Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Воспитание пением

Все православные родители и педагоги сталкиваются с теми или иными сложностями при воцерковлении детей. В Екатеринбурге нашли верные способы помочь ребенку остаться в храме, невзирая на долготу служб и даже нецерковность родителей, а невоцерковленной молодежи привить вкус к традиционной культуре и к Православию

Все православные родители и педагоги сталкиваются с теми или иными сложностями при воцерковлении детей. К естественным для детской психологии особенностям – непоседливости, быстрой смене внимания, быстрой утомляемости и неспособности в полной мере воспринять большие объемы абстрактной информации, прибавляется и влияние среды – от сверстников во дворе, увлекающихся безвкусными мультфильмами и агрессивными играми, до безнравственной наружной рекламы и дичайшего «музыкального» фона, постоянно звучащего на улицах, в учреждениях и даже в транспорте. Как в такой среде не потерять ребенка – и в прямом, и в переносном смысле слова, да еще привить ему внимание к своей душе, любовь к Литургии, хороший вкус? Конечно, значение влияния семьи – огромно, но без помощи специалистов справится не каждая семья. А в Екатеринбурге нашли верный способ помочь ребенку остаться в храме и в том случае, если семья – нецерковная и даже негативно настроенная к Церкви.

Дважды в месяц на ранних литургиях в екатеринбургском Храме на Крови поют юные хористы из детской церковно-певческой школы «Октоих» Патриаршего подворья Екатеринбургской епархии. Этим хором руководят регент Ксения ШЕЛУДЯКОВА и главный дирижер Полина КАЛАШНИКОВА. Нам удалось побеседовать с Ксенией Евгеньевной об опыте ее школы по привлечению детей и подростков (в «Октоихе» учатся дети от 4 до 18 лет) к полноценной богослужебной жизни.

— Нашей школе недавно исполнилось семь лет. Первыми нашими службами стали патриаршие богослужения осенью 2000-го года, когда Святейший патриарх Алексий II посещал нашу епархию. Тогда в Екатеринбурге еще не было детских хоров при церковно-приходских школах. Для того чтобы порадовать Святейшего пением детей на клиросе, собрали сводный детский хор, а мне поручили разучить с ними несколько песнопений. И когда Святейший спросил владыку Викентия, постоянно ли действует наш коллектив, Владыка ответил утвердительно. С этого благословения и началась жизнь хора церковно-певческой школы «Октоих».


Святейший Патриарх, Архиепископ Викентий и детский хор «Октоиха», 2005 г.


С самого начала определилась наша главная цель – подготовка детей к участию в церковных Богослужениях. Сейчас в хоре школы несколько групп воспитанников, всего более девяноста детей, многие из них уже поют на клиросах разных храмов города.

— А когда вы спели первую детскую литургию?
— В декабре 2003 года, на празднование памяти великомученицы Екатерины, небесной покровительницы нашего города и епархии в целом. Это была Архиерейская литургия с участием воспитанников церковно-приходских школ. До этого на дни памяти святой Екатерины наш хор ежегодно участвовал в епархиальных концертах, но все время мы мечтали о богослужении, на котором дети пели бы на клиросе всю службу от начала до конца, помогали в алтаре священнослужителям и молились в храме. Через такое молитвенное общение мы надеялись призвать детей подражать святой, ведь великомученица Екатерина — мудрая чистая дева, стяжавшая духовное познание.

С тех пор прошло четыре года. На приходах появился опыт певческой работы с детьми, при них созданы детские церковные хоры. Детские архиерейские литургии совершаются трижды в год: на святках, на Светлой седмице и на день празднования святой великомученицы Екатерины. Наши дети поют на клиросе, мальчики прислуживают в алтаре архиепископу Викентию. На таких литургиях молится до тысячи воспитанников церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии. Некоторые группы детей проделывают ради этого многочасовой путь на автобусах, когда выезжать приходится очень ранним утром. После ночи или утра, проведенных в автобусе, детей ожидает более трех часов Богослужения. Только причастие (одновременно из нескольких чаш) порой длится полтора часа. По окончании трапезы бывает концерт хоровых коллективов.
В этом году, как и в прошлом, к архиерейской детской литургии, которая состоится в первые выходные дни после 7 декабря, приурочен финал фестиваля-конкурса детских хоровых коллективов епархии. Лучшие хоры — лауреаты будут принимать участие в службе, а затем в праздничном концерте.

