Восемь девчонок и один мальчонок

Татьяна, имея специальность и опыт работы дирижером академического хора, преподавателем сольфеджио и музыки, без труда объяснила дочке, как можно спеть на два голоса. Анна попробовала, у нее получилось. За ней потянулись и младшие – Анастасия, Марина и Полина, а затем Арсений, Елизавета и Мария (четырехлетнюю Серафиму уже берут на некоторые концерты, Вероника – еще маленькая). Обладая хорошим голосом и слухом, дети быстро схватывали и запоминали все новое

В городе Тверь есть необычный творческий коллектив, который называется «Лампада». Все его участники – члены одной многодетной семьи священника Владимира Шувалова, настоятеля двух сельских храмов – Богоявленского (с. Буйлово) и Взыскание погибших (п. Кузнецово). Зажгла свою «Лампаду» девять лет назад супруга о.Владимира – матушка Татьяна. Именно она научила почти с младенчества петь всех своих детей. Всего в семье Шуваловых девять детей, в ансамбле поют восемь, при этом четверо из них – инвалиды от рождения.


Поющая Лампада
У Насти, Полины и Арсения – близорукость у них «минус 17», почти слепота, а у семилетней Марии – вальгусная деформация обеих стоп ног. Но это не мешает семейному ансамблю постоянно выступать на городских и областных мероприятиях, быть лауреатами и победителями конкурсов в Москве, С.Петербурге, Твери и Тверской области

Первые молитвы с детьми Татьяна не читала, а пела своим малышам: «Отче наш», «Богородице Дево», тропари двунадесятым праздникам. В три года самая старшая, Аня, уже пела вместе с мамой наизусть «Отче наш», «Богородице Дево» и «Символ веры». Татьяна, имея специальность и опыт работы дирижером академического хора, преподавателем сольфеджио и музыки, без труда объяснила дочке, как можно спеть на два голоса. Анна попробовала, у нее получилось. За ней потянулись и младшие – Анастасия, Марина и Полина, а затем Арсений, Елизавета и Мария (четырехлетнюю Серафиму уже берут на некоторые концерты, Вероника – еще маленькая). Обладая хорошим голосом и слухом, дети быстро схватывали и запоминали все новое. Постепенно их репертуар расширился до детских и народных песен, и затем и до классики — Бах, Шуберт, Моцарт. Трое старших сестер в прошлом году поступили в Тверское училище культуры им.Н.А.Львова.


Талантливые дети талантливых родителей — они не только профессионально поют, но и хорошо рисуют

Сегодня дети без особого труда исполняют одну мелодию на пять голосов, вызывая восторг и аплодисменты публики – «Лампаду» постоянно приглашают на городские и областные культурные мероприятия. Татьяна награждена знаком почета Тверской области: «Слава матери» и Памятным знаком главы города Твери. А солисты ансамбля — Анастасия и Полина – лауреаты московского Регионального фестиваля художественного творчества детей-инвалидов.

Но, к сожалению, награды и хоровые выступления не приносят ничего, кроме морального удовлетворения, а при этом эта неунывающая многодетная творческая семья остро нуждается в материальной поддержке.

Два прихода – один поп

Хотя отец Владимир — настоятель двух сельских погостных храмов, весь его приход– «две с половиной бабульки», что в Буйлово (80 км от Твери), что в Кузнецово (60 км от Твери). Скудные средства, «капающие» на счет храма тут же идут на реставрацию. У отца Владимира несколько рабочих специальностей (столяр, механизатор, авто-слесарь), но зарабатывать на жизнь у него нет времени. Приходится самому быть и бухгалтером, и грузчиком, и кровельщиком и разнорабочим.

Зато за 16 лет служения в обоих храмах сделана заново крыша и вставлены стекла, так что они уже не разрушаются изнутри. В каждом из них поочередно идут службы. Прихожане — это в основном жители Твери и друзья о.Владимира, которые целенаправленно выбираются сюда в выходные и праздники. К слову, «Взыскание погибших» – единственный храм на трассе Тверь – Бежецк. Но машины останавливаются чаще лишь для того, чтобы пассажиры сфотографировались на фоне разрушающейся святыни, не интерddесуясь ее историей и не вникая в проблемы прихода.

