающему все проблемы и недостатки ветшающего и становящегося тесным здания.
К концу 1958 г. реконструкция здания была завершена, появились новые постройки. Фасад основного корпуса был украшен театральными масками. Внутри помещение приобрело респектабельный вид. В интерьере присутствуют византийские колоны, лестницы с коваными перилами. Интерьеры дома заполнились антикварной мебелью, картинами. Их значительная часть – достояние постоянных жильцов-пансионеров, перевёзших собственную мебель и вещи при заселении.
Фасад главного корпуса Дома ветеранов сцены им.М.Г.Савиной, фото кон.1950-х гг.
Получившийся ансамбль непросто отождествить с советской архитектурой. Кажется, что здание принадлежит дореволюционной эпохе и его автор М.Ф. Гейслер. Но это не так. От эклектичного здания Гейслера с затейливыми «верхушками», башенками над карнизом и луковицей посредине, уже перед войной остались только коробка и лестница с довольно скучными колоннами, и едва ли то, что осталось, имело художественную ценность.
Перестаивающийся в те же годы, в которые осуществлялось восстановление разрушенных в войну пригородов Ленинграда – Петергофа, Павловска, Гатчины, – дом приобрёл черты классической русской архитектуры. Талепоровскому удалось уловить особый дух места, создать такой дом, который идеально соответствовал замыслу Савиной.
В том, что в доме сохранилось так много старых вещей – мебель, посуда, статуи и картины, – нет заслуги Талепоровского. Что-то осталось от Савиной, что-то подарили меценаты, что-то принесли с собой старики. Это именно дом – огромная старинная квартира, которую заполняют не экспонаты и не антиквариат, а вещи, впитавшие тепло тех, кто когда-то ими владел. Талепоровский заменил коридоры анфиладой общих комнат и переходов; большие окна и обилие цветов делают их похожими на дачные веранды. И такое чередование помещений устраняет однообразие, скуку и пустоту. В доме нет лифта, но на площадке лестницы можно присесть отдохнуть в старинном кресле.
Плафоны и каннелюры Дома ветеранов сцены после реконструкции. Фото 1950-х гг.
Интерьер Дома ветеранов сцены после реконструкции. Фото 1950-х гг.
Библиотека Дома ветеранов сцены; фото 1950-х гг.
Настоящее
10 июля 2001 года постановлением Правительства РФ Дому ветеранов сцены и прилегающему к нему историческому парку (территории размером около 5,5 гектара), был присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.
25 октября 2013 года, по завершении начатого в 2012 году ремонта, на время которого постояльцы были переселены в Дом творчества «Комарово», Дом ветеранов сцены имени М.Г.Савиной посетил президент РФ Владимир Путин, а патриарх Кирилл совершил чин малого освящения домового храма во имя святителя Николая Чудотворца.
Интерьеры ДВС после ремонта
Память Марии Гавриловны Савиной чтят в Доме и поныне, бережно храня предметы, к которым она имела отношение. В кабинете Учредительницы стоит фортепиано, помнящее игру Савиной и кресло, сидя в котором, по местной легенде, она скончалась.
Есть здесь и музей истории заведения, где собраны предметы, имеющие отношение к творческим биографиям пансионеров.
Ныне Дом и парк находятся в безвозмездном пользовании у Союза театральных деятелей России. Здесь проживают актёры, режиссёры и художники, участники ВОВ, фронтовики, кавалеры боевых орденов, блокадники, узники нацистских и сталинских концлагерей, из них 4 народных и 11 заслуженных артистов России.
Адрес: Санкт – Петербург, Петровский остров, Петровский проспект, 13.
На превью: М.Г.Савина, рисунок Л.С.Бакста 1890-х гг.
Использованы материалы сайтов: encspb.ru; wikipedia.org; humus.livejournal.com; citywalls.ru; rusarchives.ru; nashaepoha.ru; oldsp.ru; kn.sobaka.ru; photogrammetria.ru; dvs.spb.ru; karpovka.net; kalyagin.theatre.ru; martyr-spb.ru; maly.ru