Архиерейские детские литургии – для детей, несомненно, особый праздник. Тем более для тех, кто поет или прислуживает в алтаре. Ведь им очень важно понять на деле, как можно приложить полученные знания и умения.

Непосредственное участие в богослужении разжигает душу к дальнейшей молитве, научает терпению и молитвенному вниманию. Через участие в богослужениях в качестве певчих дети незаметно и прочно усваивают сложнейшие догматы и нравственные поучения. Это приводит к покаянию и вводит в церковные таинства. Поэтому очень важно уделять церковному пению в церковно-приходских школах больше значения, не ограничиваясь 10-15 минутными занятиями и выучиванием тропарей к праздникам.

— Не слишком ли тяжело детям перенести несколько часов богослужения, а потом еще и выслушать концерт?
— Казалось бы, да, это большой труд. Но дети по-преимуществу не замечают усталости, настолько сильно в них бывает изначальное желание побывать на архиерейской детской литургии, и настолько сильным бывает духовный подъем. Они спрашивают: «Когда же в следующий раз?»

— В целом насколько благотворно действует на детей церковная хоровая педагогика?
— Если мы воспитываем детей в духе православной веры, в духе послушания святой Церкви, достигается многое.
Дети в первую очередь учатся любить богослужение. Например, на днях, в двунадесятый праздник, мы пели на ранней литургии в Храме на Крови. Надо было очень рано проснуться, чтобы добраться до центра города. После литургии идти в школу. И наших детей не надо было заставлять, для них уже нет праздника без службы.

Второе важное качество, которое воспитывается, – это любовь друг к другу. У нас занимается по несколько детей из одной семьи: по два, по три человека. В основном, это дети из воцерковленных семей, где всех связывает христианская любовь. Так что остальные дети могут видеть проявления трогательной заботы братьев и сестер, и подражать им.

Вообще хоровая педагогика благотворна во многом. Формируются воля, выдержка, смирение и внимание. Беседы о песнописцах и песнопениях, рассказы об истории осмогласия и знаменного пения, разбор церковного Богослужения развивают интеллект детей. Церковное пение воспитывает художественный вкус, помогает видеть и переживать различие между высокими образцами духовной музыки и низкопробной массовой культурой. Наконец, на уроках церковного пения дети могут ощутить себя частью слаженного коллектива, проявить себя в действии, выразить свои мысли, ощущения, молитвенный опыт. А это последнее очень важно для современного ребенка, ведь ему подчас не хватает внимания, и он остро переживает свое одиночество.

В нашей певческой школе к детям предъявляется целый ряд требований, которые им необходимо выполнять. Это полное послушание дирижеру-руководителю. Слаженное и стройное звучание, без резких звуков. Благоговейное положение тела. Очень важны предельно собранное внимание, осознанное исполнение каждой фразы, стремление певческим деланием принести людям утешение и поддержку.

Важно заметить, что среди наших воспитанников достаточно большое количество детей стараются не слушать современную музыку, не смотреть телевизор, они не посещают концерты «звезд». В этом их осознанный выбор. К такому решению часто приходят и дети из маловоцерковленных семей. Хочется думать, что этому способствуют и беседы с нашими педагогами. Мы много беседуем с ними о проблемах нравственного выбора, о проблемах взросления, о том, как нужно решать сложные домашние или школьные ситуации. И мы стараемся, чтобы отношения с детьми были максимально доверительными. Поэтому дети время от времени звонят нам и просят совета.

