Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Все о телефонных мошенниках: как устроен преступный бизнес, что делать, если вы стали жертвой, и почему никогда нельзя говорить «меня точно не обманут»

Пострадавшие от действий телефонных мошенников – самая многочисленная категория среди жертв преступлений, причем рост в этой категории отмечают ежегодно. 22 февраля – Международный день поддержки жертв преступлений. Рассказываем о том, как помочь обманутым и самим не потерять деньги, свободу и даже жизнь

Коллаж
Фото: freepik

Прошедший 2024 год установил своего рода антирекорд: только за 11 месяцев у россиян было украдено более 168 млрд рублей – сумма сопоставима с годовым бюджетом крупного российского региона. При этом окончательный подсчет еще не произвели: аналитики «Сбера» прогнозируют, что совокупный ущерб от действий мошенников за 2024 год может составить 250 млрд рублей.

Стать жертвой мошенников может каждый. К сожалению, не спасают ни возраст, ни опыт, ни наличие образования. Не помогает и широкое информирование о новых способах обмана: увы, их не становится меньше. Потерять при этом можно не только деньги, но и свободу, а иногда и жизнь: преступники не только убеждают жертв добровольно отдать деньги, но и заставляют совершать преступления, а иногда и доводят до самоубийства. Портал «Милосердие.ru» считает важным освещать эту проблему: за последние годы мы подготовили целый ряд публикаций о телефонных мошенниках. Собрали для вас эти тексты – надеемся, что информация будет полезной и поможет кому-то избежать беды.

Как устроен преступный бизнес, и почему мошенников так трудно поймать

Портрет. Матвей Гончаров
Матвей Гончаров. Фото: Павел Смертин

Преступления телефонных и интернет-мошенников сложнее всего раскрыть, потому что они связаны с применением технологий. В отличие от разбойных нападений или ДТП, где часто есть свидетели, записи видеокамер, мошенники почти не оставляют следов. Чтобы раскрутить всю цепочку, нужны особые оперативно-следственные действия, но они требуют времени. При этом буквально за несколько часов украденные деньги, переходя со счета на счет, оказываются за границей, и дальше отследить их судьбу и выйти на основных преступников просто невозможно. «Чем дольше ты расследуешь мошенничество, тем меньше шансов на успех», – объясняет исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров в материале Екатерины Сажневой «В 2023 году люди переводили мошенникам по 40 млн в день»

Гончаров объясняет, что большинство колл-центров, из которых поступают звонки, расположены за рубежом. И если раньше это была Украина, сейчас добавилась Молдавия, Приднестровье. Преступники пользуются различными технологиями, например, повсеместно применяют сим-боксы, в которые вставляется большое количество различных сим-карт – это позволяет массово обзванивать тысячи абонентов в день. Уже есть опыт использования дипфейков, и повсеместно – применение так называемой социальной инженерии, то есть приемов, которые способны буквально зомбировать жертв.

Матвей Гончаров уверен: выработать иммунитет к мошенничеству невозможно. В опыте фонда есть люди, которых обманывали дважды. Эксперт говорит, что единственной защитой может быть – совсем не брать трубку при звонке с незнакомого номера. В половине случаев, если человек вступает в разговор, даже имея намерение подшутить над преступником или вывести его на чистую воду, – он все равно потеряет деньги.

Из нашего материала вы узнаете, какие шаги со стороны государства могли бы прервать эпидемию телефонных мошенничеств, а также получите четкую памятку – как действовать в случае, если вам или вашему близкому звонит преступник. Прочтите ее, даже если кажется, что вы все знаете: в ней вы найдете нетривиальные, но реально работающие советы.

Как мошенники заставляют людей совершать поджоги и взрывы

Коллаж
Коллаж Дмитрия Петрова

По России прокатилось уже несколько волн преступлений, больше похожих на безумие: добропорядочные, ранее не имевшие проблем с законом граждане поджигали официальные учреждения, банкоматы, автомобили, выкрикивали экстремистские лозунги. Когда невольные нарушители приходят в себя, они сами не могут объяснить, как это произошло. Проблема в том, что наказание их ждет реальное, в том числе по очень тяжелым статьям. В материале «Их называют биодронами» Екатерина Сажнева рассказывает истории подрывников и поджигателей и вместе с экспертами пытается разобраться, можно ли остановить эпидемию безумия.

