Вот закончилось таинственное сорокодневие после Пасхи. Ученики идут к Елеонской горе, откуда вознесется Христос, и не спрашивают: «Зачем Ты от нас уходишь?» Они прощаются с Ним с «великой радостью».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев 1943-2017), выдающийся библеист, богослов, исследователь Нового Завета, текстов Апокалипсиса; профессор Санкт-Петербургской духовной академии, один из авторов «Православной энциклопедии»:
Возвращение гарантируют
– Чтобы понять радость прощания учеников со Христом, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо.
В античном мире «небо» всегда было сферой Божественного, а вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного.
Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Вознесение для Христа было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это.
В Библии взятие человека на небо имело особый смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего.
Так, пророк Илия был взят на небо, но как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4:5).
В Книге Откровения апостола Иоанна (Апокалипсисе) есть удивительное место, где апостол видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5).
Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, потому что пребывание Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его возвращения.
Именно Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними.
Евангелие, которое читают на Литургии в праздник Вознесения: Лука: 36-53
«Тогда воскрес Иисус из мертвых, и стал посреди учеников Своих, и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.»
Полет на облаке
Обратим внимание на облако, которое уносит Иисуса Христа. Разумеется, речь идет не о простом облаке. В наше время мы так далеко отошли от мировосприятия людей античного и библейского мира, что стали нечувствительны ко многим символам, которые для древних имели значение.
Люди примитивного ума могут посмеиваться над «детской фантазией» рассказа о полете на облаке. Но и люди разумные далеко не всегда понимают, в чем суть религиозной символики.
Облако – общечеловеческий древний символ и наглядный образ Божественного присутствия, а также восхищения и обожения.
Достаточно прочесть рассказ историка Тита Ливия о Ромуле, которого облако восхитило в небо, после чего римляне стали поклоняться ему как богу. Так в языческом мире.
А в Священном Писании? В нем облако – тоже один из важнейших символов. Вспомним Преображение, где облако Божественного присутствия осенило апостолов. Но самое главное – пророчество Даниила о Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных (Дан. 7:13), столь часто вспоминаемое в Новом Завете.
При Вознесении облако уносит Иисуса Христа от взора Его учеников. Там, на небе, Он будет пребывать до Второго пришествия.
Свидетели в белом
Пожалуй, самое важное в евангельском рассказе о Вознесении – речь Ангелов. Замечательно это появление ангелоподобных мужей. Да, к апостолам пришли именно Ангелы, чтò выдают их белые одежды. И это соответствует библейскому праву верного свидетельства.
Как и на гробе Воскресшего Христа, Ангелы задают вопрос, который призван исправить неверное понимание события и неверное поведение. «Что вы ищете живого между мертвыми?» – спросили Ангелы женщин. «Что вы стоите и смотрите на небо?» – спросили они учеников.
Как тогда женщинам, видящим пустой гроб, было сказано, что искать живого с мертвыми лишено смысла, так и теперь говорится, что бессмысленно сидеть и ждать Христа сейчас. Чтò же надо делать?
Ученики не должны лишь смотреть на небо в бездеятельном ожидании или размышлении о Втором пришествии и его сроке. Ученики Христа должны стать свидетелями и очевидцами Воскресшего.
По закону неба
Почему ученики не спрашивают Христа перед Его вознесением: «Зачем Ты от нас уходишь, почему не остаешься здесь, на земле, в этом мире, чтобы все у нас было хорошо?» Потому что за те 40 дней, которые провел Христос с учениками после Своего Воскресения, они смогли многое понять, находясь рядом с Богом. И в доказательство тому ученики прощаются со Христом с «великой радостью», которая у нас может вызывать недоумение.
Нам непонятно: «Почему Христос ушел из этого мира?» Ведь нам обязательно нужно опираться здесь на какую-то силу. Если бы остался Христос здесь, на земле, тогда эта сила, свидетельствующая о себе (и не только о себе!) была бы здесь. И авторитет… Божья сила была бы здесь рядом, в этом царстве владычествовал бы Царь, не было бы зла, все было бы хорошо…
Но Царство Христа – Царство не от мира сего. Христос возносится, уходит из этого мира в плоти, в теле человеческом – в Божий мир, чтобы соединить небесное с земным, земное с небесным, любовь земную соединить с любовью небесной. И чтоб человек смог прийти на небо и жить там новой, непостижимой для земного ума жизнью.
Но Христос уходит на небо и для того, чтоб и здесь, на земле, человек старался жить, помня о небе – не по закону плоти, когда все кончается и умирает, а по закону духа, с верой, что все, что сделано доброго, из любви, никогда не умрет и не кончится.
Тропарь Вознесения, глас 4:
«Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.»
Русский перевод:
«Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учеников обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира»
Тропарь и кондак: исполнение.