Будущий святитель (1651–1715) принял монашество в 25 лет и после учебы в Киеве хотел остаться в любимой Киево-Печерской лавре, но не получилось: из-за войны России с Турцией гетман Украины отправил молодого монаха в составе посольства к царю Федору Алексеевичу, чтобы просить о военной и прочей помощи: уж очень учен и способен был молодой иеромонах.
Волюнтаризм князя Меньшикова
Вскоре после возвращения посольства отца Иоанна Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства единогласно избрала его епископом Черниговским, преемником усопшего Феодосия Черниговского (позже прославленного во святых).
К тому времени будущий святитель написал уже больше дюжины книг, а, став епископом, открыл немало учебных заведений и дал возможность получить образование тем, кто об этом не мог и мечтать.
Епископ Иоанн всегда чувствовал поддержку своего, уже усопшего, предшественника по епископский кафедре Феодосия Угличского. Как-то владыка Иоанн тяжело заболел и был при смерти. Когда он молитвенно позвал святого Феодосия, тот явился ему и пообещал, что он выздоровеет и сможет на следующий день совершать службу. Владыка Иоанн передал, чтобы его назначили на завтрашнюю службу, хотя еще не был в силах подняться с кровати. Все были удивлены, но пророчество сбылось. Святитель Феодосий тогда еще не был прославлен, а это чудо положило начало к его общецерковному почитанию и прославлению.
Один из храмов в Черниговской епархии, находившийся на территории имения князя Меньшикова, святитель Иоанн освятил не в тот день, в который хотел князь.
Более того, владыка не принял участия в застолье после освящения – просто потому, что никогда этого не делал. Это задело князя, и он посодействовал в переводе непослушного епископа подальше. Таким образом архиепископ Черниговский стал митрополитом Тобольским и всей Сибири, а позже прославился как великий сибирский святой.
Перед отъездом из Чернигова прозорливый владыка отметил: «Далеко мне ехать, но князь будет еще дальше меня». Действительно, свои последние дни князь Меньшиков провел в ссылке в Березове.
Подсолнечник Иоанна Тобольского
Во время служения святителя Иоанна Тобольского в городе было больше двух десятков богаделен и множество людей, которые с большим трудом сводили концы с концами. У митрополита было несколько близких людей, через которых он передавал адресную помощь, но чаще сам помогал, тайно. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», – и поспешно отходил.
С особенным сочувствием святитель относился к обнищавшим служителям Церкви. Также тайно и самостоятельно владыка приносил в их дома необходимое.
Но в те времена на Руси был и другой голод – книжный. В отличие от XIX-XXI веков литературы о христианской жизни практически не было. А владыка Иоанн оказался талантливым писателем, умеющим разъяснять внутренние вопросы христианского самосознания.
В Тобольске епископ Иоанн сразу же создает при архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии. Благодаря высокому уровню богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность – это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Свои мысли святитель излагал в духовных сочинениях, которые печатал в им же организованной типографии. Одной из самых известных является его книга «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волею». Эта мысль была главной в жизни владыки. Есть мнение, что среди святоотеческих трудов книга наиболее полно отвечает на этот вопрос христианской сотериологии.
Илиотропион (греч. Ηλιοτροπϊον) значит подсолнечник. Этот цветок поворачивает свою голову в сторону солнца, когда оно перемещается по небосклону. «Илиотропион» переиздавался еще при жизни святителя, ведь вопрос – в чем воля Божья, как поступить и как соотносится человеческая свобода и Божественный промысел, – хоть и трудный, но интересный!
Сегодня поддерживается версия, что «Илиотропион» – это перевод святителя Иоанна с латыни труда немецкого проповедника Иеремии Дрекселя; святитель значительно его переработал для православного читателя. В пользу версии говорит образование святителя – он закончил Киево-Могилянскую коллегию (позже названную Киевской Академией), лучший духовный «вуз», где изучались многие современные западные источники.
Предлагаем выдержки из «Подсолнечника»:
«Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией».
«Как денежные знаки, каждую монету исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям и различают таким образом истинную монету от фальшивой: первую принимают, а вторую отбрасывают; так и мы должны поступать при познавании в каждом своем деле Божией воли: всего истинно согласного с ней должны держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя как противное воле Божией».
«Человек, желающий истинно исполнять волю Божию и быть угодным Богу, не ищет себе оправдательных оговорок и мнимых причин к замедлению в исполнении воли Божией. Он не говорит: исполню, Господи, Твою волю, но не теперь; буду слушать Тебя, Господи, но не приказывай мне сейчас же это сделать; я готов всем умывать и целовать ноги, только не заставляй меня делать это врагу моему; не отрекусь перенести унижение, только бы никто этого не видел; все готов исполнить, только вот этого не требуй от меня».
«„Это или то приключилось со мной потому, что тот или другой возненавидел меня или же навредил мне оговорами, клеветою; все было бы иначе, если бы такой-то был ко мне благорасположен, похлопотал бы об этом деле, не жалея трудов«. Тщетны и неразумны такие сожаления! Напротив, умнее думать и говорить обо всем происшедшем: „Господь так устроил«; ибо все доброе и недоброе происходит по воле Божией».
«Богу совершенно известно все будущее, и Он может не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого правое – для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и к его ближним, и к обществу».
«Святые, угодившие Богу, все то, что случалось с ними в жизни, приятное или неприятное, приписывали воле, действию Божию, потому что они не обращали внимания на чужие грехи, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за свои грехи. Святые рассуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал, что отсюда Он произведет многочисленные великие благодеяния».
