В одном из своих интервью фигурист Роман Костомаров так описывал непростой путь к олимпийскому пьедесталу: «Свое эго мне однозначно пришлось засунуть куда поглубже. Каждый раз, когда у нас возникали в тренировках какие-то напряженные моменты, мне припоминали едва ли не все мои прегрешения. Много раз хотелось все бросить и уехать, но каждый раз я себе говорил: «Терпи, терпи, терпи!»
Роман Костомаров родился в Москве в 1977 году. Начал заниматься фигурным катанием с 9 лет. В дисциплине «танцы на льду» выступал с Екатериной Давыдовой, Анной Семенович и Татьяной Навкой. В паре с последней на Олимпиаде 2006 года в Турине выиграл золотую медаль за исполнение номера «Кармен».
После победы завершил спортивную карьеру и сосредоточился на участии в ледовых шоу. С 2006 года участвует в проекте «Ледниковый период» на Первом канале.
Дважды женат, во втором браке с фигуристкой Оксаной Домниной воспитывает двоих детей.
Вновь проявить спортивный характер фигуристу пришлось в 2023 году, когда он внезапно тяжело заболел и несколько месяцев находился на грани жизни и смерти.
«Где он мог так простудиться?»
Под занавес новогодних каникул 2023 года СМИ облетела новость – Роман Костомаров госпитализирован в тяжелом состоянии и находится в реанимации. Фигуриста подключили к аппарату ИВЛ и вскоре перевели в больницу в Коммунарке, чтобы там проводить дальнейшую терапию с помощью экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). Нет, у спортсмена не ковид – врачи диагностировали тяжелую форму пневмонии, которая привела к дыхательной недостаточности, сепсису и последовательному отказу почти всех внутренних органов. Дальнейшие подробности шокировали еще сильнее.
Оказалось, что незадолго до госпитализации Костомаров выходил на лед с высокой температурой, а лечиться предпочитал самостоятельно. Позднее его супруга Оксана Домнина пояснила, что зима – время активной работы и участия в ледовых шоу, Костомаров просто не хотел подвести коллег.
«Я не считаю это чем-то ненормальным, мы, спортсмены, всегда работаем, даже если у нас поднялась температура – пока есть силы. Могу сказать про себя: 30 декабря я лежала с температурой 39, а через день уже выступала, для фигуристов это рядовая ситуация», – говорила Домнина.
Ее поддержали коллеги: о том, что на лед приходится выходить иногда не в лучшей форме, говорили фигуристы Алексей Тихонов и Евгения Медведева. Тихонов объяснял журналистам, что сам по себе факт катания с высокой температурой далеко не всегда провоцирует развитие тяжелого заболевания: «У меня тоже в пандемию были моменты, когда я болел и не знал, что это было – все тесты показывали отрицательный результат. Но я чувствовал себя невероятно плохо. Приходилось кататься, потому что шел проект («Ледниковый период». – Ред). Не на открытых катках, но все равно я понимал, что это огромная нагрузка на организм, иммунную систему. Но меня эти ситуации вытаскивали, наоборот. Организм включается, кровь разгоняется по телу, и ты выздоравливаешь. Бывает так, что… случается по-другому».
По словам супруги Костомарова Оксаны Домниной, первые симптомы недуга появились у Романа сразу после Нового года: он покашливал, затем заболела рука. Фигурист пил обезболивающие и противовоспалительные препараты и смазал картину заболевания. Так продолжалось около пяти дней, после чего Костомарову резко стало плохо, и его увезла скорая. Из приемного покоя его доставили сразу в палату интенсивной терапии, он не мог самостоятельно дышать.
Версию о том, что Роман якобы лечился погружением в прорубь и тем самым усугубил течение болезни, вскоре широко растиражировали в прессе. Беспечность эта шокировала еще больше, однако отец фигуриста Сергей Костомаров поспешил ее опровергнуть: «Нет, это неправда. И Рома ни от чего не лечился. Просто где‑то простудился. Он спортсмен, тренированный. Я вообще в шоке, что он так серьезно заболел… Где он мог так простудиться?»
Бактерия подавала сигналы
По словам главного врача больницы в Коммунарке Дениса Проценко, виной всему стала бактерия, которая попала в ослабленный организм Костомарова. Она вызвала тяжелое течение пневмонии и дальнейшее ухудшение самочувствия. Выявить ее в анализах врачи смогли на старте лечения. Результаты были далеко не обнадеживающими: «Бактерия, которая была выявлена при поступлении, уже тогда давала нам сигналы, что течение болезни будет очень тяжелым, что оно будет протекать с некрозами и некротическим поражением подкожной клетчатки и мышц», – заявил позднее Проценко.
