Придите, поклонимся!
«Мы слышим вновь, как в яслях плачет Младенец, и склоняемся перед Ним. Всемогущий Бог спас нас не тогда, когда возгремел на Небесах, но тогда, когда заплакал как Младенец. Сын Божий оказался почитаем не тогда, когда Он пребывал на Небесах, а когда Он снисшел на землю, воплотился и стал подобен им – тогда люди Ему и поклонились».
Иероним Стридонский
Почему любовь нужнее страха
«Познавший Бога Евангелист говорит: „Бога не видел никто никогда«. До Рождения Христа люди и все творение хоть познавали и ощущали Бога, но поскольку видеть Его не могли, то боялись как непредставимого и непонятного.
После того как Адам в раю „убоялся« и спрятался от Бога, страх господствовал везде: на Небесах страх повергал ангелов, а на земле громы и молнии колебали страхом смертных.
Так мало-помалу страх изгнал любовь ко Господу: низложил на землю ангелов, привлек к идолопоклонству людей и заставил всех бежать от Творца и поклониться твари.
Потому что тот, кто сверх меры боится, не может любить.
Так, Каин, мучимый страхом из-за своего братоубийства, начал искать смерти, думая, что обретет в ней покой. Но что там Каин? Когда Илия ощутил себя охваченным страхом, то просил смерти, которой только избежал, почитая для себя лучшим оказаться во власти смерти, а не страха (см. 3 Цар. 19:1–4). Также и Петр, смущенный страхом силы Господней, молил Христа „выйти« от него: „Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный«. Он сказал так, поскольку тяжесть страха угасила в нем прежнюю любовь.
Поэтому Бог, видя, что мир разрушается страхом, непрестанно действует так, чтобы восставить его любовью, призвать благодатью, поддержать и укрепить Своим милосердием.
Он называет Ноя отцом нового мира, призывает его ласковым словом, позволяет ему дружеское дерзновение к Себе, по-отечески наставляет его в настоящем, утешает надеждой на будущее, заключает в ковчеге возрождение целого мира, чтобы общение любви изгнало присущий рабству страх и чтобы в будущем мир, пользуясь Божественной любовью и милосердием, научился любить Бога, а не бояться, и почитал бы Его более любовью, чем страхом.
И не случайно Бог вызывает на борьбу с Собой Иакова, а во время борьбы заключает его в Свои объятья, чтобы Иаков возлюбил, а не убоялся Его, как своего Победителя.
А когда пламя Божественной любви разожгло человеческие сердца, тогда люди стали с нетерпением жаждать увидеть Бога своими глазами. Но как ограниченное человеческое зрение может вместить Бога, Которого не вмещает целый мир? Однако закон любви не взирает на то, что бывает, или же на то, что может и должно произойти, или же на то, чему не следует быть и что не может случиться.
Любовь не может не видеть того, что она любит. Именно по этой причине даже и язычники стали создавать своих идолов. Пусть и пребывая в заблуждении, они хотели увидеть собственными глазами то, чему поклонялись.
Так и Моисей дерзает сказать Господу: „Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то покажи мне лице Свое«.
И однажды это произошло. Если бы Сын Божий воспринял небесную ангельскую природу, то Он все равно бы остался невидимым для людей. Поэтому Христос воспринимает через Деву Марию человеческую природу и рождается Младенцем, чтобы люди наполнялись умилением и любовью – ведь разве можно что-то иное испытывать к младенцу, кроме самой радостной нежности?»
Святитель Петр Хрисолог
Христос – наш мир
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» – поют ангелы Рождеству Христа. В вышних славимый Бог явился на земле как мир, упраздняя вражду искалеченной грехом природы человека, не делающего того доброго, что хотел бы, и делающего зло, даже когда не хочет, как сказал апостол. В Себе Самом Христос создал одного нового человека, и в одном теле примирил обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».
