Психические заболевания окружены огромным количеством мифов, которые в общественном сознании делают человека с подобным расстройством не просто необычным, а не вполне «одним из нас» и тем самым как бы легитимируют снисходительное отношение, а то и отказ от общения, требование изоляции и даже травлю.
Миф 1. «Психические заболевания встречаются редко»
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, с ментальными расстройствами постоянно живут около 450 миллионов человек на нашей планете. При этом каждый четвертый житель Земли на протяжении своей жизни испытывает хотя бы один эпизод психического заболевания (депрессии, тревожного расстройства, посттравматического синдрома, панических атак).
Депрессия – одно из самых распространенных расстройств, от которого в мире страдают порядка 264 миллионов человек, а в одном из недавних американских исследований было установлено, что за время пандемии коронавируса число взрослых с депрессией увеличилось втрое.
В целом, ментальные расстройства, по данным ВОЗ, являются одной из ведущих групп заболеваний во всем мире.
Это значит, что даже если забыть на минуту о соображениях этики и гуманности и подойти к вопросу исключительно с формальной точки зрения, человек с психическим заболеванием, несомненно, один из нас.
Миф 2. «Психически больной опасен для окружающих»
Это, пожалуй, самый вредный миф, приводящий к стигматизации людей с психическими расстройствами. Причина того, что он очень устойчив, в некоторой степени, кроется в том, что на общественное сознание сильно влияют отдельные случаи преступлений, совершенных людьми с психическими отклонениями, а также знаменитые произведения искусства на эту тему, например, фильм прославленного режиссера Стэнли Кубрика «Сияние» с легендарным Джеком Николсоном в главной роли.
Агрессивно-послушный объект: как мы представляем себе ментальных инвалидов
Нельзя отрицать того факта, что отдельные больные с определенными диагнозами впадают в буйное состояние, причем, иногда это происходит непредсказуемо. В таком состоянии человек может быть реально опасен для себя и для окружающих. Однако среди психически больных таких абсолютное меньшинство, и значительному их количеству современная медицина в состоянии помочь преодолеть такие эпизоды или свести их к минимуму.
Статистических исследования говорят о двух вещах: во-первых, психически больные люди гораздо чаще становятся жертвами насильственных преступлений, нежели их виновниками, во-вторых, доля преступлений, совершенных людьми с ментальными отклонениями, примерно соответствует их доле в населении.
Как пишут авторы статьи в журнале Psychiatry, канадские психиатры Мари Руве и Рэндон Велтон, насилие привлекает внимание СМИ, а насильственное преступление, совершенное человеком с психическим отклонением, становится сенсацией, от которой откажется разве что самый морально стойкий журналист или редактор.
Все это, однако, только усиливает стигматизацию, от которой и так страдают ни в чем не повинные пациенты.
В заключении авторы обзора пишут: «Люди с метальными болезнями, получающие адекватную медицинскую помощь, не несут большей опасности окружающим по сравнению с общей популяцией. …
Суммарное влияние психических заболеваний как фактора, играющего роль в насилии, происходящем в обществе, сильно преувеличено».
Как отмечает профессор психиатрии Королевского колледжа Лондона Сэр Грэм Торникрофт, есть группа психических больных более других склонных к насилию. Как правило, это пациенты с тройным диагнозом, когда один человек страдает сразу же от трех расстройств, например, каким-то из тяжелых ментальных заболеваний (шизофрения, биполярное расстройство), плюс наркотическая зависимость, плюс антисоциальное расстройство личности.
Такие сочетания встречаются достаточно редко, и распространять характеристику «склонен к насилию» на всех людей с психическими болезнями крайне несправедливо.
Миф 3. «Сами виноваты»
Такое утверждение нередко можно услышать про людей, страдающих депрессией, аддикциями, либо пищевыми расстройствами.
Со стороны кажется, что человек просто проявляет слабость, не считает нужным взять себя в руки, либо делает сознательный выбор в пользу поведения, доставляющего массу неприятностей ему самому и окружающим.
На самом деле, выйти из депрессии или алкогольной/наркотической зависимости нисколько не проще, чем излечиться, например, от язвы желудка.
Больному требуется не только поддержка близких, но и квалифицированная медицинская помощь.
В одном из исследований с характерным названием «Волевой, но не добившийся успеха: важность стратегий в преодолении зависимости» (Strong-willed but not successful: The importance of strategies in recovery from addiction) международная группа ученых проанализировала, как соотносятся сила воли больного и шансы на избавление от аддикции.