«Зачем один умирает во младенчестве, другой доживает до глубокой старости? Зачем один, мало погрешив в чем-либо, погибает без покаяния; другой же, долгое время пребывая погрязшим в тяжких беззакониях, наконец исправляется и получает кончину, достойную христианина? Зачем один утопает в богатстве и роскоши, другой не имеет ни куска хлеба, ни копейки денег?
Беспокойный ум! Зачем тебе? Касаясь огня Божественных судеб, ты растаешь; восходя на неприступную гору Божественного Промысла, ты упадешь и будешь кружиться подобно тому, как ночные бабочки и комары кружатся ночью около свечи, пока не сгорят; так и ум человеческий стремится дерзновенно проникнуть в тайны непостижимого пламени Божественного.
Нам, смертным людям, нельзя прямо смотреть на дела Пресветлого Солнца, имея очи летучей мыши: сокровенные тайны Божии для нас – непостижимы в настоящей жизни».
«Во всех сомнительных суждениях весьма полезными бывают два советчика: разум и совесть. Если оба они прилежно займутся изучением сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное разрешение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божией».
«Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию о предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Сомневающийся, какое начинание согласно с волей Божией, пусть обращается к Богу от всего сердца: „Господи! Если бы я точно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я, и потому верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль, угодную Тебе«».
«Для успокоения себя известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, не обращай внимания на злость оскорбителя; но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени».
«Если не найдется человека, способного к назиданию, Бог посылает доброго Ангела, как послал Он Ангела во сне к Иосифу, когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученной ему Девой в деле весьма важном. Таким же образом послан был Ангел к трем восточным царям, шедшим на поклонение Младенцу, лежащему в вифлеемских яслях, для вразумления их не исполнять лестного наставления царя Ирода и другим путем возвратиться в свою сторону.
Аврааму, рабыне Агари и многим другим людям были посылаемы Ангелы в помощь для отклонения их от разных заблуждений или вместо Ангелов посылались верные люди для наставления».
«Бог желает, чтобы мы благодушно и терпеливо переносили нанесенные обиды и со всеми сохраняли мир, даже и в том случае, когда они не живут и не хотят жить с нами мирно».
«Мы все подлежим бедам и печалям: для одних из нас предназначен удел просторный и роскошный; для других – тесный и тернистый. И что же? Бог оградил всех Своим попечительством и равно всех сохраняет: связаны бывают иногда и связавшие других; вся жизнь наша – труды в поте лица, и еще более – скорбь и мучение. Мы должны приучать себя довольствоваться тем, что Бог нам посылает, и пребывать в том звании, к которому кто призван, не спрашивая: почему? Зачем я, а не кто иной?.. Величайшее для нас успокоение предавать себя Богу во всем, что бы ни произошло с нами».
«Нет более чувствительного удара для христианской души, как наглое оскорбление порицанием и клеветой прямых ее намерений и действий, которые она предпринимает ради спасения и пользы своих ближних. Но и такие жестокие удары истинный Христов последователь переносит молча. Умственным оком с благоговением взирая на Христа, молчавшего среди поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним. Собрались в суд над Иисусом Христом еврейские первосвященники, старейшины и книжники, истово обвиняя Его: Иисус же молчал; многие ложные свидетельства и преступления взводили на Него: Иисус же молчал; настаивали с истошным криком, требуя Его распятия; Иисус же молчал; уже распятого и ко кресту пригвожденного они уязвляли бесчисленными укоризнами и насмешками: Иисус же молчал.
Подобно Господу, преблагословенная Дева Мария, Богоматерь, находясь в величайших стеснениях и скорбях, была тихой и молчаливой. Она поступала при этом не иначе, как и Сын Ее поступал, то есть Мария все это предоставляла воле Божией и Его промыслу о ней. Слышала она, как человека невинного, возлюбленного Ее Сына ложно поносили, Мария же молчала. Видела она Его под тяжестью своего Креста изнемогающим и падающим, пригвожденным ко кресту, в страшных мучениях взывающим к Богу Отцу Своему: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? и затем в бесчисленных язвах и тяжких муках умирающим, – и молчала.
Этому Сыну и этой Матери подражали многие благочестивые люди, когда были они поносимы клеветой, они же молчали».
* * *
О своей кончине святитель знал заранее. Он поисповедовался, причастился, собрал у себя за столом богатых и бедных, сам за всеми ухаживал, а потом попрощался и уединился для молитвы. Утром 23 июня 1715 года его обнаружили почившим: святитель умер во время молитвы, стоя на коленях. Он был причислен к лику святых в 1916 году.
Рака с мощами святителя Иоанна сейчас находится в соборе Покрова Божией Матери Тобольска. Чудеса по молитвам к святому не перестают происходить с момента его кончины. Он при жизни помогал всем людям, кто был в беде и нужде, и сейчас продолжает заботиться о всех обращающихся к нему за помощью.
Спустя много лет в честь святителя Иоанна Тобольского был назван его потомок святой Иоанн Шанхайский, продолживший дело служения Богу и людям, отправившись еще дальше от своей земной родины по промыслу Бога.
При подготовке статьи была использована литература:
- Денисов М., протоиерей. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная:
- Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей. Москва: Благовест, 2020. – 544 c.
- Фомин С.В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. – СПб.: О-во свт. Василия Великого, 2003. – 702 c.