– Больно смотреть, как гибнет то, что создавалось предками, невозможно оставаться равнодушной. И невозможно ничего не делать. Девиз Архнадзора «Счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит». Эта фраза подтолкнула меня изменить жизнь два года назад.
Екатерина Ванеева работает юристом в международном холдинге, но у нее есть еще одно важное дело в жизни и увлечение: как профессиональный экскурсовод, она знает и любит старинные русские усадьбы и старается спасти их от разрушения.
Усадьба Бергов в новой Москве стала одним из первых объектов, которым она начала заниматься. Двухэтажный деревянный особняк рубежа ХIХ-ХХ веков, обшитый прорезной берестой, с искусным резным декором. Архитектурный шедевр, построенный сыновьями уральского заводчика-золотопромышленника Павла Берга.
Неподалеку – псевдоготическая водонапорная башня и руины каретного сарая. Сегодня к дому небезопасно подходить – как для посетителей, так и для самого здания – в таком он ужасающем состоянии.
Екатерина написала множество запросов в Департамент культурного наследия Москвы и департамент имущества Московской области – на ее балансе числится усадьба. Первый заверяет, что предпринимаются все действия по защите объекта, второй – что готовятся документы, чтобы выставить усадьбу на торги.
«И так уже не первый год, а усадьба находится просто в катастрофическом состоянии, в прошлом году обрушилась часть дома, – говорит Екатерина. – Сегодня крайне небезопасно подходить близко. Поэтому мы решили пока не проводить там субботники, а сосредоточиться на обращениях в ДКН и прокуратуру и создать максимальный резонанс. Практика показывает, что борьба за объекты культурного наследия – процесс долгий, не на месяц-два. Необходимо запастись терпением и верой, не поддаваться упадническим настроениям, хотя и такое случается».
Заброшены, но не погибли
Проекту «Усадебные волонтеры», к которому присоединилась Екатерина, – полгода. За это время в субботниках и волонтерских мероприятиях поучаствовали около 1000 человек – в Московской, Рязанской, Тульской, Липецкой и Пензенской областях.
Усадьбы Быково, Никольское-Обольяниново, Старое Зимино, Троекурово, имение Рихтер и десятки других – заброшены, но не погибли. В XVIII-XIX веках они служили центрами экономического и культурного развития значительных территорий, отвечали за сельское производство, располагали к творчеству многих выдающихся писателей, композиторов и художников.
– Руинированные объекты и бесхозные усадьбы «звучат» в обществе только тогда, когда вокруг них складывается постоянно действующая волонтерская группа, – уверен Вадим Разумов, автор и главный куратор проекта. Как и у Екатерины Ванеевой, у него две параллельных работы – в одной он кандидат экономических наук, в другой – создатель блога «Летопись русской усадьбы» и туристических проектов «Усадебный экспресс», «Экоэлектричка» и «ПромПоезд».
– Наша задача – дать максимальную огласку и помощь усадьбам на первоначальном этапе и затем успешно передать эти объекты на восстановление, – говорит Вадим. – Ведь о многих не знают и меценаты. Мы хотим расширить свою географию и вступить в конструктивный диалог с руководством страны и регионов.
Смысл проекта «Усадебные волонтеры» – не только восстановление усадеб, но и отдых для участников акций и изучение памятников родной архитектуры. Вдохновляющим примером Вадим называет опыт британского некоммерческого фонда National Trust. Фонд действует с 1895 года и на его счету – сотни спасенных и восстановленных достопримечательностей и природных уголков старой Англии.
«Мы знакомы и ведем переписку с заместителем директора фонда, Саймоном Мюрреем, – говорит Вадим. – Саймон в курсе наших дел, всячески поддерживает и очень рад, что в русских усадьбах тоже зарождается активное волонтерское движение».
По-хорошему, это суботник
Рано утром в выходной день добровольцы приезжают в усадьбу и начинают благоустраивать территорию – убирают мусор, спиливают лишние деревья, обустраивают парковые зоны. Часто – вооружившись своим же садовым инвентарём: бензокосилки, грабли, секаторы, ножовки и перчатки. Задача – облагородить вид усадьбы – это шанс, что ее жизнь продлится.
Конечно, многим интересно принять участие в реставрации или хотя бы понаблюдать, как происходит восстановление старинного здания. Возможно эта мечта скоро сбудется, говорят организаторы проекта, – если будет принят закон об участии волонтеров в реставрационных работах как помощников специалистов.
Бонус к волонтерству – подробная экскурсия по усадьбе (если позволяет состояние здания) с экскурсоводом, знающим все ее тайны и интересные уголки.
У каждой усадьбы есть волонтер-куратор – они координируют участников субботника, налаживают взаимодействие с местными чиновниками и стараются максимально осветить жизнь своей подопечной усадьбы в соцсетях и на тематических ресурсах.
Антон Лаврушин – куратор усадьбы Старое Зимино в Захаровском районе Рязанской области. В ней бывал граф Бутурлин и вырос морской офицер Желтухин. Этот объект безопасен для посещения, поэтому волонтерские субботники там разрешены. Антон впервые оказался в усадьбе в 2013 году и говорит, что место поразило его красотой.
– Мы хотим восстановить усадьбу не просто как дом, но как исторический туристический объект, – говорит Антон. – И местные жители, и волонтеры нас поддержали сразу. Меньше чем за год удалось проделать огромную работу по историческим исследованиям и расчистке парка. Конечно, это только первые шаги, до конца работ еще далеко, но уже сейчас виден горизонт, куда мы сможем прийти. Из ближайших задач – отметить старые дорожки в парке и выделить интересные места на территории усадьбы.
Самый приятный результат волонтерской работы – как быстро старые усадьбы сближают людей. Волонтеры приезжают на взаимовыручку друг к другу на участки, когда не хватает рабочих рук. Многие начинают встречаться вне субботников, становятся друзьями, вместе устраивают семейные праздники.
«Все наши участники – искренние и небезразличные люди, – говорит Вадим Разумов. – Глядя на них, я обретаю уверенность в том, что среди нас живет очень много светлых и чистых душ».