Исследователи пришли к выводу, что прямой зависимости нет, и часто люди, страдающие каким-либо из типов зависимости, имеют вполне нормальную силу воли, но их выздоровление в гораздо большей степени зависело от того, нашли ли они подходящие стратегии для контроля над внешними факторами, способствующими продолжению их аддикции.
Возможно, еще более несправедлива молва к людям, страдающим от пищевых расстройств, особенно, к женщинам. Нередко можно услышать, что девушки подвержены анорексии или булимии из-за стремления иметь красивую фигуру.
Это не так.
Во-первых, от этих расстройств страдают и мужчины, а во-вторых, пищевые расстройства являются очень серьезным психическим заболеванием, которое в отдельных случаях приводит к смерти больного.
Если девочка боится съесть пончик – это тревожный знак
Никому из людей с выше перечисленными расстройствами не помогут призывы типа «соберись, тряпка!». Если вы действительно хотите помочь, постарайтесь убедить своего близкого получить консультацию специалиста, а в идеале – пройти курс лечения.
Миф 4. «Люди с психическими отклонениями не могут работать»
В некотором смысле, этот миф противоречит предыдущему. При этом оба достаточно живучи, хотя широкой публике становится известно все больше и больше о трудоустройстве, успехах и даже достижениях людей с ментальными проблемами.
Конечно, есть среди них такие, чья болезнь имеет очень тяжелую форму и делает невозможным обычный образ жизни с регулированным рабочим днем и значительным ежедневным объемом работы. Но ведь это бывает и с теми, кто страдает серьезными физическими недугами.
Тем не менее, большинство людей с психическими заболеваниями могут быть так же продуктивны, как и остальные. В американском исследовании 2014 года были проанализированы данные о занятости людей с психиатрическими диагнозами. Их сравнили с общими показателями занятости в населении.
Оказалось, что занятость людей без психических заболеваний составляла 75,9%, людей с относительно легкими ментальными отклонениями – 68,8%, с заболеваниями средней тяжести – 62,7%. И даже 54,5% людей с тяжелыми психическими болезнями работали.
Кроме того, ученые установили, что разница в уровне занятости людей с ментальными диагнозами и без них в группе 18-25 лет составляла всего 1%, а в возрасте 50-64 – 21%.
Возможно, это отражает тот факт, что в современном мире молодые люди с такого рода проблемами получают гораздо больше помощи в части профессиональной подготовки и устройства на работу, чем те, для кого она была актуальна 30–40 лет назад.
Миф 5. «Шизофрения означает, что у человека раздвоение личности»
Собственно, мифам о шизофрении можно было бы посвятить отдельную статью, так как именно это заболевание кажется загадочным и даже мистическим, а значит, вызывает повышенный интерес и страх, оба из которых весьма способствуют мифотворчеству.
На самом деле, существует ряд подвидов шизофрении, и далеко не все они связаны с расщепленным сознанием, голосами в голове и галлюцинациями.
Шизофрения, действительно, характеризуется определенными искажениями в восприятии действительности, самого себя, а также в эмоциональных реакциях, мышлении и поведении, однако степень их выраженности может быть очень разной.
У людей с диагнозом шизофрения могут случаться перепады настроения и особенности поведения, но в большом количестве случаев пациенту помогают современные терапевтические средства.
Есть, разумеется, тяжелые формы, когда человек становится дезадаптивен на месяцы, однако и при таком течении болезни бывают периоды ремиссии, в которые он может вести относительно нормальный образ жизни.
Что же касается расщепления сознания, то это симптом расстройства множественной личности, которое встречается чрезвычайно редко и не является шизофренией.
Миф 6. «Психические заболевания неизлечимы»
Это очень вредное заблуждение.
Во-первых, часть больных излечивается при помощи разного рода препаратов и психотерапии. При этом под излечением понимается такое снижение проявлений заболевания, которое позволяет человеку вести полноценный образ жизни.
Во-вторых, лечение может не приводить к полному избавлению от болезни, но давать пациенту достаточно длинные периоды ремиссии, когда симптомы под контролем и человек может получать удовольствие от жизни.
Процесс излечения от психического заболевания практически никогда не бывает простым и коротким. Его сложно пройти в одиночку без приятия и поддержки близких, а также профессиональной помощи врачей. Но идя по этому пути, человек, как правило, видит позитивные изменения и вдохновляется ими.
Достижения медицины и биотехнологии, все большая открытость и забота общества о людях с психическими заболеваниями способны в корне изменить ситуацию, в которой тяжелый диагноз становился пожизненным приговором.
Источник:
Medical myths: Mental health misconceptions