— Вы упомянули о детях из маловоцерковленных семей. А есть ли у вас дети из вовсе неверующих семей?
— Да, немало и таких, у кого мама или папа холодно, а подчас враждебно относятся к вере и к занятиям в церковном хоре. Приходится объяснять ребенку, что мы должны обязательно слушаться маму и папу, что надо поговорить с ними, понять, какие у них условия для посещения занятий в нашей школе и храма. Может быть, это отличная или хорошая учеба в общеобразовательной школе, какие-то обязанности по дому. Приходится объяснять: если родители увидят, что посещение храма действует на тебя хорошо, ты стал лучше, добрее, сознательнее, стал больше помогать родителям, слышать их и понимать их требования, появится надежда, что они начнут тебя отпускать на занятия чаще.

— Чем вы руководствуетесь в выборе репертуара?
— Что касается непосредственно церковного пения, то в основном выбираем песнопения Обихода. Дело в том, что многие наши воспитанники не только изъявляют желание быть певчими, но уже поют на клиросе — и те, кому 10 лет, и те, кому 17. Поют в разных храмах, где в основном звучат обиходные напевы и пение на глас.

Разучиваем мы и народные песни, причем не только такие общеизвестные, как «Во кузнице» или «Не одна во поле дороженька», но еще и уральский фольклор. Начинаем учить народные песни с самыми маленькими, с детками 4-5 лет. И не только поем, но и играем с ними в народные игры.
Также мы разучиваем хорошие детские песни, без которых, мне кажется, детям невозможно выработать необходимые вокальные навыки. С песнями Александры Пахмутовой и Николая Добронравова мы выступали в прошлом году в киноконцертном театре «Космос» на их творческом вечере.


Концерт «Октоиха» в День победы, 2005 г.


Четвертое направление репертуара – классическая музыка. Мы разучили вокальный цикл «Детская» Мусоргского и отрывки из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. В исполнении детей «Детская» слушалась очень трогательно, потому что она написана композитором от их лица, в музыке переданы реальные жизненные ситуации и звучат чистые детские голоса.
«Снегурочку» мы будем исполнять либо перед Великим постом, либо в начале поста, ведь в ней идет речь о весне.

— Одно из важных направлений в вашей работе с детьми – паломничества. Как их построить так, чтобы дети получили максимум пользы?
— Главное — не требовать от детей того, на что они не способны. Ребенок должен стремиться поехать, а нам важно видеть, насколько он к поездке готов.

Например, последним нашим паломничеством стало посещение соседней Челябинской епархии. Мы ехали в Миасс, где сутки находилась честная Глава Иоанна Златоустого. Выпадал редчайший случай приложиться к этой великой святыне, предстояло спеть ночную литургию. Выезжали вечером, путь в один конец занял шесть часов. Естественно, в эту поездку мы взяли далеко не всех – поехало лишь 30 детей из 90. Дома остались те, кто в силу возраста или слабого здоровья не смог бы выдержать ночного богослужения, и те, у кого возникли иные препятствия.
Важно было заранее настроить детей, подготовить их. Мы говорили о житии святого Иоанна Златоуста, вспоминали опыт паломничества, беседовали о преодолении трудностей поездок.
Почти все дети хотели причаститься, значит, нужно было серьезно подготовиться. Уже в автобусе читали Последование ко Святому Причащению, акафист святителю Иоанну. Важно было держать молитвенное внимание детей, насколько это возможно – поэтому мы показывали фильм о старцах Псково-Печерского монастыря, один из которых, отец Иоанн Крестьянкин, при жизни не раз молился о нашем хоре. Конечно, мы рассказали и о посещении старца. Вообще важно было время от времени собирать их внимание, причем не длинными беседами, а краткими замечаниями: например, попросить заглянуть на минутку в себя, помолчать и подумать, зачем мы едем к Главе святителя Иоанна.
В поездку смог поехать старший священник Храма на Крови отец Максим Миняйло. Присутствие батюшки, которого дети очень любят, как духовника школы, усилило значимость поездки, добавило душевной собранности. Дети смогли прямо в автобусе исповедаться, настроиться на принятие Таинств.


Паломнические поездки, в которых дети могут участвовать в богослужениях в качестве певчих, дают им ничем не заменимый духовный опыт, то, чего не сможет объяснить словами ни один педагог. Два лета подряд мы ездили на открытие Царских дней в Москву и Санкт-Петербург. День для всех начинался в 5 утра, а заканчивался в полночь. И так – несколько дней подряд: ежедневные богослужения, концерты, плюс к этому переезды, на каждом святом месте – молебны с акафистом. В этом году мы побывали в Царские Дни в Тихвинском монастыре под Петербургом, у Александра Свирского, во многих других святых местах – словом, жили очень насыщенной духовной жизнью.