Генерал без армии, или новая жизнь Богоявленского храма
О новой машине (старой уже 24 года и такой «антиквариат» в автосервисе не ремонтируют) отцу Владимиру приходится только мечтать. Поэтому от Твери до храма он добирается (если машина сломана) когда на попутке, когда на автобусе, а чаще и вовсе на велосипеде.

Если же надо срочно разгрузить машину досок или кирпича, батюшка договаривается с председателем сельсовета пос.Алешино (в пятистах метрах от п. Буйлово). Сейчас на его просьбы охотно откликаются. А первое время алешкинцы, видя, как отец Владимир один разгребает мусор в алтаре, крутили пальцем у виска: «Что же ты, мастер на все руки, ерундой занимаешься. Тебе семью кормить надо, а ты руины взялся восстанавливать!». «Так здесь же ваши предки лежат, они в этот храм ходили, кто же кроме вас за них молиться будет?», – отвечал батюшка. Мужики хлопали глазами и вместо того, чтобы помочь священнику найти лошадь, только подсмеивались, видя, как он таскает на себе дрова из зимнего леса: «Мы хотели нового мерина купить, а глянь-ка, у нас свой мерин появился!».


Богоявленский храм, Буйлово

«Не чувствуете себя генералом без армии?» – спрашиваю отца Владимира, имея ввиду отсутствие полноценного прихода. «Утешение в том, что оба храма все же восстанавливаются, службы идут, нет-нет да и заходят люди помолиться и свечку поставить. В этих условия каждому человеку радуешься. Господь укрепляет, в том числе и своими чудесами», — улыбается он в ответ.

Одно из чудес случилось в 1994 году. Однажды из Богоявленского храма исчезли наперсный и напрестольный кресты, богослужебные книги и кадило. На полу валялись иконы и в крошку искрошенная пачка свечей. «Теперь я воин без оружия», — подумал он, с удивлением осматривая нетронутые зарешеченные дверь и окна. Только вверху, под самым куполом, на 40-метровой высоте зияло небольшое отверстие. Обидней всего о.Владимиру было за книги – по ним он учился службе и на их полях содержалась масса ценных пометок. «Если это местные, то в милицию заявлять бесполезно, – решил батюшка, – просто выбросят все в речку и уже не найдешь».

Осталось только уповать на волю Божию и молиться св.Иоанну Воину. В воскресенье на исходе третьей недели в храм зашла бабушка из местных и передала о.Владимиру записку.

«Отец Владимир, — было написано там, — все вещи, украденные из Церкви находятся …» (и указан номер дома в Буйлово).

– А кто передал вам записку? – спросил священник.

– Да парень какой-то, лет 30 ему. Не наш, из городских, наверное. Я еще удивилась, что он крестится. Давно не видела, чтоб тут кто-то из молодых крестился перед храмом. Передай, говорит, записку в алтарь батюшке…

Батюшка понял, что это ответ на его молитвенную просьбу. Ведь о краже знали только он и его матушка. Оказалось, вещи священника похитили два девятилетних мальчишки, отдыхающие летом в Буйлово у бабушки с дедушкой. Забраться в храм через дыру в кровле по канату их подговорили местные подростки, которые и нахулиганили в храме.

О. Владимир крестил малышей, а старшие отказались.

«Записка та через два дня исчезла, – вспоминает матушка. – Лежала возле икон на полочке. Дети – все до трех лет, залезть туда никак не могли. Мы думаем, этот молодой человек и был св.Иоанн Воин».

Второе чудо произошло в 1999 году, когда в епархии решили закрыть приход в Буйлово из-за отсутствия прихожан. Тогда батюшке явились в тонком сне два святителя – св.Николай Угодник и св.Арсений Тверской. Святые обещали помолиться о благополучном исходе дела. И действительно, после этого в Твери организовалась группа добровольцев, которые не только устроили субботники и привели храм в порядок. «А до этого семь лет один трудился, – вспоминает о. Владимир. – Слава Богу, что этот храм не только мне нужен, но и другим людям».