Парадоксально, но эксперты отмечают: во многом технологии психологической обработки будущих «биодронов» похожи на те, что применялись ранее к террористкам-смертницам. Психологически устойчивого человека невозможно сразу отправить на преступление, но можно попытаться воздействовать на него и в конечном счете сломать. К тому моменту, когда человек будет готов поджигать банкомат, он уже должен находиться в психозе, полностью подчиняясь словам тех, кто его «ведет». Для этого злоумышленники и находятся на связи со своими жертвами 24/7, контролируя и направляя каждый их шаг, все больше сводя их с ума.

В материале вы найдете историю 18-летнего студента Петра, который отказался совершить поджог, но которого преступники довели до самоубийства, и историю 45-летнего Юрия, который, несмотря на возраст и опыт, пошел на поводу у мошенников: по их приказу в прошлом году он напал на отделение банка. Юрий получил условный срок, но до суда провел 10 месяцев в СИЗО. Сейчас мужчина с трудом привыкает к новой жизни и пытается восстановить душевное равновесие. Его близкие говорят, что он все знал и понимал, но его смогли поймать на какой-то только мошенникам известный крючок.

Насколько суровым в таком случае должно быть наказание? «Я считаю, что ответственность за то, что происходит, в какой-то мере должно взять на себя и государство. К сожалению, наши граждане оказались совершенно неподготовленными к тому, что в отношении их возможны такие провокации, – высказывает свою точку зрения Ева Меркачева, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. – Часть преступных месседжей действительно опиралась на патриотические порывы людей. Мошенники играли на их чувстве долга и любви к Родине, к своим родным». К сожалению, пока судебная практика такова, что люди получают реальные сроки, причем часто – по статье «Терроризм».

Кто такие дропперы, и как можно по незнанию совершить преступление

Коллаж Дмитрия Петрова
Коллаж Дмитрия Петрова

Стать жертвой мошенников можно по глупости или желая немного подзаработать. При этом совершенно не обязательно отдавать свои средства или участвовать в схемах с участием «майора ФСБ». Телефонные мошенники – открыто или косвенно – вербуют людей, которых сейчас называют дропперами. Дропперы – это подставные лица, которые через банковские карты обналичивают или выводят украденные средства. Сегодня их уже от 500 до 700 тысяч человек, в основном – студенты и школьники. О них в материале «Кто такие дропперы, и как они сами становятся жертвами мошенников» рассказывает Екатерина Сажнева.

Минимальный возраст завербованного дроппера сегодня – 14 лет, так как именно с этого возраста дети могут самостоятельно и без разрешения законных представителей оформлять банковские карты. Обычно это студенты и школьники, которые ищут легкий способ заработать на карманные расходы, либо молодые взрослые, которые работают на малооплачиваемых вакансиях, едва сводя концы с концами. Часто они даже не догадываются о том, что нарушают закон – преступники используют их втемную, внушая, что риска нет. Но в целом дропперы делятся на «неразводных» – так на жаргоне называют тех, кто осознает, в чем принимает участие, и «разводных» – тех, кому нужно придумать ловкую легенду и убедить участвовать в обмане.  «Неразводные» часто попадаются на первом же преступлении, даже не успев получить свой процент. «Хозяевам» они не нужны, это одноразовый ресурс.

Дропперам грозят реальные сроки – их судят по статьям о мошенничестве, отмывании денежных средств, но могут и обвинить в финансировании терроризма, и тут срок заключения – вплоть до пожизненного. В нашем материале вы узнаете, кто и как вербует дропперов и о чем прямо сейчас стоит поговорить с вашими детьми и внуками, чтобы обеспечить их безопасность. Участником мошеннической схемы можно стать не только предоставив свою банковскую карту, но и поделившись с другом симкой для телефона – такого вида ловушки тоже существуют.

Как люди становятся жертвами мошенников, и какая помощь им действительно нужна

Александра Черкасова, портрет
Александра Черкасова. Фото: Павел Смертин

Актрису Александру Черкасову, известную по ролям в таких проектах, как «Майор Гром» и «Нулевой пациент», мошенники обманули, представившись режиссером Климом Шипенко. Черкасова действительно незадолго до этого снилась у создателя фильмов «Холоп» и «Вызов», поэтому не удивилась сообщению. Совпадало не только фото, но и голос: «режиссер» позвонил жертве и сказал, что команду его нового фильма проверяют, и скоро Александре позвонят из ФСБ. Вскоре ей действительно набрал «следователь» и сообщил, что она стала фигурантом уголовного дела о финансировании ВСУ. Свою историю Александра рассказала Екатерине Сажневой в материале «Мучили, не давая спать и есть, угрожали, украли почти 2 миллиона: известная актриса стала жертвой мошенников и теперь помогает другим пострадавшим».

