Православный портал о благотворительности

Воспитательный дом св. Ксении Петербургской

– У вас всегда так было в семье?
– Да, отношения между нами были такие же, только раньше мы были просто мамой и папой, а теперь на нас есть обязанности административные: директора и зам. директора Воспитательного дома, и от того, как мы принимаем того или иного человека зависит и то, как их принимают дети. На нас лежит ответственность за людей, которые здесь трудятся

Каждое лето в нашем Приходском семейном Поселении им. Преп. Серафима Вырицкого три месяца вместе с детьми прихожан живут воспитанники Детского дома-школы №9.
Трудно не заметить, как преображаются их души и лица к концу лета… А что в сентябре? Опять в ту же среду, в ту же беду.
Идея создания при Приходе Воспитательного дома сейчас очевидна.
Воспитательный дом — традиционное для России прошлого века учреждение. Когда мы стали знакомиться с тем, что делается сейчас в этом направлении в Церкви, то обнаружили, что в Петербурге на ул. Бухарестской в 2002 году был открыт Воспитательный дом св. Ксении Петербургской под окормлением свящ. Валерия Швецова, настоятеля Прихода св. Андрея Критского.
Господь благословил нас познакомиться с семьей — Михаилом Лидьевичем и Натальей Геннадьевной Синцовых. Сейчас положено начало перспективному взаимодействию Воспитательного дома с Сетричеством св. мц.Татианы и его отделения «Синий Крест».

… В один из ноябрьских дней мне выпала счастливая возможность стать гостьей и немного потрудиться в Воспитательном доме св. Ксении Петербургской.
На пороге меня радостно встречают две пары живых глаз — это самые маленькие, Тёма и Андрей. Они просто и естественно встречают нового для них человека так, что кажется, мы с ними уже давно хорошо знакомы. Уютные, светлые помещения отремонтированы со вкусом и по-современному. Пахнет пирогами с яблоками и еще чувствуется дух мира и тепла этого дома.
Наталья Геннадьевна знакомит с домом и по моей просьбе рассказывает о нем:

Я бы хотела, чтобы сотрудники Воспитательного дома сами рассказали о том, как они здесь живут и что делают, потому что без них работа была бы не такой яркой и многогранной.

– А как началось создание Воспитательного дома, какие трудности и радости были вначале пути?
– Началось это не просто так. Была подготовлена серьезная база, я семь лет работала в государственном учреждении, сменила много должностей и специальностей в большом Воспитательном доме на Стойкости,36. Там я научилась работать, там научилась понимать этих детей, прошла школу любви и профессионализма, все, что теперь мы воплотили здесь, положив это на основание веры.

Маленькое отступление. Когда на конференции в честь памяти св.Елизаветы мы спросили Наталью Геннадьевну, что побудило ее к такому служению детям, она сказала: «Страх за моих собственных детей. Меня мучили вопросы: «С кем они будут общаться? Как создать вокруг них атмосферу доверия и любви? Как воспитать их к жизни в общине, в Церкви?»

… Кроме того, что я работала как специалист, в нашем доме росли трое приемных детей и этот опыт профессионализма и творческой практики, когда ты непосредственно проживаешь все с детьми в семье, стараясь правильно выровнять все отношения, чтобы они были естественные, такой опыт помог окрепнуть. А когда дети подросли, появилась необходимость им самим развиваться, таким образом и появилась идея учреждения Воспитательного дома. Стали готовиться учредительные документы и Господь Сам все устроил через Михаила. Говорят, что в печке горят разные поленья, одно может быть сухим, другое мокрым, но и оно разгорается. Так и у нас: сначала «загорелась» я, a потом Михаил, и не вторым, а основным. И не зависимо от наших взаимоотношений у нас всегда есть единство, потому что муж — глава дома и через него Господь устрояет все.

– Какие трудности и радости возникают сейчас?
– Воспитательный дом существует 2,5 года. Трудности в создании единообразия в общении с детьми у тех взрослых, которые трудятся здесь. Если будет разный подход у педагогов, будут трудности в общении с детьми, им будет трудно выработать единую линию своего поведения, и они будут лавировать между взрослыми, приспосабливаясь к каждому. Поэтому в деле должно быть единоначалие и кто-то должен быть главой, кому беспрекословно подчиняются все. В нашем доме это — папа. Даже если он в чем-то может быть не прав, или не очень компетентен, это никогда не оспаривается и принимается так, как должно приниматься послушание старшему. И если мы, взрослые, принимаем это от него, то от нас дети точно так же принимают, видя образ нашего отношения к послушанию. Когда этого нет, дети постоянно нами играют. Они очень чувствуют наше состояние и взаимоотношения, поэтому мы всегда должны следить за собой.

