Если Христос не воскрес, то напрасна наша вера, – сказал однажды апостол. Но Христос Воскрес. И теперь к общему для всех людей естеству в Воскресении привито бессмертие Христа Воскресшего. А это значит, что то, что было с Господом Иисусом в Его смерти и Его воскресении, стало возможным и сбудется со всеми людьми, носящими то же естество.
Смерть – состояние временное
Также, как и Христу, нам придется умереть. Но это состояние с момента Пасхи, теперь и навсегда, для всех людей – временное! Христос как человек тоже пробыл во гробе. Но смерть, как следствие греха, власти над безгрешным Христом не имеет. Она, как и дьявол, «не имеет в Нем ничего» своего. Так же, как она не имела власти над Адамом в Раю, пока тот питался с Древа жизни и не согрешил.
Но в отличие от Адама, Христос, или как Его иногда называют святые отцы, – новый Адам, не только Человек, но и Бог. И потому, встретившись со смертью, он побеждает ее. Как побеждает? Святые отцы говорят, что это «страшное и преславное таинство».
«Христос приносит в жертву Свое «собственное» человеческое естество, от зачатия воспринятое Им в нераздельное единство Его Ипостаси Богочеловека». Страдал на Кресте за нас не человек, а воплотившийся Бог. Можно сказать: умирает Бог, но – по человечеству, – размышляет отец Георгий Флоровский, – и хотя понять все это в полноте невозможно, но можно следить за логикой мысли этого богослова.
– Крестная жертва Христа – это некое очищение человеческого состава, человеческой природы, проходящей путь восстановления в Ипостаси Богочеловека. Это – некое омовение человеческого естества в изливаемой жертвенной крови. И очищение всей человеческой природы – очищение всего человечества в его начатке, всего человечества в его новом и таинственном родоначальнике, во «втором Адаме.»
Господь умер на Кресте. Это – действительная смерть. И, однако, не во всем она подобна нашей. Именно потому, что это смерть Господа, смерть Богочеловека, смерть внутри нераздельной Ипостаси воплощенного Слова. Прежде всего, это смерть вольная – в человеческой природе Спасителя, свободной от первородного греха, соблюдаемой присутствием Божества и собственным подвигом и свободой, не было необходимости смерти.
Смерть приемлется изволением искупляющей любви… И главное – это смерть во Ипостаси Слова, смерть «воипостасного» человечества. Смерть вообще есть разлучение, и в смерти Спасителя разлучаются Его пречистая душа и тело.
Но не разделяется единая Ипостась Богочеловека, не расторгается и не нарушается ипостасное единство. Иначе сказать, разлучающаяся в смерти душа и тело остаются соединенными через Божество Слова, от Которого они равно не отчуждаются. Это не изменяет онтологического характера смерти, но изменяет ее смысл. Это смерть нетленная – и потому в ней побеждается тление и смерть, в ней начинается воскресение… Самая смерть Богочеловека оказывается воскресением естества человеческого. И Крест оказывается животворящим, оказывается новым Древом Жизни.
Во смерти Господа открылось, что пречистое тело Его не подвластно тлению, что оно свободно от той мертвенности, в которую облеклась первозданная человеческая природа через преслушание и грех. В первом Адаме возможность смерти через преступление заповеди раскрылась в действительность смерти. В последнем Адаме возможность бессмертия через чистоту и послушание осуществилась в действительность нетления, в невозможность умирания.
Воскресение Христово было победою не над Его смертью только, но над смертью вообще – «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало». В Воскресении Христовом совоскресает все человечество, все человеческое естество – «род же человеческий в нетление облечеся».
Совоскресло не в том смысле, что все восстали из гробов, – люди продолжают умирать… Но отменена безнадежность умирания, смерть обессилена, всему естеству человеческому дана возможность и сила воскресения…
«Правда, мы и теперь умираем прежнею смертию, – говорил Златоуст, – но не остаемся в ней; и это не значит умирать… Сила смерти и подлинность смерти – в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни… Если же он после смерти оживет, и притом лучшею жизнию, то это уже не смерть, но успение»».
Войдите в радость Мою
Эту возможность Христос дарует человеку через приобщение Себе: те, кто хочет «иметь в себе часть со Христом», входят в воскресение не только природой, но и личностно.
Его, Безгрешного, добровольно и по любви к нам пережившего предсмертные страдания и умирание, гроб не смог удержать.
И однажды, точно также гроб не сможет удержать человека, и мы навсегда перестанем называться «смертными», перстью земной, прахом и глиной. Потому что прежний мир пройдет.
Мы воскреснем в новом теле и новом мире, его приготовил нам Христос. В этом мире ягненку не придется бояться льва, потому что лев тоже будет новый, добрый и неплотоядный.
Обо всем этом нам уже сказано пророками и самим Христом. Надо просто выучиться ждать. И верить.