Православный портал о благотворительности

Вру не могу остановиться. Что такое зависимость от лжи

От привычки лгать можно впасть в зависимость, как от алкоголя или наркотиков. Директор театральной компании в американской глубинке ушел в отставку, после того как выяснилось, что его резюме – почти сплошная фикция и он много лет врет

38-летний Кристофер Массимайн, управляющий директор театральной компании в Солт-Лейк-Сити, привык врать с детства и не заметил, как стал патологическим лжецом. Но однажды его жизнь взорвалась и правда вышла наружу. 

Он рассказывал друзьям, что родился в Италии, врал про возраст, говорил жене, что до свадьбы у него был роман со звездой шоу-бизнеса, врал о своих невероятных восхождениях на Эверест и о том, что он владелец алмазной компании… В течение многих лет он изощренно лгал, иногда без видимой цели, приукрашивал действительность и постоянно втягивал окружающих в свои «фантазии». 

Великолепный лжец

В октябре 2019 года Кристофер сообщил жене Мэгги дрожащим от волнения голосом, что компания National Performing Arts Action Association присудила ему престижную гуманитарную премию. Произошло это примерно через год после того, как его первые фальсификации были разоблачены и он поклялся Мэгги, что никогда больше не будет врать.

Жена засомневалась. Но затем он улетел в Вашингтон на два дня, а вернулся с фотографиями с церемонии, и она подумала – наверное, он и правда получил эту премию.

Сомневалась не только Мэгги. Коллега мужа, Кристин Парк, когда он прислал ей по почте официальный пресс-релиз о присуждении премии, решила поискать информацию об этой организации и о награде, но ничего не нашла. Она не решилась тогда сказать о своих подозрениях, более того, усомнилась в себе: «Хуже обмана может быть только обвинить человека во лжи, когда он этого не делал».

 Жизнь рухнула

Кристофер Массимайн с семьей
Кристофер Массимайн с семьей

Несмотря на проделанный им титанический труд – надо было придумать и сфальсифицировать документы премии, пресс-релизы, фотографии , – все провалилось. Правда вышла наружу, и Массимайн оказался в отчаянном положении. Его жизнь взорвалась. Жена была в шоке, она не понимала, с кем она прожила все эти годы, от кого родила сына? Карьера рухнула – ему перестали доверять. После того как об этом сообщили в новостях, местные жители пришли в ярость и стали открыто выражать недовольство на улице, выкрикивая ему «Мошенник!» из своих машин.

Мэгги вспоминает те дни как самые страшные из всех, которые она когда-либо переживала. Она так боялась, что Крис что-нибудь с собой сделает, что стояла в дверях, когда он пользовался туалетом. В конце концов она отвезла мужа в психиатрическую больницу.

Расчетливый мошенник или психически больной человек

Незадолго до этого происшествия у Массимайна уже диагностировали депрессию и расстройство личности. Молодой мужчина был чрезмерно эмоционален, отличался непредсказуемостью мышления и поведения, привык игнорировать потребности и чувства окружающих, постоянно врал и не раскаивался в этом. Но тогда еще ложь не была в центре внимания психиатров Криса. Теперь же врачи обратили на нее особое внимание.

История этого молодого талантливого работоспособного лжеца вызвала большой резонанс. Крис Массимайн дал интервью The New York Times, попытавшись представить произошедшее как колоссальное недоразумение: это была ложь не расчетливого мошенника, а психически больного человека, который ничего не мог с собой поделать. 

Ложь как разрушительная сила

Крис совершает ежедневные прогулки

Психиатр, который лечил Криса, однозначно считает, что речь о психическом расстройстве, патологической зависимости от лжи. Эта «безобидная ложь», сказал он, служила «защитой его внутренней хрупкости», способом пережить стресс, а не была способом нажиться на окружающих, что-то отнять у других с помощью обмана. Мэгги простила мужа, когда врачи объяснили ей, что такое поведение – болезнь.  

Спустя некоторое время Крис Массимайн опубликовал колонку в Newsweek, где пытался объяснить свою ложь низкой самооценкой. Крис рос в неблагополучной семье, родители постоянно находились на грани развода, он подвергался физическому и словесному насилию.