– У вас всегда так было в семье?
– Да, отношения между нами были такие же, только раньше мы были просто мамой и папой, а теперь на нас есть обязанности административные: директора и зам. директора Воспитательного дома, и от того, как мы принимаем того или иного человека зависит и то, как их принимают дети. На нас лежит ответственность за людей, которые здесь трудятся.

– А как общаются дети между собой?
– Мы стараемся говорить с детьми на взрослом языке, не сюсюкаемся с ними, и требуем этого от всех взрослых, которые общаются с детьми в воспитательном доме, потому что это самый быстрый путь научить ребенка серьезно относиться к себе, к жизни, быть более ответственным, а в этом самая большая проблема.
Когда у нас спрашивают: «Как наравне с нашими детьми живут другие и получают те же блага?» Мы говорим, что наши дети участвуют в работе, они просто за это не получают зарплату, но нагрузку несут иногда даже больше чем мы, взрослые, потому что они доносят через себя то, чего мы не можем донести.

– Т.е. в детском коллективе должна быть своя здоровая среда?
– Да, обязательно должна быть группа детей здоровых, крепких, которые прошли уже какую-то школу воспитания, уже установились в добре и могут передавать эти законы жизни другим детям. И соотношение новых детей должно быть рационально. Сначала, когда началась жизнь в Воспитательном доме, у нас было больше новых детей. Это было трудно и неверно по отношению к нашим детям, они испытывали сильный психологический дискомфорт, на что обратили наше внимание психологи, помогающие нам. Только сейчас ситуация исправляется и душевные силы стали у них восстанавливаться.

– Как же тогда рассматривать положение детей в Детском доме?
– В Детском доме, где нет здоровой образовательной реабилитационной детской среды, спастись или выйти здоровыми могут только те, кто целенаправленно ставит перед собой задачу: «Я не вернусь в тот мир, из которого вышел». И силой этого внутреннего протеста они только и могут выжить в той среде.

– Наталья Геннадьевна, Вы счастливы?
– Я счастлива от того, что нашла путь своего служения. Я не представляю себе другого пути. Несмотря на множество трудностей, усталость, которую не всегда удается преодолеть, все равно я очень внутренне спокойна и чувствую себя «на своем месте». И дети приносят много утешений, Господь утешает через них. Когда они растут, стремятся к познанию себя и участию в тех, кто рядом с ними, это приносит радость.

– Какое у Вас сейчас есть самое большое желание?
– Я так даже для себя уже ничего и не желаю, потому что Господь Сам дает то, что необходимо, чего я порой не могу выразить словами. А вообще, хочу мира душевного, потому что только имея мир внутри можно что-то делать и нести этот мир другим.

Свои занятия с младшими ребятами закончила Елена Васильевна Колпина, и мы беседуем с ней о Воспитательном доме и о том, как она здесь трудится.
– Опыт воспитательной работы у меня меньше года, можно сказать, что его почти нет. Бог привел меня сюда, в этот дом, где много детей и я этому очень рада. Трудностей, конечно, очень много. Насколько семья больше, настолько много радости, но и больше трудностей. Мне хочется передать детям свою любовь и заботу, и для меня было открытием, что должны быть запреты, дети четко должны знать, что можно делать, а что – нельзя. Они отзывчивы на любовь, но начинают тебя испольэовать, когда ты не даешь им правила.
Дети занимаются с удовольствием, но к каждому нужен индивидуальный подход, вместе они пока заниматься не могут. Сейчас Андрея, например, надо подготовит к школе: научить писать, читать, логически мыслить и т.п., всему, что дает ребенку с детства семья. У нас здесь много различных учебных пособий и можно получить консультацию специалистов.

– Что Вам дает труд в Воспитательном доме?
– Мне Бог дает терпение, душой я прикрепилась к этим детям и не мыслю уже себя без них. Я ищу трезвый подход к детям, чтобы не навредить им. Свой опыт нам передает Наталья Геннадьевна, он у нее колоссальный и я даже не всегда могу ее услышать.

Во время нашего разговора пришел Михаил Лидьевич со множеством пакетов и свертков, в котором были продукты на всю большую семью и покупки для детей.

-Папа Миша пришел (так называют в доме Михаила Лидьевича). Вот у него тоже огромный педагогический опыт. А отношения между Натальей и Михаилом для нас настоящий личный пример самоотверженной жизни и любви.