После поступления в больницу дышать самостоятельно Костомаров уже не мог. Удерживать необходимый для жизни уровень кислорода в крови не получалось даже у аппарата ИВЛ, поэтому Романа ввели в медикаментозную кому и подключили к ЭКМО. Аппарат для проведения ЭКМО – мембранный оксигенатор – присоединяется к пациенту, у него забирается кровь и вне тела оксигенатор насыщает кровь кислородом, после чего она вводится обратно в тело пациента. Для соблюдения физиологических механизмов забор и вливание крови осуществляется максимально близко к сердцу, однако в некоторых случаях для этого могут использоваться другие точки, например паховые вены и артерии. Это крайнее средство для спасения жизни: у ЭКМО есть ряд противопоказаний, кроме того, длительное применение такой терапии провоцирует серьезные осложнения, прежде всего – тромбоз.
Дальнейшие сводки о состоянии здоровья олимпийского чемпиона не радовали ни его семью, ни поклонников. На третий день лечения у Романа развилась двусторонняя пневмония и гидроторакс (скопление избыточной жидкости в плевральной области. – Ред.), начались проблемы с сердцем. Затем стали синеть конечности, прозвучал диагноз «сепсис». По опыту пандемии, совокупность этих факторов – кома, ЭКМО, пневмония и заражение крови – не сулили ничего хорошего.
Борьба за жизнь Романа Костомарова продолжалась до середины марта. Ему то становилось лучше, и он приходил в сознание, то вновь наступало ухудшение. У спортсмена полностью отказывали почки, были проблемы с головным мозгом и сердцем, он перенес два инсульта. Но главное – как осложнение от применения аппарата ЭКМО врачи диагностировали гангрену. Романа начали готовить к ампутации.
Дал согласие на ампутацию стоп и кистей рук
В начале февраля Костомарова сняли с ЭКМО, но дышать самостоятельно он еще не мог – помогал аппарат ИВЛ. Роман находился в сознании, мог общаться с женой – Оксана Домнина навещала его ежедневно в реанимации. В один из таких визитов, вероятно, семью спортсмена проинформировали, что избежать ампутации конечностей, увы, не удастся. Врачи старались до последнего оттягивать этот момент, но болезнь взяла свое. Сначала говорили о пальцах рук, понимая, что ноги – в буквальном смысле рабочий инструмент фигуриста. В результате 7 февраля медики приняли решение удалить обе стопы: некроз тканей зашел слишком далеко и угрожал жизни.
На следующий день после операции у Костомарова был день рождения – в больнице ему исполнилось 46 лет.
«Ровно год назад мы и представить себе не могли, даже в самом страшном сне, что такой переворот в жизни может произойти. Но сейчас так… Мы все преодолеем, со всем справимся, я верю! Только живи!» – написала тогда его супруга в своем блоге.
Казалось, что все самое плохое позади. Но бороться за жизнь и здоровье семье предстояло еще как минимум полтора месяца.
Через неделю последовало второе вмешательство – на этот раз на руках. Семья долго не комментировала эту ситуацию, отрицая операцию, но позднее стало ясно, что она имела место. В это время Костомаров находился в сознании и дал согласие на обе операции. Но после повторного хирургического вмешательства ему стало хуже.
«О последствиях, которые могут быть, мы все знали и понимали с самого начала. Когда Роман заболел, был собран консилиум самых лучших врачей. У мужа было очень тяжелое, сложное состояние, все показатели зашкаливали, это фактически были цифры, с которыми не живут и не выживают», – говорила Домнина впоследствии. Через несколько дней после второй операции стало ясно, что некроз тканей удалось остановить, но организм не справляется с длительной болезнью. У него были диагностированы проблемы с легкими, сосудами, печенью и почками, головным мозгом – развился вторичный гнойный менингит. Врачи открыто заявили, что спортсмен находится в критическом состоянии, и дальнейший прогноз относительно его жизни и здоровья туманен. Романа Костомарова вновь погрузили в медикаментозную кому.
«Меня подрихтуют, и я вернусь к вам, ребята»
Так продолжалось до середины марта, когда появилась первая надежда на благополучный исход. 19 числа Роман Костомаров окончательно пришел в себя, за неделю до этого его показатели в анализах стали постепенно улучшаться. При этом было известно, что спортсмен перенес повторные операции – первые попытки остановить некроз конечностей не были успешными.