«Я компенсировал это единственным способом, который знал: создал собственную реальность. Вымышленный Крис делал невероятные вещи – никто больше такого сделать не мог. Какой-то части меня было грустно с ним прощаться».

Крис упрекал окружающих, что им даже не приходило в голову, с какой разрушительной силы психическим расстройством он столкнулся. Коллега Кристофера, Кристин Парк, не сомневается, что Крис борется с психическим расстройством. Но при этом подчеркивает, ложь – это все же выбор. Желание солгать не означает, что вы должны это делать. Более того, зная за собой такую особенность, продолжать лгать и не признаваться в этом – тоже наш выбор. 

«Если это характерная черта его болезни, как он сказал, то ему явно удалось использовать это в своих интересах, чтобы получить престиж, положение и хорошую зарплату», – сказала она.

Когда реальность тебя разрушает

Все врут, по мелочи или по-крупному, во спасение или чтобы извлечь выгоду, но не подозревают, что привычка лгать может стать зависимостью и разрушить жизнь.

Врачи подчеркивают, что склонность лгать может стать навязчивой идеей и привести к непредсказуемым последствиям. Это сложное и патологическое явление. Часто из-за пережитых травм, заниженной самооценки лжец пытается создать альтернативный мир. Он стыдится себя, а ложь дает ему иллюзию «правильного» существования.

У патологического лжеца существует навязчивая потребность манипулировать людьми, чтобы избавиться от чувства неуверенности. Внутренний конфликт между тем, кем он является на самом деле, и тем, кем хотел бы быть в глазах окружающих, заставляет его врать. Навязчивая ложь – это защитная стратегия, с помощью которой лжец защищает свою личность, которая, как ему кажется, постоянно находится под угрозой. Реальность разрушает его.

Диагноз – «закоренелый лжец»   

Крис

К понятию «патологическая ложь» никто никогда не относился всерьез, что привело к отсутствию исследований в области лечения и общему пессимизму в отношении того, что закоренелые лжецы способны измениться.         

Психиатры пытаются внести понятие «патологический лжец» в реестр психических расстройств. Сегодня ложь считают лишь симптомом расстройства личности (нарциссическое, обсессивно-компульсивное, тревожное). В итоге нет научного способа лечения этого заболевания, хотя многие патологические лжецы говорят, что им нужна помощь, чтобы остановиться. Таким пациентам помогает поведенческая терапия, которая успешно борется, например, с заиканием или с привычкой грызть ногти, вырывать волосы. 

Как быть, если рядом мифоман? 

Ложь всегда считали злом и одним из самых неприятных человеческих пороков, а правдивость – элементарным долгом человека перед человеком. Мы все заслуживаем правды.

Патологическую ложь иногда называют мифоманией. Быть другом или членом семьи такого лжеца мучительно, ему или ей нельзя доверять, вы никогда не можете понять, где правда, а где ложь в словах и поступках. Психологи советуют избегать таких людей или предложить им обратиться за медицинской помощью. А заодно спросить себя, что я делаю рядом с человеком, который бесконечно врет? 

Обычно патологический лжец пользуется доверием людей эмоционально зависимых, которые склонны верить всему, что им говорят. Страшась одиночества и нуждаясь в заботе и общении, они могут остаться с навязчивым лжецом вопреки всему.    

Мэгги все еще надеется

Крис Массимайн каждую неделю ходит к психотерапевту. «Я хочу измениться», – говорит он. – Я не хочу врать всю оставшуюся жизнь. Это сказалось на моей памяти. Это сказалось на моем характере. Это разрушило мою карьеру и чуть не стоило мне семьи».

Время от времени Мэгги замечает, как Крис снова начинает постепенно приукрашивать действительность в своих постах в соцсетях, например говоря, что занимался «общегородскими строительными работами», когда на самом деле всего лишь помог своему тестю выкопать выгребную яму. Тем не менее она верит, что муж справится с этой напастью.

Фото: Dave Sanders/www.nytimes.com

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version