Галина Васильевна — специалист по социальной работе:
– Я проработала семь лет в приходе «Неупиваемая чаша», настоятелем которого является прот. Иоанн Миронов, но так было Богу угодно, что через моего сына, врача, я узнала о скором открытии частного Воспитательного дома. Получила приглашение от Натальи Геннадьевны и стала eгo сотрудником. В Воспитательном доме я занимаюсь социальной работой: ведением документации, получением всех сведений о ребенке, определением социального статуса ребенка (дети брошенные и они не имеют даже своего социального статуса, когда приходят в Воспитательный дом), занимаюсь я и работой по дому. Работы много, работа обширная, много трудностей, которые приходится решать с администрацией.
В наше трудное время Воспитательный дом является для меня маленьким островком, где дети и взрослые находят тепло и уют. Очень хочется отметить, что семья Натальи и Михаила Синцовых очень дружная, живут они в любви и согласии, и эта искренняя любовь передается всем — и детям, и сотрудникам. На всех хватает внимания и заботы и я, конечно, искренне благодарна за то, что здесь я получила семью.

Освободился Михаил Лидьевич, и у меня появилась, наконец, возможность познакомиться с главой дома, директором и отцом столь многочисленного семейства.

– Михаил Лидьевич, трудно ли быть главой такой большой семьи, в которой кроме Вас только сестры и дети?
– Я даже не знаю чего больше трудностей или радостей, всего, наверное, пополам. Радость от того, что эта жизнь объединяет людей, и приходят люди очень интересные, которых просто так, наверное, и не встретишь. Здесь они раскрываются, как камешки в реке притираются – как дети, так и взрослые. От взрослого, когда он сталкивается с детьми непосредственно в постоянном проживании, требуется быть таким, кого любят и уважают дети, к кому готовы придти.
В отношении того, что у меня много сестер… Так повелось, что мужчины общаются больше в мужском обществе, а женщины — в женском. Это разделение существует, а здесь получилось по-другому. Я никак не ожидал, что придётся учиться общаться с сёстрами – смотреть, понимать, уважать, любить, ценить их. Я всегда думал что это могу, умею, но оказалось это для меня очень сложно. Жизнь мне показала, что женщины терпеливее и умнее, и где-то они меня терпят, они меня размягчают до такого состояния, что можно просто ходить, тихонечко говорить и все тебя понимают и слышат. Это большая заслуга сестер, не моя, они в какой-то степени меня воспитали, научили любить и уважать женщину. Все существующие сложности покрываются радостью, радостью от того, что есть желание взрослых так жить и трудиться.
Во-вторых — дети. С ними проблемы, даже самые серьезные, покрываются их трепетной любовью, потому что они принимают нас как родителей. Взрослые являются помощниками и их детям тоже надо вместить в свое сердце. Это с их стороны неоценимая победа над собой, когда они делают этот шаг, ведь мы, взрослые не всегда можем это сделать. Дети учатся встречать всех с открытым сердцем, и не мы все это делаем для них, это Господь подает им руку помощи. Мы обсуждали это с детьми и они теперь воспринимают эту помощь через людей как помощь именно Бога им через наши руки, через руки взрослых, поэтому и встречают каждого именно так. Открывает тогда им Господь любовь и терпение.

– Что должно быть самое главное у человека, если он решил заняться делом воспитания, избрал для себя путь такого служения?
– Самое главное — это любить Бога, слушать Его, смиряться, потому что если Господь призвал и дал такой крест, то здесь остается только смирение и любовь к Нему и послушание Ему, потому что без этого никакие педагогические способности не помогут в общении с детьми. Можно заставить их себя уважать, чему-то научить, но научить любить и воспитать их в будущее без Бога невозможно. А видя наше смирение и веру, и дети начинают так жить. В конце концов, это делается не для себя, и даже не для детей, а — Богу, чтобы мы могли привести их к Нему, чтобы они с благодарностью могли любить и служить Ему.



– Что бы Вы хотели пожелать всем детям перед Рождеством Христовым?
– Перед Рождеством хотелось бы пожелать всем детям, чтобы сбылись их мечты. Пусть у детей будет меньше печальных минут. Тем детям, у которых нет родителей, хочу пожелать, чтобы они обрели их, чтобы как можно меньше было детских слез и детского горя, чтобы у детей было больше улыбок, больше добрых, ясных лиц, потому что если они будут добрыми и радостными, то и наша жизнь будет освещаться… Я бы хотел, чтобы как можно меньше дети плакали, не только в прямом, но и в переносном смысле… А домашним детям хочу пожелать научиться любить и уважать своих родителей.

На глазах Михаила Лидьевича стали заметны слезы, а мое сердце прониклось любовью и состраданием, которыми живо это большое отцовское сердце…

Беседовала Т.В. Филиппова, газета «Глаголь добро» №9 (СПб, ЦПШ им. святителя Иннокентия, митрополита Московского)

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version