«Угодить Богу можно в любом призвании, если он требует служения именно на данном тебе поприще, и сейчас, в наши дни оскудения любви,дефицита истинно христианского отношения людей друг к другу, женщина как проповедница Христа не словами, а делами может быть востребована в полной мере»
М.Кравцова из книги «Женское одиночество»
Сфера социального служения приобретает все большее значение в современной жизни Православной Церкви. И основной объем социальной работы БПЦ выполняют сестричества милосердия, осуществляющие патронаж над больными, немощными и одинокими людьми по месту жительства, больницах, в домах престарелых и инвалидов, опекающие детей-сирот в детских домах, помогающие малообеспеченным, многодетным и неблагополучным семьям, несущим милосердие и христианскую заботу туда, где проблема помощи ближнему стоит очень остро.
Основными задачами служения Богу и ближнему сестры милосердия считают заботу о воцерковлении и спасении души каждого человека, а также оказание посильной помощи в облегчении телесных страданий больных людей.
И я сейчас говорю именно о тех сестрах, которые действительно своим трудом вносят вклад в дело милосердия. Но почему-то, когда я рассказываю о работе сестричеств в широкой аудитории, мне задают вопросы о тех, кто торгует в приходских помещениях бу одеждой, в сестринской форме стоит в переходах и крупных магазинах, собирает в вагонах метрополитена пожертвования на строительство храмов, православное просвещение и пр. Мне предъявляют жалобы пациенты больниц или их родственники, рассказывая о «сестрах милосердия», проповедующих в больничных палатах о Боге и христианской любви к ближнему, но отказывающихся оказать больному человеку элементарную помощь в уходе.
Как соотнести эти вопросы и жалобы с тем, что реально делают сестры милосердия?
Ведь мне очень хорошо известны объемы оказываемой помощи теми, настоящими сестрами милосердия, которые благотворительно, в свободное от работы и семейных забот, а порой и в ущерб своей более благополучной семье, спешат к своим «бабушкам», болящим и нуждающимся. И как горько бывает осознавать, что сторонние люди судят-то по отдельным фактам, иногда не имеющим ничего общего с реальной деятельностью сестричеств милосердия, реальным практическим служением! И еще страшнее тот факт, что кто-то из них, не получив достоверную информацию, так и не придет в Церковь к Богу…
Хочется отметить, что работа сестер милосердия – это добровольный, благотворительный труд женщин, имеющих семьи, детей и, порой, нуждающихся в финансовом отношении в той же степени, что и их подопечные. И в церковь люди приходят чаще всего не от избытка, а для того, чтобы найти защиту и поддержку, которую они не смогли найти в миру. Но, придя за поддержкой, они вдруг понимают, что могут еще кому-нибудь помочь сами. Как показывает практика, люди, пережившие какие-то трудности или несчастье в своей жизни, острее воспринимают и боль другого человека.
Да, работа сестер милосердия – это порой тяжелый труд. Причем труд повседневный и незаметный, неафишируемый, а иногда даже и скрываемый от широкого освещения. Уход за тяжелобольными в больницах, на дому – «ну о чем рассказывать, – говорят сестры, – как «утки» меняем или пролежни обрабатываем?» – но именно эта помощь и помогает многим людям выжить и успеть приобщиться к Богу. «Как готовим еду и приносим продукты нашим бабушкам? – говорят сестры – ну что ж тут рассказывать?» Но делается это практически ежедневно на протяжении многих месяцев и лет – и эта помощь позволяет старикам чувствовать себя не так одиноко, помогает им прожить свои последние годы жизни с Верой в Бога и в милосердных людей. «Вон, опять ваши дурочки пришли!» – говорили воспитатели детского дома своим воспитанникам, которых взяли под опеку сестры милосердия. А сестры приходили в детдом, окружали детей материнской любовью, рассказывали о Христе, учили детей полезным навыкам ведения домашнего хозяйства, из месяца в месяц, из года в год. «О чем рассказывать?» – а дети-сироты отказывались ехать на отдых в Италию, потому что каждый год с нетерпеньем ждали начала летнего лагеря, организованного сестричеством, – в лесу, в палатках – но, наверное, они нуждались не в заграничных развлечениях, а в чем-то более важном и дорогом – христианской любви и приобщения к вечным истинам.
Да, сестрам порой просто некогда составлять отчеты о своей работе, а скромность не позволяет афишировать свою деятельность. Впрочем, немаловажную роль в нежелании освещать свою работу играет и недостаток помощников, и недостаток (а чаще всего – отсутствие) денежных средств. И не для кого не секрет, что нуждающихся и просящих помощи из года в год не становится меньше – а вот сестры стареют и болеют или уходят из сестричества, физически не в состоянии выполнять тот объем послушаний, который ей поручен.
Труд сестер милосердия – это реальная и ощутимая помощь в лечебных учреждениях, детских домах и домах престарелых, да и в самих церковных приходах. Для верующей сестры милосердия основой и мотивацией ее работы является аспект духовного совершенствования путем сострадания и активного милосердия. Но и членам сестричеств милосердия необходимы духовное руководство и поддержка. Как показывает практика, активность и стабильность работы сестричества напрямую зависит от отношения и духовного опеки членов организации священником – руководителем прихода и духовником сестричества. И что греха таить, далеко не все настоятели приходов осознают необходимость осуществления милосердной деятельности в рамках своего прихода и, как следствие, ориентируют своих прихожанок исключительно на приходские нужды – пение в хоре, украшение храма, работу в свечной лавке, уборку храма.
В практической церковной жизни не так уж редко приходится встречаться с недооценкой женщин, с невнимательным отношением к их нуждам и к их особенным дарованиям. Плохо зная историю, мы порой забываем, что Церковь Христова впервые во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины.
С самого начала христианской истории женщины деятельно участвовали в созидании церковной общины, в богослужении, в трудах миссии, проповеди, воспитания, благотворительности. Спросим любого пожилого священника, хорошо помнящего годы гонений в нашей стране: на ком тогда держался церковный приход? А сегодня – разве не на них же, долготерпеливых и верных делу Божию, держатся наши храмы, особенно новые, устрояемые подчас «с нуля»…
«Имея такой опыт участия женщин в жизни церковной общины, мы не сомневаемся, что и в жизни всего общества деятельное участие женщин весьма ценно и важно» – говорит священник Николай Балашов.
В резолюцию Общего Собрания Союза сестричеств милосердия, состоявшегося в июне прошлого года, представители более чем 81-го сестричества Беларуси включили просьбы к Священноначалию БПЦ о содействии в развитии социального служения сестричеств милосердия, а также предложения по активизации социальной деятельности приходов в различных сферах нашей жизни.
Но будут ли воплощены в жизнь предложения сестер в конкретных приходах Беларуси? На мой взгляд, это возможно только совместными усилиями и сестер милосердия, и церковных руководителей, с привлечением государственных и общественных организаций.
Завершить эту статью хотелось бы словами митрополита Филарета о том, что первоочередным делом каждой сестры милосердия должна быть реальная физическая помощь и облегчение физических страданий страждущего больного. Слово Божие и духовное попечение должно предваряться реальными делами милосердия.
Елена Зенкевич, исполнительный секретарь Союза сестричеств БПЦ