Вчера в Свято-Димитриевском храме при ГКБ№1 начался организованный Комиссией по церковной социальной деятельности совместно с Концерном «Росэнергоатом» семидневный семинар для организаторов и воспитателей детских приютов при монастырях.
В первый день на занятиях присутствовали представители (в основном – представительницы) действующих и только создающихся приютов и детских домов: Москвы (Свято-Софийский, Свято-Димитриевский, «Павлин»), области (Аносино-Борисоглебского монастыря, «Никита», Ногинский православный детдом, приют при Хотьковом монастыре, школа-интернат прп.Сергия Радонежского) и других регионов – при Свято-Успенском женском монастыре в Дунилово (Ивановская обл.), Феодоровском в Переславле-Залесском и Николо-Сольбинском монастырях (Ярославнская обл.), Николаевском Георгиевском женском монастыре в с. Абабково (Нижегородская обл.), и будущего православного детского дома, строящегося в Воронежской обл.
Первое занятие, «Формирование православного мировоззрения у детей«, провел председатель Комиссии по церковной социальной деятельности, духовник 2-х православных детских домов, прот.Аркадий ШАТОВ.
По словам о.Аркадия, главное – своим примером привить детям любовь. Многие воспитатели, и даже усыновители – в т.ч. и православные – со временем начинают терять эту любовь, воспитание сироты начинает превращаться в рутину, просто работу. Между тем, если у человека есть любовь, готовность жертвовать собой ради ребенка, то недостаточность педагогических навыков не сможет помешать воспитанию, тогда как профессионализм без любви приведет в деле воспитания к полному отторжению ребенка от всех прививаемых ценностей, а в случае с православными приютами и детскими домами – от веры, Церкви и Бога. «Если ребенка воспитывать с любовью – привел о.Аркадий слова известного духовника ХХ века архим.Тавриона (Батозского) – то если он даже и вырастет разбойником, на кресте – покается». Лучшей защитой от оскудение любви для православных работников детских домов и приютов является участие в церковных Таинствах, общение с Источником Любви – Христом. Но без внутреннего усилия над собой, без самоконтроля обойтись невозможно.
Очень важно контролировать себя, принимая решение о наказании ребенка. Отец Аркадий вспомнил рекомендацию прп.Иоанна Лествичника: «В некоторых случаях пастырь должен иногда показывать пасомым видимость гнева, оставаясь при этом внутренне спокойным», но отметил, что на практике последняя часть этого совета очень трудноисполнима: человеку свойственно увлекаться и, показывая видимость гнева, вскоре начать гневаться по-настоящему. Особенно это сказывается на взаимоотношениях с неродными детьми. Докладчик привел свидетельство православного отца: «Когда я наказываю своих детей, то в гневе могу дойти до самого дна; но когда я наказываю приемных детей, то понимаю, что дна у меня нет». Тем более у православного воспитателя нет права физически наказывать неродных детей, бить. Не всегда допустимы и менее радикальные формы принуждения. Отец Аркадий условно разделил добродетели, которым необходимо научить воспитанников, на ветхозаветные и новозаветные. К первым относятся базовые нравственные и социальные принципы – от Декалога до необходимости чистить зубы. К исполнению этих правил ребенка принуждать можно. Но невозможно принуждать ребенка любить Бога, участвовать в церковной жизни, молиться.
Воспитывать детей по монастырскому уставу нельзя – подчеркнул о.Аркадий. Монастырский устав создан для взрослых людей, сознательно принявших на себя особенные ограничения. Нельзя заставлять детей и поститься, даже и в православном детдоме. Например, в Свято-Софийском детском доме в пост «по умолчанию» трапеза без мяса, однако по желанию ребенка ему в любой момент могут выдать мясные продукты. Детям свойственно подражать тому, кого они любят и уважают, поэтому вместо того, чтобы пользоваться этой возможностью, воспитанники приходят к отцу Аркадию с просьбой благословить их поститься по-взрослому – без рыбы, молока и т.д.
«Многие требуют, чтобы дети стояли полную службу – сказал батюшка. – Мне кажется, что ребенка надо уводить из храма тогда, когда он говорит «Можно мы еще чуть-чуть тут побудем?», а не тогда, когда он переминается с ноги на ногу, с тоской ожидая Причастия и вожделенного конца службы».
