Православный портал о благотворительности

Все о современной бедности: причины, последствия и возможная помощь

Старики и многодетные родители, одинокие люди, те, кто внезапно потерял работу, и те, у кого в семье появился тяжелобольной или инвалид, – бедные люди очень разные и в то же время очень похожи: они не могут позволить себе даже самых простых вещей. Им приходится выбирать между продуктами и лекарствами, они не способны на экстренные траты и не могут позволить себе даже самого простого отдыха. Рассказываем все, что известно о современной бедности

Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

По данным Росстата на конец 2024 года, в нашей стране 8% жителей находятся за чертой бедности – это люди, чьи доходы ниже показателя 15 679 рублей в месяц. Для сравнения, в 2023 году бедными были признаны 9,3% населения, что в численном отношении составляло около 13 миллионов человек.

Показатели бедности в России падают с 2000 года – тогда людей с крайне низкими доходами было 29%, и это исторический максимум. Однако обманываться тенденцией не стоит: параллельно с ростом доходов населения растет и инфляция.

Бедность – мировая проблема, решить которую не удается до сих пор. На мировую бедность значительно повлияла пандемия ковида, а затем – многочисленные военные конфликты. По прогнозу экспертов ООН, если нынешняя тенденция сохранится, то к 2030 году 575 миллионов человек будут по-прежнему жить в крайней нищете.


19 декабря отмечается Международный день помощи бедным. Собрали для вас тексты о бедности и о том, какая помощь нужна людям, живущим в нищете.

Кого считать бедными: есть очевидные признаки

Посетитель центра социального обслуживания населения в Екатеринбурге. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Посетитель центра социального обслуживания населения в Екатеринбурге. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Для начала скажем, что даже приведенные выше цифры условны: достоверно посчитать количество бедных в отдельно взятой стране и в мире невозможно, потому что используются различные подходы и критерии оценки благосостояния. Об этом в материале Игоря Цуканова «Признак бедности: не могу позволить себе хотя бы неделю отпуска вне дома» рассказывает эксперт заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

Нет единственного «правильного» способа подсчета числа бедных, необходимо использовать разные показатели бедности, чтобы учесть различные аспекты этого явления, считает Гришина. Например, при так называемом депривационном методе оценки учитывается, сколько семей не может позволить себе принятый в обществе уровень потребления. Звучит вроде бы понятно, и легко примерить на себя. Но как при этом оценить, а каков он – этот «общепринятый уровень потребления»?

Можно считать по величине прожиточного минимума – семьи, которые выживают строго на эту сумму или имеют доход ниже, совершенно точно бедны. Правда, другие критерии предполагают, что даже двух прожиточных минимумов человеку может быть недостаточно и он все равно остается бедным.

Простой и понятный критерий таков: бедный – это человек, который не может оплатить непредвиденные расходы, заменить пришедшую в негодность мебель, провести хотя бы неделю отпуска вне дома.

Стратегий борьбы с бедностью несколько, говорит Елена Гришина. Она подчеркивает, что важен комплексный подход, при котором государство и региональные власти предлагают социальную поддержку, а сам человек развивается, чтобы по возможности повысить свою ценность на рынке труда.

В долгосрочной перспективе, чтобы избежать бедности для себя и своих детей, стоит вкладывать ресурсы – и временные, и денежные – в получение хорошего образования, повышение квалификации, развитие различных компетенций, таких, например, как компьютерная грамотность, знание языков. Важно также стараться поддерживать в хорошем состоянии здоровье – вести здоровый образ жизни, вовремя проходить диспансеризацию, чтобы снизить риски заболеваний.

Настоящие лица бедности: вы видите этих людей каждый день, но не узнаёте

Коллаж Оксаны Романовой

О бедняках существует множество стереотипов. Бедного человека представляют примерно так: он плохо одет, депрессивный и скорее всего голодный. Стесняется и неохотно вступает в общение, но если уж начнет говорить – станет жаловаться на жизнь либо просить о помощи. Бедняков часто подозревают в алкоголизме, сквернословии, невоспитанности и даже проституции.

