Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

В ковидных больницах начинают работать психологи

Болеть всегда нервно, особенно с диагнозом ковид. А штатные психологи в российских больницах пока роскошь. Мы поговорили с одним из первых психологов, работающих сейчас в «красной зоне»

Коллаж Оксаны Романовой. Врачи в защитных костюмах и без, пальцы рук сложенные в форме сердца
Оксана Романова для Miloserdie.ru

Зачем в больнице психолог

– Как вы попали в «красную зону»?

– Увидел у одного коллеги объявление о том, что нужны психологи для работы в «красной зоне». Подумал и вышел на работу в одну из московских больниц.

Инструктаж был коротким: нужна «первая психологическая помощь» пациентам ковидного отделения.

Заболев, люди некоторое время были изолированы дома, они не понимали, как будет развиваться болезнь, что их ждет в будущем. Иногда родственников развозили в разные больницы или на разные этажи, и они на время теряли связь друг с другом.

Моя задача – помочь пациенту высказаться, выразить свои чувства, выслушать, объяснить состояние, снять напряжение.

А заодно мы собираем информацию о том, с чем чаще всего сталкиваемся: с какими состояниями, с какими вопросами, запросами, просьбами, чтобы понять, в каком направлении развивать психологическую службу в больницах.

Свою смену, шесть часов, я хожу по палатам, от реанимации до отделения выздоравливающих, и разговариваю с пациентами. После окончания смены, вечером и ночью, психолога в отделении нет, если кому-то нужна помощь, приходится отложить до утра. Основная сложность работы в том, что никогда не знаешь заранее, с чем столкнешься.

На ковид, как на стресс, можно реагировать тремя способами

С психологической точки зрения, ковид – это долгий стресс, поэтому все психологические проблемы, которые у человека в жизни были, многократно усиливаются.

На стресс люди чаще всего реагируют тремя способами – агрессией, апатией, тревогой. Есть нюансы в зависимости от того, к какому типу относится человек, насколько была порушена его личность. Когда в первый раз я захожу в палату, сразу отмечаю агрессивных и депрессивных пациентов. Их хорошо видно, и это те, кому надо помочь в первую очередь.

Например, представишься: «Здравствуйте, я психолог», – услышишь трехэтажный мат.

И вдобавок ор на медсестру, которая пошла для него за чайником, да по пути отвлеклась на кого–то, кому надо было поставить капельницу. Все ясно, человек так переживает и так выражает свое напряжение.

Бывает, заходишь, представишься – человек сразу отворачивается. Тут надо подумать – подойти или подождать, не беспокоить.

Есть пациенты, которые сами могут начать разговор, плачут.

Спрашиваешь: «Почему вы плачете? Волнуетесь? За кого? За себя? За родных?» Выясняется, человека положили в больницу, и кого–то из его родных – в другую. Связи нет, тревога зашкаливает. А бывает, человек волнуется, кроме себя, за весь мир, за президента, за страну: «что с нами всеми будет?»

Чем больше неопределенности – тем выше тревога

Коллаж Оксаны Романовой. Врачи  защитных костюмах обнимаются, еще один врач сидит на каталке
Оксана Романова для Miloserdie.ru

Часто люди успокаиваются, если им подробно рассказать, как будет развиваться болезнь. Например, дома человек лежал неделю, кашлял, температура держалась, но в целом все было спокойно. Решили на всякий случай сделать КТ – а там бац! – 50% поражения легких! А человек и не чувствовал, что у него такие проблемы, и он в панике, тревоге – он больше не контролирует ситуацию. Его привозят в больницу, и он не знает, как оно будет дальше.

Тогда рассказываешь, что сделали КТ – и сейчас выпишут препараты; если потребуется, их поменяют; если будет трудно дышать – дадут кислород, он тут рядом. И вообще – уже очень много народу были в реанимации, а теперь готовятся к выписке. И постепенно человек успокаивается, понимает, что лечение есть, он не умрет.

На днях немного задержали ужин, пациенты начали возмущаться. Да-да, у больных с ковидом бывает прекрасный аппетит.

А еще в нашей московской больнице лежат пациенты из области, они ожидали, что уж в Москве будет суперсервис. А тут задержка ужина! Непорядок. Все как начали дружно высказывать свои мнения. Пришлось ходить, объяснять, – больница только открылась, много людей старается, и лечат, и кормят, да, вышел маленький сбой, но его быстро исправят.

Этот пример с ужином тоже показывает высокую степень тревожности людей. Ведь дело не столько в ужине, это повод, когда хочется сбросить лишнее напряжение, страх.

Армянин и азербайджанец лежали в одной палате…

Симптомов тревожности много, и они достаточно разнообразны: например, пациенты могут бесконечно рассуждать, по кругу, как же им быть дальше: позвонить родственниками или не позвонить. А если позвонить, то что сказать. И никак не могут принять решения.