После того, как наши дети в прошлом году участвовали в Патриаршей службе в Успенском соборе Московского Кремля, многое им уже не нужно объяснять. Они пережили удивительный духовный подъем, участвуя в службе в потрясающем, намоленном веками храме: они испытали чувство, будто не они сами, а храм поет, и те святые, которые изображены на фресках и иконах, тоже участвуют в богослужении.

— Что в ваших ближайших планах?
— В будущем году Россия будет отмечать 90-летие подвига святого Государя Николая II и его Семьи. Мы уже готовимся к торжественному богослужению 19 мая, в день рождения Государя, и к самим Царским дням: впереди подготовка отдельной концертной программы и, возможно, поездки в Москву и Петербург для участия в открытии выставок. Собран материал для фильма о нашем хоре и для компакт-диска с песнопениями Божественной Литургии.

Но дети растут и появляются новые искушения. Ложно понятая свобода, еще более жесткий, чем в отрочестве, диктат моды, возрастающее влияние нецерковных сверстников… Одна из серьезнейших проблем современной церковной жизни – уход из Церкви молодежи; а уходит она – во все тяжкие: в грохот дискотек и игровых залов, в подворотни, в «свободную любовь». И с этих кривых путей, как выяснилось, ребят и девчонок можно вернуть «в разум истинный», да еще и тех самых нецерковных сверстников – вместе с ними. И помощником тут оказывается такой, совершенно, казалось бы, немолодежный инструмент, как фольклор. О том, как кадрили можно сделать реальной альтернативой дискотеке, а поцелуйные игры – ступенькой к созданию традиционной семьи, мы узнали в Екатеринбургском культурно-народном центре «Перезвон».

В одном углу висит старинная колыбель, под ней приютился деревянный конь-качалка. В другом углу – крестьянский ткацкий станок. На полках выстроились рядками утюжки, самовары, печные горшочки, напротив всей этой диковины – русская вышивка, тряпичные куклы за стеклом шкафа. А неподалеку от красного угла с лампадкой, старинными иконами, искусно вырезанными шкафчиками и столиком с самоваром – девушки в сарафанах и с лентами в косах, парни в вышитых косоворотках, часа четыре подряд оттанцевав кадрили и отводив хороводы, поют под гитару Кинчева.


Валентина и Александр ПАРКУЛАБ


Когда мы были в гостях в центре «Перезвон», его руководители – Валентина и Александр ПАРКУЛАБ – рассказали об одной своей встрече с иностранцами: на православной выставке они познакомились с предпринимателями из Франции, Людмилой Романовой и ее мужем-французом Габриэлем, и пригласили их в гости на чай.

Еще на выставке французов, отлично знакомых с русской культурой, потрясли искусно вышитые косоворотки, сделанные в «Перезвоне» не просто «под старину», как сейчас модно, а точь-в-точь по древним канонам. До сих пор подобные рубахи им встречались на выставках-ярмарках в единичных экземплярах, в основном старинные, из сундуков. Но то, что они увидели в самом Центре, в буквальном смысле слова заставило их плакать.
Когда гости и хозяева пели русские народные песни и пили чай, в комнату заглядывала молодежь – здороваться. Все переодевались в сарафаны и рубахи, девчата заплетали косы, отправлялись в зал.

Через распахнутую дверь французы видели, что молодежь бойко пляшет кадрили. В разгаре была вечорка. Раскрасневшиеся и запыхавшиеся от пляски юноши и девушки то и дело забегали попить. Гости удивились трижды: тому, что молодежи интересны старинные танцы и игры, что все в зале абсолютно трезвые, и что многие сегодня пришли танцевать на вечорку впервые. Когда Людмила и Габриэль отправились в зал сделать пару фотокадров – не устояли и проплясали до конца.




