Воздух победы

Наверное, не за горами тот день, когда не станет последнего ветерана войны. И не будет больше радости от наступления мая, от памяти о героических предках, которые смогли противостоять злу

Наверное, не за горами тот день, когда от нынешних ветеранов останется сначала несколько сотен, потом десятков, и, наконец, умрет последний. И не будет больше радости от наступления мая, от памяти о героических и вместе с тем самых обычных предках, которые смогли противостоять злу.
Воздух победы
«Я шел, со всех сторон охваченный веяньем весны. И понемногу, прибавляясь с каждым шагом, с каждым движением вперед, поднималась и росла во мне какая-то радостная, непонятная тревога… Она увлекала, она торопила меня, и так сильны были ее порывы, что я остановился, наконец, в изумлении, и вопросительно посмотрел вокруг, как бы желая отыскать внешнюю причину моего восторженного состояния…». Недавно мне на глаза попался этот тургеневский отрывок, и показалось, будто эти переживания – мои. Они описывают то, что каждый раз я ощущаю в начале мая, когда приближает День Победы.
Я вижу будто наяву, как замерзали страшные склетообразные люди в блокадном Ленинграде, как немцы штурмом брали Смоленск, Киев, Перекоп, а потом три года спустя, как горел Рейнский собор, в котором дочь Ярослава Мудрого сочеталась с французским королем. Я слышу, как 3 июля 1942 года по радио советское Информбюро сообщило: «Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдет в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких ее страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновляют советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов».

Почему давние исторические события, официальные сообщения и газетные статьи вдруг становятся так близки мне лично. Потому что это наш дедушка последним покидает Одессу, где у него дом, куда он приехал после тюрьмы в 1937 году, где как раз перед войной бабушка обзавелась креслом-качалкой и красным абажуром. Он покидает Одессу на катере, отправив накануне свою семью в сторону Ташкента, к дальним родственникам. Все следующие недели он будет следить за перемещением врага, за сообщениями о его бомбардировках, понимая, что поезд, на котором едет его семья, вот-вот разбомбят.
Но дальше наступает май, который напоминает, что любого, даже самого страшного врага можно победить. Шестьдесят шесть лет назад эта победа состоялась потому, что каждый из участников, каждый из тех, кто должен был погибнуть или стать рабом, сделал больше, чем мог. Большинство наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек – не были генералами, командующими фронтами, но конечная победа зависела от них. Они все уже умерли, но в начале мая я вдруг отчетливо вспоминаю их рассказы, как кто-то гасил по ночам, после рабочего дня, фугаски, как другие ездили по госпиталям с концертами для раненых, как, попав в окружение, кто-то лежал в болоте и дышал через тростинку, чуть торчащую над водой, как шли медсестрами, несмотря на преклонный возраст, как узнавали, что пройдя всю войну, единственный сын погиб при взятии Берлина. И они жили дальше несмотря ни на что.
5 мая в Австралии в возрасте 110 лет скончался последний из известных участников боевых действий во время Первой мировой войны – Клод Стэнли Шуль (Claude Stanley Choules). Шуль входил в десятку старейших жителей мира и считался также последним из ветеранов, которые воевали в обеих мировых войнах: начал службу в ВМС Великобритании в 1916 году и принял участие в Первой мировой войне. В 1926 году Шуль, наряду с другими опытными матросами ВМС Великобритании, был отправлен в Австралию в качестве инструктора для одного из флотских экипажей. Позже он решил навсегда остаться в этой стране и стал служить в австралийском военно-морском флоте. Именно в составе ВМС Австралии Шуль и воевал во Второй мировой войне.


Последний ветеран Первой мировой войны
Наверное, не за горами тот день, когда от нынешних ветеранов останется сначала несколько сотен, потом десятков, и, наконец, умрет последний. Мы увидим сообщение об этом по телевизору или прочитаем в сети. А может быть, и не увидим, и не прочитаем, может быть это будет в разгар дачного огородного сезона или под Новый год. Это сообщение затеряется в ленте новостей среди таких важных событий, как объявление в международный розыск очередного владельца банка, уклонявшегося от уплаты кесарю кесарева, как рейтинг самых дорогих мировых брендов, как неожиданный выход в плей-офф Словакии или еще кого-то. Когда умрет последний, это будет таким же древним прошлым, как Первая Мировая или война с Наполеоном, дат окончания которых многие из нас не просто не помнят, а никогда не знали. И не будет больше радости от наступления мая, от памяти о героических и вместе с тем самых обычных предках, которые смогли противостоять злу.
Всю жизнь мы, христиане, боремся с врагом, и он, несмотря на конечную свою бессильность, страшен для нас. Но в эти первые майские дни мы переживаем очень важный личный опыт – опыт победы. 9 мая всегда отмечается после Светлого Христова Воскресения. Этот праздник является как бы продолжением Победы над злом, одержанной однажды и навсегда.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?