В результате к моменту выздоровления у Романа Костомарова ампутированы обе ноги ниже колена, правая кисть, на левой – отсутствуют пальцы. Такие выводы можно сделать по видео с реабилитации, которые появились в блоге спортсмена летом. Но о реабилитации чуть позже. 27 марта фигурист вышел на связь со своими коллегами по шоу «Ледниковый период»: тренер Илья Авербух рассказал журналистам, что Костомаров прислал ему аудиосообщение, записанное самостоятельно. В нем Роман благодарил всех, кто его поддерживал, и говорил: «Меня подрихтуют, и я вернусь к вам, ребята».
А 13 апреля уже поздравлял с днем рождения свою партнершу, олимпийскую чемпионку Татьяну Навку.
«Слава Богу, как и раньше, он говорил с юмором (я это почувствовала), а самое главное, в его голосе был оптимизм. Это для меня было ожидаемо, потому что он до этого уже мне сказал, что будет поздравлять. Роман пожелал мне, как и всегда, конечно, здоровья, счастья и, особенно теперь, – ценить эту жизнь, каждый прожитый день!» – делилась с поклонниками фигуристка.
Все, кто общался с выздоравливающим Костомаровым, единодушно отмечали его позитивный настрой и жизнелюбие. Несмотря на все, что пришлось перенести, и несмотря на то, что врачи не спешили выписывать Романа из реанимации, он проявлял чудеса самообладания и выдержки – видимо, сказывается спортивный характер. Лечащий врач фигуриста в Коммунарке, Денис Проценко, сказал о нем Оксане Домниной: «Я, конечно, знал, что ваш муж хороший фигурист. Но я не знал, что он такой хороший человек! Так много людей беспокоятся о нем».
В мае спортсмен лично вышел на связь со своими подписчиками, опубликовав фото, а в конце июня поделился первыми успехами в реабилитации.
«Ох и не просто это все»
К протезированию Костомарова начали готовить уже весной: врачи сформировали ему культи, а семья активно консультировалась с российскими и зарубежными специалистами, чтобы подобрать для Романа подходящие протезы ног. В результате выбор семьи пал на продукцию из Германии. Но саму реабилитацию фигурист проходит в Москве, все в той же Комунарке.
Генеральный директор российской компании «Салют орто» Иван Худяков рассказал «Милосердию.ru», что его компания связывалась с семьей Костомарова и консультировала их, однако в результате был сделан выбор в пользу зарубежного производителя. Худяков объясняет, что сейчас у Романа стоят модульные протезы голени с углепластиковыми стопами. Стоят они от 450 тыс. до 1,5 млн рублей за один протез. «Так как у Романа сохранились свои коленные суставы и он находится в отличной физической форме, он без труда освоил эти протезы», – говорит генеральный директор российской компании «Салют орто». По словам Худякова, протезирование Романа Костомарова проходило с учетом его физических особенностей и жизненных компетенций. Протезы, на которые пал выбор, подходят для активных людей и могут быть использованы для занятий спортом.
Впервые свой прогресс в реабилитации фигурист продемонстрировал 26 июня. В своих социальных сетях он опубликовал видео, на котором заметно, как он крутит педали велотренажера. При этом протезирование рук пока не завершено, и спортсмен опирается культями о руль велотренажера. «Ох уж не просто это все. Ни морально, ни физически, мягко говоря. Но едем дальше, вперед. Самое сложное – жизнь. Хотя она и не была простой», – подписал свой ролик спортсмен.
Воодушевленный поддержкой, затем он показал еще две тренировки: как он поднимается вверх по лестнице, совершает последовательные махи ногами и тренируется на беговой дорожке. Во всех случаях Роман Костомаров демонстрирует отличное владение телом – он стоит без поддержки и сохраняет на протезах баланс, заметно, что у него после экстремального похудения в реанимации вновь укрепились мускулы. «Как же спорт и тренировки отвлекают от всего происходящего в моей жизни», – говорит о необходимости тренировок сам Костомаров.
6 июля 2023 года фигуриста выписали из больницы в Коммунарке. В медицинском учреждении он провел в общей сложности 175 дней. В трогательном видео, запечатлевшим прощание Романа с медиками, он сказал им слова благодарности и признался: когда соглашался на госпитализацию, не думал, что все будет так серьезно. Стоявшая рядом супруга Оксана Домнина не смогла сдержать слез, впрочем, счастливых.
Надежда на активную жизнь и даже возвращение в большой спорт остается. Во всяком случае, о своем желании вновь увидеть Романа Костомарова на коньках уже заявил тренер Илья Авербух: «Мы придумаем, что сделать, конечно. Что ему будет ближе… Но я не исключаю, что это, возможно, будет и выход на лед».