Чтобы дети не отказывались идти в храм, надо заранее продумать, как сделать этот поход не только душеполезным, но и интересным. Необходимо помнить, что ребенок не может простоять несколько часов неподвижно, редкие мальчики могут не подраться. Хорошо рассказывать детям о происходящем в храме, уметь перевести богослужение на детский – не только вербальный, но и чувственный – язык. Можно дарить детям после службы подарки, водить их на интересную прогулку и т.д. Если удастся грамотно организовать процесс, то для оставшихся дома и не пошедших на службу это станет не отдыхом от утомительного и бессмысленного стояния в церкви, а непричастностью к интересной и полной жизни, включающей и Богослужение и разнообразную увлекательную программу. Все это важно знать и обычным родителям, но особенно важно в детских домах и приютах, куда попадают обычно дети из крайне неблагоприятной, далекой от Церкви среды. Очень важен индивидуальный подход – напомнил о.Аркадий, – и начинать надо с малого. Например, не навязывать детям больших молитвенных правил, но ограничиваться одной или несколькими молитвами, с маленькими детьми их лучше петь – они это любят. Если ребенок отказывается идти в храм, молиться и т.д. – это не повод для репрессий, но, в первую очередь, сигнал, что где-то раньше была допущена ошибка, стимул к тому, чтобы что-то изменить в воспитательном процессе, во взаимоотношениях с конкретным ребенком.
Участие в Таинствах – самое важное в православной жизни. Для воцерковляющихся в приюте детей лучше начинать не сразу с регулярного Причастия, но сперва научить их исповедоваться. Однако, тут также подстерегает опасность перегибов и искажений смысла исповеди. Она является не инструментом воспитания, а Таинством общения с Богом. Ребенку можно указать на необходимость покаяния в каком-то явном грехе, но не следует составлять за него или вместе с ним подробные списки грехов. Не следует даже требовать, чтобы он делал это сам: чрезмерная обращенность на себя может и повредить малоцерковной детской душе. Вообще, для детей начать регулярно исповедоваться лучше позже, чем раньше, уверен о.Аркадий. Нельзя заставлять каяться в том, чего не понимаешь. Все это ведет к формализации процесса исповеди, когда ребенок не кается, лжет, скрывает грехи, рассказывая священнику иной раз один и тот же перечень, чтобы только отметиться перед аналоем.
Хорошо, чтобы все дети и воспитатели исповедовались у одного священника, но надо быть очень осторожным, рассказывая духовнику о каких-либо происшествиях в приюте. Конечно, отметил докладчик, если священник – добрый пастырь, который милостиво и справедливо поговорит с нарушителями тех или иных правил, то жалоба возможна, даже и в рамках исповеди. Но если батюшка – полицейский, виноватых таскает за уши или ставит на поклоны, такую жалобу дети воспримут как предательство, что ни в коем случае не послужит воспитательному процессу. И, разумеется, не следует никому рассказывать узнанное по секрету. Уважать человека надо с младенчества.
Частая проблема в детских домах – воровство. о.Аркадий привел пример из «Поучений» аввы Дорофея: одному монаху, замеченному в воровстве еды, разрешили брать ее во внеурочное время. У воспитанников детских домов очень смазано понятие собственности, его надо воспитывать. Если ребенок что-то крадет, надо поговорить с ним, и, по возможности, позволить ему получить это легальным путем – резюмировал батюшка.
В заключение он отметил, что воспитателям в православном детском доме необходимо быть культурными людьми. Только любовь к высокой культуре может защитить детей от культуры низкой, доминирующей сейчас в окружающем мире. Самым страшным («страшнее Гарри Поттера«) о.Аркадий назвал нарушение целомудрия, животный атеизм и зацикленность на плотских удовольствиях, пропагандируемые с экранов телевидения. «Нас часто упрекают, что мы хотим воспитывать детей в православном гетто, в инкубаторе – сказал отец Аркадий. – Но любая семья в каком-то смысле – инкубатор, нельзя оставлять детей беззащитными на откуп злу окружающего мира. Поэтому в православных детских домах мы должны с одной стороны не замыкаться, готовить детей к жизни вне учреждения, но при этом необходимо создать православную среду, которая позволит воспитать детей верными чадами Церкви».
Второе занятие, «Права ребенка в российском законодательстве«, провел для собравшихся Уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей ГОЛОВАНЬ. Он перечислил основные документы, трактующие понятие прав ребенка и основные шаги, которые необходимо предпринять руководителям и социальным работникам сиротских учреждений по поступлении туда нового воспитанника. Это:
– добиться четкого определения статуса (сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей); наличие у воспитанника статуса позволит ему пользоваться всеми положенными от государства льготами – выплатами пенсии и пособий, предоставлением жилья, гособеспечением на время учебы на дневных отделениях колледжей, вузов и т.д., и прочим.
– добиться, чтобы на все время пребывания воспитанника в учреждении за ним сохранялась жилплощадь, в ней не жили бы посторонние лица, проводился бы необходимый ремонт и, наконец, за это жилье не насчитывалась бы плата за жилищно-коммунальные услуги.