Феодор Студит
Мир с ангелами
«Ангел возвещает о родившемся Царе-Христе, голос его слышат хоры ангелов и, сорадуясь, поют: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Прежде воплощения и рождения Христа мы были отделены от ангелов из-за первородного греха и ежедневных собственных прегрешений. Но когда родился нам Спаситель, примиряющий в Себе Самом нас с Богом, то и ангелы опять признали нас своими согражданами.
Ангелы восстанавливают мир с нами, не обращая внимания на прежнее разногласие; и тех, которых прежде презирали, как слабых и отверженных, опять почитают товарищами.
Иоанн в своем Апокалипсисе хотел сделать поклонение ангелу; однако же этот самый ангел запретил ему делать недолжное почтение, говоря: но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22:9)».
Григорий Великий
Христос рождается на земле не для того, чтобы жить
«Грех лишает душу – мира. Он начинает тем, что вселяет ад в человека, и оканчивает тем, что человека во ад вселяет. И великая радость, когда наконец является Тот, Который спасет людей Своих от грехов их.
Но что же Он делает для спасения грешников? Рождается! Из безсмертной, Божественной жизни рождается в жизнь человеческую – смертную. Отлагает славу, скрывает святыню и принимает на Себя все бедствия греха, кроме только самого греха. За то, что мы не захотели оставаться блаженными чадами Божиими в раю, теперь Он младенчествует бедственно на земле; за то, что мы употребляли во зло наши силы и способности, Он рождается теперь без всякой силы и способности.
Чтобы возвести нас от погибели, Спаситель Сам сходит в погибель; Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ведь для этого не нужно было Ему земное Рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад низвести Себя, и наконец, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов Неба, из погибели извести спасаемых».
Святитель Филарет Московский
Так мир или меч?
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее – говорил Христос Своим ученикам и всем тем, кто Его слушал.
Так что же принес Он – мир или меч, соединение или разделение? Мы сегодня радостно воспеваем „Слава в вышних Богу«, а за этими стенами мир опять идет против Христа, как шел с самого начала, с первых дней жизни Христовой на земле. Мир снова оскалил зубы и хочет уничтожить дело Христово.
Господь принес нам мир, но и разделение также принес. Мир – для тех, кто сообретается с миром горним, и разделение для тех, кто идет против Господа. Но надо помнить, что борьба идет и внутри нас. Не потому мы веруем, что Евангелие нам дано, но совесть наша и мысли наши, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, свидетельствуют о том, что без Бога мы жить не можем, что без Него не можем обновить нашей жизни.
Мы пришли поклониться нашему Владыке, возлежащему в яслях, пришли вместе с ангелами, пастырями и волхвами, и надо понять, где мы в этом разделении, чьи мы, за кем идем – и если идем за Христом, то пора идти. Когда снова рождается Христос, когда мы вновь видим Его в нашей душе, нам надо сберегать это и за это бороться. Если не будем бороться – можем оказаться против Него».
Священномученик Сергий Мечев
Сегодня опять бушует мир!
«Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто всем сердцем взыщет Его. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Жезлом железным сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс. 2:1:9).
А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог! „С нами Бог, разумейте, язы́цы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!«
Христос родися!»
Святитель Иоанн Шанхайский
Для каждого человека, для каждого существа, для каждой твари
«Воплощением, вочеловечением и очеловечением Своим Бог самым очевидным образом вошел в самую утробу, в недра человеческой жизни, вошел в кровь, в сердце, в центр всего сущего.
Вытесненный добровольным человеческим грехом из мира, из тела, из человеческой души Бог Воплощением, Вочеловечением возвращается в мир, в тело, в душу и трудится для человека.
Воплощение Бога – это самое крупное потрясение и самое промыслительное событие как на земле, так и на Небе. Если дотоле самым большим чудом было сотворение мира из ничего, то Воплощение Бога в человека, Вочеловечение, несомненно, превзошло его. Если при сотворении мира слова Божии облеклись в вещество, то при Воплощении Господа нашего Иисуса Христа Сам Бог облекся в тело, в вещество, во плоть. Поэтому Воплощение Бога стало промыслительным во всей вселенной: для каждой личности, для каждого существа, для каждой твари».
Преподобный Иустин (Попович), Челийский