Или у человека руки трясутся и давление вверх прыгает. Или он все время ходит туда-сюда. Бывает, заходишь в отделение и видишь – человеку нехорошо, а он все равно нарезает круги по коридору. Приходится укладывать таких в кровать, вызывать медсестру.

Проявление тревожности зависит от общего склада личности. Накануне захожу в реанимацию – лежат две пациентки, обе под кислородом, обе тяжело дышат. Но одна, немного демонстративного типа, – громко стонет, привлекает к себе внимание. Вторая мусульманка, по-видимому, интроверт и стрессоустойчивый человек – навязала себе из бинтика четки и молится.

Но, с другой стороны, ковид – очень объединяющая история. Например, у нас в одной палате оказались азербайджанец и армянин. Они постоянно обсуждали положение в Нагорном Карабахе, делились новостями, оба переживали за своих родных.

На днях одного из этих пациентов я видел в реанимации, он очень просил передать привет второму. Я пошел искать, но того куда-то перевели, похоже, в другое отделение.

Врачи, смерть и эмоции

Коллаж Оксаны Романовой. Врач защитном костюме, мужчины и женщина около кровати больного
Оксана Романова для Miloserdie.ru

– С врачами вы тоже работаете?

– С врачами психологи тоже работают, но не так, как с пациентами. Важно не помешать врачам выполнять их основную работу – лечить больных. Работы у них много, и иногда им нужно действовать очень быстро. Стараюсь не мешать.

– А в контексте вашей психологической помощи пациентам врач – союзник или нейтральная фигура?

– Проблема в том, что не все врачи понимают, что такое психологическая помощь.

Если спросить: «У вас кому-нибудь из пациентов нужна психологическая помощь?», – ответ, скорее всего, будет: «Нет». А потом потихоньку выясняется, что кто-то из пациентов тревожится о муже, который лежит на этаж выше, и тихо плачет, кто-то отказывается от еды, а в третьей палате бессонница. Поэтому теперь я спрашиваю по-другому: «Среди пациентов есть те, кто грустит, злится, переживает, не ест?» И сразу слышу ответ: «О, такие есть, пойдемте, я вам покажу».

Но это не врачебная, а общероссийская проблема: если у человека на улице спросить: «Нужна ли вам психологическая помощь?» – он наверняка закричит: «Нет-нет!» и очень быстро пойдет своей дорогой.

С врачами сложный выбор: с одной стороны, важно проследить за состоянием врача, с другой – не помешать ему заботиться о пациентах. Но во время отдыха я стараюсь врачей аккуратно расспросить, как дела.

Бывает, человек начнет что-то рассказывать – и выплывает проблема, в которой я могу прямо вот сейчас помочь. Со стороны – вроде перебросились люди несколькими словами, и разошлись по своим делам. Врач и не заметил, что психолог тут «работал», но ему полегчало. Сегодня вот разбирался с тремя ситуациями – проблемы взаимодействия с начальством, проблемы общения младшего персонала с врачами и большой стресс.

– То есть у врачей, работающих с ковидом, тоже стресс?

– В больнице много молодых сотрудников медперсонала, кто–то только после колледжей. Они, конечно, понимали, в какую профессию идут, но работать в ситуации эпидемии им не приходилось.

Например, посадили молодую санитарочку дежурить в реанимации. Там пациент с утра разговаривал и поел, днем вдруг начал задыхаться, потерял сознание, его начали реанимировать. Через два часа он умер. Девочка сказала, это – первая смерть, которую она видела в жизни.

Рано или поздно в своей профессии со смертью она бы, конечно, столкнулась. Важно было помочь ей пережить это состояние правильно – не прятаться от своих чувств, признать их, пережить и работать дальше. Потому что зачастую посмотришь на врача реанимации – а он абсолютно отключен от эмоций, такие холодноватый и рациональный, будто все вокруг происходит не с ним – такой защитный механизм. И нужна большая психологическая и духовная работа, чтобы ему помочь.

Но чаще всего приходится работать с конфликтами. Работы много, действовать порой надо быстро, ответственность высокая. Бывает, врач дал распоряжение, надо бегом исполнять, а медсестра попалась задумчивая, склонная к анализу, и она не бежит.

Врач повысит голос, потом ходит мучается. А при встрече со мной на вопрос: «Как дела?» – сначала отшучивается, а потом рассказывает: «Сегодня накричал на Машу. Так противно».

В ответ ты ему просто посочувствуешь, скажешь: «Да, была напряженная ситуация, вы сорвались» – и человек пойдет работать дальше, и с Машей у него в будущем не будет невысказанных претензий и неприятных ассоциаций.

Иллюстрации Оксаны Романовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?