— Изначально мы начали проводить вечорки для той молодежи, что поет и танцует в нашем фольклорном ансамбле, занимается в кружках. В том числе и для своих детей. Юношеский возраст и прекрасный и опасный: хочется дружить, много общаться, знакомиться, танцевать, но при этом ведь важно, где и с кем. Хотелось оградить детей от современных дискотек с их разнузданностью и развратом. Зачем им лишние и неполезные испытания? — рассказывает Валентина Паркулаб. — А вот что оказалось интересно: наши дети с ранних лет на фольклоре воспитывались, и потому восприняли вечорки как нечто естественное. Но ведь они стали приводить друзей, знакомых, однокурсников, которые зачастую о фольклоре только слышали. И никто еще из тех, кто пришел просто посмотреть, что же тут делается, не сказал, что ему не нравится. Пока смотрят, особенно девчата, наши ребята их — за руки и в круг. Загораются все сразу. У нас бывает по пятьдесят и больше танцующих, и тогда зал еле всех вмещает. Как правило, молодежь невозможно домой выгнать. А от новеньких мы то и дело слышим, что им теперь стало неинтересно на дискотеках, они там мучаются. Правда: что за радость скакать в сигаретном cмоге и грохоте? Ни поговорить толком невозможно с симпатичным тебе человеком, ни показать себя. А у нас – пожалуйста, весь вечер.


Вот уж действительно, что бросается на вечорке в глаза: улыбки, жесты симпатии, задористый смех. Радость дружбы плещется через край. Валентина Николаевна признается, что одна из главных задач вечорки — научить молодежь дружить и ценить дружбу, это твердое основание любых здоровых человеческих отношений, в том числе и супружеских. Надо заметить, что за два с небольшим года вечорки «Перезвона» стали местом первых свиданий для нескольких сложившихся за это время супружеских пар, и в шести из них уже успели родиться малыши. Все это – благодаря русскому народному танцу, по преимуществу парному. Он помогает и удаль проявить, и симпатию показать, и ответить на нее: выбрать кого-то из круга, поклониться, взять за руку, поцеловать в щечку во время хороводной игры. Помогает признаться в своих чувствах даже самым робким, а ухаживать — самым целомудренным образом. И может быть недаром в «Перезвон» на вечорки приезжают даже из Первоуральска и других близлежащих к Екатеринбургу городов.


— У нас существуют правила, которым на вечорках обязательно нужно следовать, — продолжает Валентина Паркулаб. — У девушек длинные волосы обязательно должны быть заплетены, в косах – ленты. Они должны быть в своих сарафанах и русской девичьей рубахе, или же надеть что-то из тех, что есть в Центре. В этом никого заставлять не приходится: девчонки так загораются, что шьют себе костюмы для вечорок, самые простые, а мы помогаем. Парни, конечно, тоже должны одеться соответственно: в косоворотку и штаны.

Другое правило: девчонкам на вечорке командовать нельзя, это исключительное право парней. Их мы воспитываем в первую очередь, учим брать на себя ответственность, ведь это одно из главных качеств мужчины. Поэтому парни должны сами научиться вести танец, научиться быть главой в этом деле. Ведь парень – будущий муж, будущий глава семьи. Он должен научиться вести жену, семью по жизни. Когда девушка приходит на вечорку, она не должна бояться, что ничего не умеет – пошла танцевать, и только крутись. Хорошая проверка для жизни: не подведи того, с кем танцуешь.


В конце минувшего учебного года зал «Перезвона» стал едва вмещать всех желающих потанцевать. Два с половиной квадратных метра на одного студента – для кадрили и хороводных игр очень мало. Поэтому сейчас в Центре хотят расширяться. Во-первых, готовятся к выездным вечоркам: парни-инструктора и их старшие наставники будут приезжать со всем необходимым в школы Екатеринбурга и пригорода, в вузы и техникумы. Во-вторых, разрабатывают под грант проект общегородской вечорки, который обещали поддержать и помочь с его воплощением в администрации Екатеринбурга. Плясать там будут не под балалайку и гармошку, как это бывает на вечорках в самом Центре. Русскую народную музыку обработают под современное звучание.


