Православный портал о благотворительности

Новое в законе «О социальном обслуживании»: индивидуальная нуждаемость и социальное сопровождение

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом порталу «Милосердие.RU» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом порталу «Милосердие.RU» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей ВОВЧЕНКО

Заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Витальевич ВОВЧЕНКО

– Законопроект разрабатывался два года. Были сложности при работе над ним? Какие итоги вы можете подвести?
– Минтруд, как инициатор закона, считает его удачным. Мы очень долго обсуждали проект на разных площадках – для того, чтобы учесть все многообразие точек зрения. Поступило множество предложений, новаций, и по ним мы старались находить консенсус. Сейчас наша задача – обеспечить реализацию заложенных в законе норм. Нужно принять целый ряд нормативных правовых актов: постановлений правительства, ведомственных приказов Минтруда. Но главный массив нормотворчества – это региональные акты, которые находятся на стадии активной подготовки и принятия.

– Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм,маршрут оказания помощи. Как это будет работать на практике?
– К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой – в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка – ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

-Закон указывает, что кроме надомной работы (покупки продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления обедов) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?
– Речь идет о социальном сопровождении – новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций.

Приведу пример: мама, у которой есть ребенок-инвалид. Часто возникает ситуация, когда ребенок нуждается в направлении на лечение в другой город. В таком случае органы социальной защиты в рамках межведомственного взаимодействия связываются с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования – для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.

– По новому закону, надомное обслуживание будет распространяться и на семьи с детьми. От чего будет зависеть объем этой помощи и то, в чем она будет заключаться: от количества детей, от того, работают родители или нет, от дохода семьи, от чего-то еще?
– По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. В первую очередь, предоставление социальных услуг будет организовано для семей с детьми-инвалидами. Сейчас активно развиваются различные формы присмотра, чтобы родители могли работать, удовлетворять свои потребности, а не находиться постоянно с ребенком.

– По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?
– Как я уже сказал, все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума. Тем самым мы увеличили количество граждан-получателей услуг, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Также на региональном уровне может приниматься решение о расширении категорий бесплатных получателей. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние гарантии сохранятся.

– Будут ли помогать тем нуждающимся, у которых хоть и есть родственники, но не заботятся о них? Или в случае, когда родственники, помогая лежачему больному, вынуждены уходить с работы или получать очень мало, в результате чего семья влачит жалкое существование? Или же помощь будет приходить только одиноким людям?
– Да, таким семьям будут помогать, если будет установлена необходимость оказания социальной помощи. Это зависит от каждой индивидуальной ситуации.
Если сейчас необходимые услуги определяются органами соцзащиты, в основном, на основе преклонного возраста и одинокого проживания, то в новом законе содержится расширенный перечень критериев. Это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным – как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Бесплатность или платность услуг будет определяться для получателя на основе его среднедушевого дохода, о чем я говорил выше.

– В законе указываются новые принципы социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает?
– Когда мы вводили этот принцип в закон, мы исходили из логики, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.
– Сейчас много говорится о том, что стоит развивать поддержку семей, ухаживающих за пенсионерами без помощи социальных служб (так называемые «приемные семьи для пожилых»). Это пока не прописано в законе? Как им могут помочь органы соцзащиты?
– Сейчас это одна из технологий, которая реализуется в некоторых регионах за счет их средств. Суть ее в том, что одинокий пожилой человек живет в неравнодушной семье, которая ухаживает за ним и получает за это вознаграждение. Цель такой технологии – не помещать человека в стационар, а обеспечить ему ту самую привычную среду обитания. И притом за меньшие деньги, чем содержание в доме престарелых. В законе отдельно такая технология не прописана, но регион, если сочтет нужным, может ее внедрить у себя.

– Действительно ли, по новому закону, любой гражданин – пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома – сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить, а финансирование пойдет «за человеком»?
– Да, все верно. Вначале в каждом регионе будет сформирован реестр поставщиков, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг. Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная. Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.

Можно провести аналогию со школами, в которых сейчас действует принцип: куда ребенок пошел учиться, туда и направляются средства из бюджета. То же самое предполагается и в соцобслуживании. Кроме того, будет создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. Сейчас статистика, конечно, ведется, но она носит общий характер. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.

– В Законе указана необходимость оказания помощи в случае отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Каким образом будет оказываться помощь таким категориям граждан? Как будут помогать органы соцзащиты в подобных случаях?
– Услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе. Если человеку нужна помощь, он обращается в органы соцзащиты. Если у него нет возможности сделать это самому, то это право может делегироваться его законному представителю, органу власти или общественной организации. И по процедуре все ровно то же самое: устанавливается нуждаемость в получении социальных услуг, составляется индивидуальная программа, заключается договор с поставщиком о предоставлении социальных услуг. Другое дело, когда нужно оказать экстренную помощь. Допустим, обеспечить питанием или одеждой, оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Тогда человеку оказываются срочные социальные услуги, которые не требуют прохождения всей процедуры.

– Закон предполагает оказание помощи не только нуждающимся семьям или семьям с инвалидами, но и в таких случаях, как «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами», в случае наличия насилия в семье. Каким образом будет оказываться помощь в таких ситуациях, и какая?
– Социальная помощь таким семьям будет оказываться в обязательном порядке. Для этого в стране работают социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению. В них работают психологи, которые помогут семье справиться с трудностями. Эти учреждения могут оказывать при необходимости и социальное сопровождение.

– Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?
– Мы ни в коем случае не ставим перед собой задачи уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.

Это, к примеру, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, отсутствие возможности осуществлять самообслуживание, отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми. Регион вправе расширить этот перечень и взвешенно подойти к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

– Важный аспект закона – новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?
– Развитие государственно-частного партнерства – это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра. Не секрет, что бизнес неохотно идет в сферу социального обслуживания в силу невысокой рентабельности проектов. Чтобы привлечь его, разработан комплекс мер. Во-первых, вносятся изменения в Налоговый кодекс: чтобы обнулить налог на прибыль, сейчас он равен 20%.

Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания: например, дома-интерната для престарелых и инвалидов
.
Кроме того, были упрощены СанПиНы в этой сфере. Исключены такие избыточные нормы, как высота потолков, определенная площадь гостиных, обязательное наличие встроенного шкафа и т.п. Надеемся, что эти меры помогут сформировать благоприятную почву для вхождения на этот рынок, облегчит жизнь социальному предпринимательству.

– Также в следующем году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 160 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Да, в бюджете на следующий год эти деньги уже заложены. Они пойдут на поддержку инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Мы сейчас определяемся с проектами, и в ближайшее время будет понятно, в каких регионах заработают пилоты.

– С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? И какими силами вообще можно обеспечить выполнение программ закона? Будет ли достаточно нынешних собесов, или будут появляться новые структуры?
– Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь – на обучении специалистов нормам нового закона – особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время в регионах положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания, проводится разъяснительная работа среди населения.

В целях повышения квалификации специалистов проводятся семинары и круглые столы. Подключатся и профессиональные объединения, к примеру, Союз социальных педагогов и социальных работников. Я уверен, что благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version