Черкасова говорит, что позднее узнала: методы, которые применяли к ней преступники, похожи на пытки. Ее сразу же полностью отрезали от близких, почти не давали спать, не оставляли возможности отдохнуть и подумать и только постоянно контролировали и оставляли на связи. Когда молодая женщина уже отдала собственные средства и взяла в банке кредит, ее заставили снимать все находящееся в доме имущество дороже 40 тысяч рублей и присылать в чат с мошенниками и предлагали ждать обыска. В этот момент о происходящем узнал муж, он-то с помощью своего друга и смог остановить Александру. «Я знаю, что журналисты не любят слово «гипноз», но это было очень на него похоже. Чтобы подчинить жертву себе, ее буквально вводят в состояние туннельного сознания, при котором ты вообще не понимаешь, что делаешь», – вспоминает Александра.

Как большинство жертв мошенников, молодая женщина страдает от ПТСР, ей даже пришлось обращаться за помощью к психологу. Но свою известность Александра Черкасова решила использовать на благо других пострадавших: она не только дает интервью и рассказывает о своем опыте, но и вместе с мужем и командой юристов и психологов создала телеграм-канал, на котором доступно объясняет, какие способы применяют аферисты сейчас, как вернуть украденные средства, вместе с юристами и психологами дает рекомендации пострадавшим и их близким.

В материале вы найдете не только историю самой Александры, но и советы специалистов о том, как близкие могут помочь тем, кто пострадал от действий преступников.

Почему не нужно говорить «со мной такого не случится»

Коллаж
Коллаж Татьяны Соколовой

«Не каждый попадается. Меня, например, на такую ерунду не развести. Я никому не называю свои карты и пины, не даю и не перечисляю денег и не беру кредиты! Не понимаю, как можно вестись на эту чушь!», «Ничего к потерпевшим не испытываю, никакого сочувствия. Слово «доверчивые» воспринимается как ослиная тупость! Особенно непонятны действия пенсионеров – к старости люди вроде бы должны быть мудрее. Бараны и есть бараны». Все это – типичные комментарии, которые появляются почти под каждой публикацией о людях, пострадавших от действий телефонных мошенников. Милосердия и сочувствия жертвы обычно получают очень мало, зато хейта – через край. Почему такая реакция совершенно бессмысленна и даже вредна, в материале «Меня мошенники не обманут никогда!»: объясняем, почему это не так и почему не нужно травить пострадавших» рассказывает Екатерина Сажнева.

Комментарии в духе «со мной такого никогда не случится» – это своего рода психологическая защита, говорят психологи. Тем, кто произносит это заклинание, движет желание проконтролировать все и установить четкие правила: если я буду поступать так, а не иначе, я и мои близкие будут в безопасности. Человеку хочется жить в понятном и предсказуемом мире, где все регламентировано: так снижается наша тревожность. А если мы видим, что плохое случилось с кем-то другим, то сразу же спешим объяснить другим и самому себе: конечно, это естественно, ведь жертва не соблюдала правил.

Но проблема в том, что в случае с телефонными мошенниками правила часто просто не работают. Единственное, которое точно действует: не вступать с ними ни в какие переговоры и не брать трубку, когда звонят с незнакомых номеров. В остальных случаях вероятность того, что вас обманут, довольно высока. Даже если вы абсолютно уверены в себе и знаете, как вам кажется, о мошенниках все.

О том, что развести могут абсолютно любого, говорят и эксперты по безопасности. Член президиума Свердловской областной гильдии адвокатов Сергей Колосовский и юрист, специалист по криминальной психологии Александр Хаминский подробно рассказывают в нашем материале о том, как именно это происходит. Речь идет о тонких, но действенных приемах: например, манипуляциях истинными и ложными утверждениями, тоне и громкости голоса и так далее. В какой-то момент мошенники пробуют заставить свою жертву совершить простейшее действие, например, закрыть дверь в комнату, с тем, чтобы разговор не был подслушан. Если вы выполните это – значит, потенциально мошенник сможет заставить вас и расстаться с деньгами, и пойти на преступление со взрывом и поджогом, это всего лишь вопрос времени.

Прочитайте наш материал и расскажите о том, что узнали, своим близким. Быть может, в будущем это поможет спасти вам не только собственные средства, но и свободу, и жизнь.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?