— В таком масштабе вечорку важно правильно преподнести, — говорит Валентина Николаевна. — Электронное звучание – это приемлемо. В конце концов, то, что поет Пелагея, многим нравится, фольклорная песня «Заинька» в электронной обработке – современный хит. Саму общегородскую вечорку мы назовем «Фолькданс», название должно привлекать современную молодежь, а не отталкивать. Я просто уверена, что она станет модной альтернативой современным дискотекам. Наша молодежь по-преимуществу хорошая, ей просто негде общаться. На городской вечорке девчатам и парням будет комфортно, они станут приходить, в том числе, и для создания семьи. А поездки с вечорками по школам и вузам – это, в первую очередь, их пропаганда. Надо познакомить молодежь с вечоркой, показать, как она хороша, чтобы они захотели прийти.


Есть у нас и другие задумки, которые мы уже пытались воплотить. Во-первых, «Арт-гараж». Звучит увлекательно, но непонятно. А предполагает автобусные поездки с нашей культурной программой, с песнями, с плясками, с народными играми, с вечорками по всей Свердловской области, по деревням, допустим, в рамках проекта «Возрождение культуры на селе». На этом же автобусе мы можем отправиться со своими концертами, со спектаклями в детские сады, в летние загородные лагеря. Но автобуса пока нет.

С такой программой мы ездим несколько лет в нашу глубинку, в город Тавду. Вы бы только знали, как это востребовано! Там даже мэр и местные депутаты, предприниматели на вечорке плясали. Совершенно серьезно просили остаться у них работать. В конце концов, при поддержке местной администрации в Тавде появился Культурно-духовный Центр.

Еще один проект, который, к сожалению, прервался из-за нехватки денег — рок-фолк-фестиваль для молодежи. В прошлом году мы проводили его целый год на базе нашего Центра, и достаточно успешно. К нам приезжали местные барды, рок-музыканты, та же «Настя», модный фолк-ансамбль «Изумруд». Они пели русские народные песни, практически необработанные.

Я совершенно уверена: то, чем мы занимаемся, крайне нужно молодежи, и не только студентам и старшеклассникам, но и младшим школьникам, и совсем малышам. Пример — одно из наших школьных выступлений. В екатеринбургской школе №151 решили провести урок по русскому языку сразу для шести третьих классов. Тема – Родина. Дети, молодцы, все подготовились, выступали, пели песни про Россию, про Урал. Но внимание их рассеивалось, они шумели, разговаривали во время своих выступлений. В конце концерта, чтобы показать, что есть еще уральские народные песни, выпустили на сцену нас. Только мы запели, только начали рассказывать, вы не представляете, какая наступила тишина. Я смотрела на этих малышей и думала: «Господи, вот им это нужно, а мы им дать не можем». Когда мы предложили мальчишкам поиграть в «швыряло», вышел регламент – пора на следующий урок. Дети нас обступили и умоляли: «Мы хотим с вами! Мы хотим у вас петь, мы хотим танцевать, играть».
Представляете, что бы было, если бы нас поддержали власти!

Центр «Перезвон» не имеет в названии прилагательного «Православный», но Церкви он не чужой. И его основатели и основной состав участников – верующие люди, и вся жизнь Центра устраивается согласно годовому Богослужебному кругу. Благодаря этому и новички входят в смысловое поле Церкви, потихоньку приобщаются к Православию.
Людмила и Габриэль пригласили сотрудников Центра во Францию — с концертом, с выставкой, с вечоркой. Важно, чтобы такое уважительное отношение к русской народной культуре было сегодня и в самой России, в первую очередь, на уровне правительства. К сожалению, таким организациям культуры как Центр «Перезвон» существовать сегодня непросто: печально известный Федеральный закон №122 внес поправки в «Основы законодательства о культуре». На бюджетные средства рассчитывать организациям культуры не приходится, они вынуждены зарабатывать своим трудом, обивать пороги спонсоров и писать представления на гранты.

Лада ПАНИШЕВА
Фото Тимура ШАГИЗЬЯНОВА и из архива церковно-певческой школы «Октоих»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?