На деле это обычные люди, которых вы встречаете ежедневно вряд ли различите в толпе. Однажды корреспондент «Милосердия.ru» Елена Симанкова провела целый день в Марфо-Мариинской обители милосердия, на приеме в Группе работы с просителями. Здесь оказывают самую простую продуктовую помощь самым нуждающимся. О том, как живут бедняки в столице, можно узнать из нашего материала «Лицо московской бедности».

Не будем пересказывать все истории бедных москвичей, о них вы прочитаете в статье. Отметим лишь, что все стереотипы не подтвердились – были в тот день и веселые, и позитивные люди. И хорошо одетые, и вежливые и воспитанные. Были пожилые, но встречались и очень молодые. Пришла даже женщина, которая сама не ожидала, что однажды будет просить о том, чтобы ей дали пакет с простым продуктовым набором – гречкой, макаронами, подсолнечным маслом и тушенкой.

Разговаривая с бедняками, понимаешь, что от этого не застрахован никто и все может измениться очень быстро. Тяжелое заболевание, рождение ребенка-инвалида, многодетность, внезапное снижение зарплаты или ее задержка – и вот уже человек оказывается в роли просителя.

Те, кто помогает беднякам, подтверждают: критерии бедности относительные. Ее нельзя мерить только по доходам, важно учитывать потребности человека. Например, когда пенсионер с пенсией выше прожиточного минимума может купить продукты, но не может приобрести лекарства, он становится бедняком. Когда у отца семейства высокая зарплата, но он содержит на нее семью из пяти или шести человек, он становится бедняком.

Важно замечать таких людей в толпе и вовремя подавать им руку помощи. Сами они часто ни о чем не просят – стесняются.

Родительская бедность: когда не на что купить детям тетрадки

Коллаж Дмитрия Петрова

Существенную часть бедняков составляют многодетные семьи: они находятся в зоне риска. Заметный маркер неблагополучия – невозможность собрать детей в школу. В материале «Совершенно душераздирающие истории»: почему семьям до сих пор не хватает на школьную форму и тетради и что с этим делать» об этой проблеме рассказывает Екатерина Сажнева.

Истории действительно душераздирающие: чего только стоит опыт некоторых семей, которые вынуждены решать, на что потратить средства – на закупку дров на зиму или на портфели и форму. И в результате некоторые особенно нуждающиеся в августе всерьез раздумывают о том, чтобы временно поместить своих детей в приюты «из-за сложных семейных обстоятельств». Причина одна: все необходимое к учебе там выдают бесплатно.

Инфляция не щадит никого: в прошлом 2023 году средняя стоимость школьного набора составляла 13 400 рублей, а в следующем году уже порядка 15 000–25 000 рублей с учетом инфляции. Если в семье несколько школьников, задача оказывается для родителей неподъемной. Если же детей воспитывает только мама, ситуация становится катастрофической.

Средний портрет семьи, которая нуждается в средствах для подготовки к школе, в материале пытается обрисовать Григорий Мешков, руководитель социальной службы БФ «Дети наши». Фонд в том числе помогает таким семьям – в год поддержку получают в среднем 100 семей. По словам Мешкова, те, кто не может приобрести канцтовары и школьную форму, – это чаще всего жители маленьких городов с населением до 10 000 человек, районных центров или сельской местности. В основном речь идет об одиноких мамах, воспитывающих от 2-3 детей. Низкие доходы, работы нет, или она малооплачиваемая.

Как правило, в таких семьях бывают не оформлены пособия, что еще больше усложняет ситуацию, часто нет понимания о структуре собственных доходов и расходов, навыков экономии и управления финансами. Помощь всегда требуется комплексная: не только решить проблему с помощью необходимых вещей, но и обучить знанию своих прав и финансовой грамотности.