Дети – кормильцы
Вскоре выяснилось, что Богоявленский храм вполне подходит для того, чтобы устраивать в нем концерты духовных песнопений. Первый из них прошел для православных финнов, интересующихся церковной историей России. «Лампада» исполнила для них в храме фрагменты литургических песнопений. Финны были очень тронуты и прислали в администрацию поселка благодарственное письмо.

В другой раз после очередного концерта «Лампады» в сельском Доме культуры к матушке подошел председатель совхоза и предложил брать у них некондиционные овощи. «С тех пор картошкой и капустой, а летом огурцами и помидорами на закрутки мы обеспечены», — улыбается м.Татьяна.

Сегодня старшие девочки как могут, стараются помочь семье: отлично учатся и получают в училище повышенную стипендию (всего – полторы тысячи рублей). Аня и Марина поют на клиросе в храме Архангела Михаила села Микулино Московской области. Ане настоятель доверил регентовать: она с детства знает и может вести службу (планирует после училища поступать в ПСТГУ на регентское отделение).

Вот и получается, что главные кормильцы семьи — это девять детей, четверо из которых – инвалиды. Они-то и получают пенсию около 4 тыс. рублей каждый. Роль государства в поддержке многодетной семьи Шуваловых сводится в 50%-й скидке на «коммуналку» и 110 рублях на каждого ребенка. Плюс два раза в год небольшие продуктовые наборы с известным ассортиментом, да ежемесячные талоны на хлеб на 700 рублей от социальной службы. .

«И слава Богу, и на том спасибо, — говорит Татьяна. — Я бы сама пошла работать, у меня три музыкальных специальности: дирижера академического хора, преподавателя сольфеджио и музыки, но не с кем оставить двухлетнюю Веронику и четырехлетнюю проказницу Серафиму». Пока мы беседуем с матушкой, Серафима успевает 10 раз метнуться из одной комнаты в другую, показать все свои рисунки и запереть кого-то из сестер в третьей комнате, а Вероника разлить чай на полу, поплакать, слопать пару конфет и поспать у мамы на руках. Матушка произносит слово «работать», словно весь день сидит без дел. А ведь она – центр, вокруг которого вертится вся жизнь священнической семьи.

«Наш ансамбль помогает нам выжить», – признается она.

Но вот беда – дети уже выросли из прежних костюмов. Да и сам уровень выступлений требует другого покроя и качества материала. И хотя чиновники тверского Управления культуры и Департамента образования регулярно приглашают «Лампаду» выступать на городски и областных культурных мероприятиях, им нет дела до нужд уникального коллектива.
Между тем, сшить один только костюм для выступлений сегодня стоит от 5 до 15 тыс. рублей.

А еще нужно средства для детей на лекарства, медицинские услуги и лечение зубов (бесплатные пломбы вылетают через две недели) – до 16 тыс. руб. ежемесячно. На канцтовары (чтоб собрать всех в школу первого сентября — до 30 тыс. руб.). Обуться и одеться – по скромным меркам — 5 тыс. рублей на человека, на недостающие продукты и фрукты 15 тыс. рублей в месяц. Хорошо бы и заменить всю сломанную сантехнику — это еще около 20 тыс. рублей. Течет стиральная машина, хорошо бы и ее заменить.

Кроме того, семилетней Маше с ее вальгусной деформацией обеих стоп ног требуется консультация врача-специалиста. Так как тверские и питерские медики никак не могут определиться – делать ей операцию или нет.

Алексей РЕУТСКИЙ

Дорогие читатели, если вас не оставили равнодушными проблемы многодетной священнической четы, свои пожертвования для них вы можете присылать на счет открытый в Сбербанке на Шувалову Татьяну Эдуардовну:

Счет № 42307.810.1.6307.8404514 в филиале №8607/0140
Реквизиты банка:
Расчетный счет: 47422810963079902001
Кор.сч.: 30101810700000000679
БИК 042809679
ИНН 7707083893
КПП 690202002

В поле «ПОЛУЧАТЕЛЬ» указать ИНН 7707083893, Тверское ОСБ №8607, г.Тверь
В поле «БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ» указывается Тверское ОСБ №8607, г.Тверь

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?