– оформить все необходимые пенсии и выплаты;
– по выходу воспитанника из учреждения воспитатели и соцработники могут проследить, чтобы ему были предоставлены положенные образовательные льготы: бесплатные курсы подготовки к вузу, внеконкурсное зачисление и полное гособеспечение при дневной форме обучения, а также и иные формы льгот – в частности, весь массив вопросов, связанных с обеспечением ребенка жильем.
По каждому пункту докладчик подробно раскрывал правовую базу и механизмы работы.
Характерно, что вторая лекция вызвала гораздо большее оживление у слушателей, нежели чем первая, присутствовавшие излагали Алексею Ивановичу истории конкретных детей – воспитанников своих приютов, со многими участниками он беседовал индивидуально по окончании занятия. Мы также задали Алексею Голованю несколько вопросов:
– Алексей Иванович, в обществе не утихает дискуссия вокруг возможности преподавания Основ православной культуры в школах, и пока эта инициатива не получает законодательной поддержки. Но ведь монастырские приюты по своему статусу четко конфессионально окрашены. Нет ли здесь нарушения законодательства о свободе совести?
– Вопрос непростой, но я нарушения законодательства здесь не вижу. Даже в этих приютах у проживающих детей сохраняется свобода выбора, они всегда имеют возможность сообщить органам опеки, что не хотят жить в монастырских условиях, получать эти знания, и их переведут воспитываться в обычный приют. Так что оснований для беспокойства здесь нет.
– Многие руководители сиротских учреждений, не формально относящиеся к своим обязанностям (и, в том числе, – православные), порицают законодательную норму, запрещающую привлекать воспитанников к производительному труду, ведь из-за этого, в частности, из них нередко вырастают иждивенцы и неумехи. Как вы прокомментируете это мнение?
– Я тоже считаю, что воспитанники сиротских учреждений, неважно – православных, или светских – должны заниматься производительным трудом. Труд является очень сильным инструментом социализации таких детей. Ребенок, живущий в семье, даже сам еще не работая, уже понимает, что появление новой игрушки, например, или даже еды, напрямую связано с тем, что родители каждый день ходят на работу, нет работы – нет игрушек. У воспитанников, живущих в учреждении, часто таких логических цепочек просто не формируется. Я когда-то был в одном детском доме в Соединенных Штатах, и меня поразило, что ставка там делалась не столько даже на образование, сколько на производительный труд. До обеда они занимаются трудом, а после обеда, кто хочет – может получать уже образование. Ребенок, который от них выходит, имеет пять-семь строительных и других рабочих специальностей, и руководство этого детдома говорило мне: «Мы спокойны за своих детей, они не пропадут, ведь они многое умеют делать своими руками». И ребята довольны, я разговаривал и с ними.
В России пока это невозможно. Но сейчас очень много говорят о проблеме сирот, правда, в основном – о путях семейного их устройства, но ведь не всех удастся устроить в семью, многие останутся до совершеннолетия в казенных стенах. Поэтому, говорят и реорганизации этих учреждений, об изменениях в условиях проживания там, и я надеюсь, что эту норму отменят.
– Какое на вас произвела впечатление аудитория и как вообще вы оцениваете перспективы церковного призрения сирот?
– В смысле церковной работы с сиротами давно уже можно говорить не только о перспективах, но и о результатах. Существует много сильных и хороших учреждений, показавших свою состоятельность, и профессионализм, если они и впредь будут развиваться, будут реальным домом для детей – перспективы самые радужные.
Аудитория произвела на меня хорошее впечатление, и по вопросам и по вниманию, мне показалось, что люди были заинтересованы, им были близки поднятые мною проблемы. Я очень рад, что мне удалось через нашу структуру, через аппарат уполномоченного по правам ребенка предложить им помощь в разрешении вопросов, которые у них постоянно возникают, или скоро возникнут.
Третье занятие, завершившее первый день семинара, было посвящено подготовке проектов и написанию заявки на грант Фонда Серафима Саровского (конкурс «Православная инициатива»). Благодаря тому, что объявление об этом было помещено на нашем сайте, число слушателей увеличилось втрое. Занятие провела Лариса Валентиновна ДАЛЬ, заместитель исполнительного директора Благотворительного фонда Серафима Саровского по Приволжскому федеральному окруту. Хотя последний день приема заявокв этом году уже прошел, организаторы объявили, что готовы продлить прием еще на 10 дней, так что у прослушавших лекцию времени есть возможность применить полученные знания до 25 октября. В случае же, если они не успеют этого (что будет неудивительно, т.к. подготовка заявки на конкурс оказалось делом очень непростым, требующим большого количества бухгалтерских и бюрократических усилий), они смогут повторить попытку с 1 августа 2008 года. Напомним, что сумма гранта составляет 250 000 рублей.
Семинар продлится до 21 октября. Мы будем публиковать информацию о наиболее интересных прошедших лекциях и мероприятиях.
Михаил АГАФОНОВ