Русские в Таджикистане: бедность, о которой страшно говорить, но невозможно молчать

Фото Елены Чернышовой

Старики – всегда в зоне риска бедности. А старики, которые живут в бывших союзных республиках, часто оказываются далеко за чертой и не живут, а выживают. Репортаж «Уехать нельзя остаться: как живут русские в Таджикистане» Софьи Бакалеевой – как раз о таких людях.

Пересказывать все истории, свидетелем которых стала журналист «Милосердия.ru», нет смысла – это настолько страшно, что иногда кажется: так в жизни просто не бывает.

 Из 388 000 русских, проживавших в Таджикистане во времена Советского Союза, согласно последней переписи населения осталось 35 000. В основном это пожилые люди, которым никто из близких не помогает. Средняя пенсия в стране – 330–390 сомони (примерно 3500 рублей), а цены вполне московские: в пересчете на рубли мясо стоит 600 рублей за килограмм, молоко – 50 рублей за литр, рис – до 170 рублей за килограмм. Старики даже не могут купить себе на день рождения торт.

Помогает русским в Таджикистане приход кафедрального Свято-Никольского собора в Душанбе. Когда-то храм разрешил открыть Сталин – в благодарность за то, что местные верующие собрали значительные средства во время Великой Отечественной войны. Теперь приход раз в неделю проводит благотворительные обеды, а еще – навещает своих подопечных в разных городах и даже отдаленных кишлаках. География русской бедности в Таджикистане поражает: Бохтар (бывший Курган-Тюбе), Регар (бывший Турсунзаде) и даже горная деревня на границе с Афганистаном. Поражает и возраст стариков – есть те, кому исполнилось 100 лет.

В материале вы найдете истории обычных людей: трогательные, эмоциональные, радостные и печальные. Вот одна из них – о мужчине, даже имени которого узнать не удалось. Он живет на территории завода, в маленькой коморке, которую раньше использовали как котельную. Кровать стоит на земляном полу и занимает ровно половину комнатки. С потолка нещадно капает дождь, поэтому мужчина прикрывает себя куском полиэтилена, а еще – чем-то похожим на одеяло. Встать с кровати он не может – повредил ногу. Костыли валяются здесь же. Костылем же он приоткрывает дверь, чтобы было лучше видно улицу. На вопрос о том, как его зовут, отвечает: «А кто как. Кто – Николаем, кто – Анатолием, кто – Виталиком».

Кто и как помогает беднякам: полезные контакты

Бутик одежды в «Доме друзей на улице». Фото из официальной группы vk/com «Друзья общины святого Эгидия»

Говорят, что от сумы и от тюрьмы зарекаться не стоит, и никто из нас не знает, придется ли ему однажды попасть в сложную финансовую ситуацию. Нам бы хотелось, чтобы эта информация не понадобилась ни вам, ни вашим близким. Но случается всякое. В материале «Нет денег даже на картошку. Куда обратиться за едой, вещами и лекарствами»  мы собрали проекты, которые помогают в трудной жизненной ситуации.

Проект «Дари еду!» устанавливает в торговых центрах и продуктовых супермаркетах специальные закрытые боксы для продуктов, в которые каждый может пожертвовать непортящиеся продукты. Продуктовые наборы также приобретаются благодаря финансовым пожертвованиями, а затем направляются в многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, малоимущим старикам через профильные фонды или за счет собственной логистики «Дари еду». Помощь здесь можно получить, оставив заявку на сайте.

В Группе работы с просителями службы помощи «Милосердие» также оказывают продуктовую помощь, могут выдать лекарства и средства гигиены.

Чтобы получить лекарственную помощь, необходимо соответствовать одному или нескольким критериям отбора – это инвалидность или тяжелые хронические заболевания. Также лекарства могут получить многодетные семьи, в которых одновременно заболело несколько детей. Сумма, ежемесячно выделяемая на покупку лекарств для одного человека, составляет ориентировочно 2000–3000 рублей. Продуктовую помощь выдают в виде наборов непортящихся продуктов раз в месяц. Группа работы с просителями работает в Москве на территории Марфо-Мариинской обители милосердия.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version