В конце 2013 года в Москве завершился I Международный фестиваль инклюзивного танца, в котором участвовали сотни волонтеров и людей с инвалидностью. О фестивале и роли танца в жизни его участников рассказывает Леонид Тарасов, один из организаторов и вдохновителей фестиваля, директор Центра «Одухотворение», член экспертного совета Союза волонтерских организаций и движений.
– Кто придумал девиз фестиваля: «В жизни – разные, в танце – равные»?
– Саша Пузанов – победитель нашего конкурса девизов среди волонтеров. Вариант Саши, который пришел к нам в этом году в Школу инклюзивного танца, «попал в точку».
– Будем откровенны: инвалид зачастую искусственно ограничен в социальных связях. Танец способен сломать эти барьеры?
– Я верю в это. Лишний раз произносить слово «инвалид» не хочется: это штамп, и довольно неприятный. Но люди с инвалидностью, действительно, отличаются от остальных людей и внешне, и психологически. В танце же различия нивелируются. Как педагог, хореограф и танцор я вижу, насколько велика потребность инвалидов в движении, общении, творчестве. К тому же, танец помогает разрушить страх непохожести друг на друга, который обычно испытывают люди с инвалидностью и здоровые люди.
– Почему вы не пошли привычным путем: для инвалидов – «свои» фестивали, для остальных – «свои»?
|
– Потому что фестивали и конкурсы для инвалидов устраиваются сплошь и рядом. Вот и в Сочи вскоре пройдут Паралимпийские игры, в которых будут участвовать инвалиды. Конечно, это важно. В то же время, как и другие организаторы фестиваля , я считаю, что не надо жалеть или восхищаться какими-то достижениями этих людей. Их нужно «включать» в обычную жизнь, а не ограждать от остального мира. А это непросто. Многие организации, работающие с инвалидами, были вынуждены искать волонтеров для нашего конкурса среди школьников и студентов, привлекать родителей). Кое-кто даже создавал «под фестиваль» целые коллективы.
– Для вас фестиваль – пролог к настоящему общению?
– Именно так. Не случайно для расшифровки нашего замысла я использую термин «совместное танцевальное творчество». Волонтерам и людям с инвалидностью требуется время для знакомства и притирки. Да и потом, мы же не просто «провели разовое мероприятие» и разошлись. Надеюсь, участники фестиваля будут испытывать насущную потребность в общении и после его завершения.
– А что получают от фестиваля те, кого называют «здоровыми»?
– Наши волонтеры обретают опыт подлинной жизни (важный жизненный опыт?). Ведь волонтерство основано на принципе бескорыстия. Тот, кто научился общаться с людьми, нуждающимися в помощи, получает от них живой отклик и стимул к собственному развитию. Жизнь волонтера, как и жизнь инвалида, изменяется.
Мы стараемся привлечь к своей работе как можно больше добровольцев, показав красоту этого служения. К сожалению, пока испытываем нехватку волонтеров и волонтерских организаций, этих «резервов доброты». Можно проводить занятия с ребятами, устраивать конкурсы, но если не будет волонтеров, все вернется к сегрегации и жалости по отношению к инвалидам. Увы, далеко не все сегодня понимают и принимают инклюзию. Возможно потому, что развитие и преображение человека, которое несет с собой танец, не одномоментный процесс.
Нам приходится доказывать чиновникам, что инклюзивный танец – важное направление социальной реабилитации, а не развлечение А сам фестиваль призван всколыхнуть общество – включить людей в мир искусства танца, милосердия и волонтерства.
– Какие участники фестиваля вам запомнились?
– Коллектив «Неразлучные друзья» из Череповца с трогательным номером: мамы танцуют вместе со своими детьми, передвигающимися на колясках. Такой общий танец помогает преодолеть отчуждение, нередко возникающее внутри семей с особыми детьми. А еще коллектив народного танца «Параллели» из Липецка, в котором выступают профессиональные танцоры и ребята на колясках. Это один из самых техничных коллективов.
Запомнился коллектив из Казахстана: глухие и слабослышащие ребята, исполняющие спортивные бальные танцы, часто выступают на конкурсах наравне со здоровыми. Понимаете, насколько высок их профессиональный уровень? Понравился коллектив ArtEssentialDanz из Италии. Поразил воображение коллектив этнического танца из Конго с танцем аборигенов Африки.
– Вернемся к вашей Школе инклюзивного танца. Кто учит танцевать людей с инвалидностью?
Танцоры и волонтеры, которые создают с ними номера разного уровня сложности, в зависимости от программы реабилитации. Так, на основе танца, поставленного Юлией Черепенниковой, юриста по образованию, мы сделали фестивальный флешмоб. Хореограф Надежда Есина поставила для нашего коллектива русский хоровод. Моя воспитанница Татьяна Байкова двенадцать лет назад пришла в нашу студию, а сейчас сама преподает. Помогают специалист по современному танцу Эльмира Мингазова, хореограф цирка «Аквамарин» Наталья Головкина…
Приходят ребята-волонтеры и встают в пары с нашими подопечными, начинают общаться, между ними завязывается дружба.
– Что берете за точку отсчета, налаживание коммуникации или технику танца?
Сначала налаживаем межличностный контакт. Мы видим границы возможностей ребят с инвалидностью. C помощью искусства они постепенно раздвигаются. Конечно, мы разучиваем танцы, но не делаем ставок на техничность их исполнения: Спусковой крючок, импульс для реабилитации – внутренняя работа, которая происходит в стрессовой ситуации. Такой подход ценят родители наших воспитанников. Они говорят: «В том, что ребята изменились, заслуга танцев». Действительно, танец делает жизнь человека более насыщенной, придает силы и уверенность в себе. В конечном счете срабатывают условия, которые мы создаем, а не технологии.
–А победители на фестивале были?
– Конечно, тем самым мы создали систему мотивации, хотя она была, скорее, поощряющая, чем оценочная. Так, 44 коллектива стали лауреатами фестиваля, 14 – дипломантами. Их выступления оценивали российские и зарубежные специалисты. Мы стараемся быть объективными. Наш коллектив стал на фестивале лауреатом II степени. Лауреаты I степени – победители в 12 номинациях. Те, кто набрал максимальные баллы, – победители номинаций. Им оплачивалось проживание и питание во время нахождения в Москве.
Кроме того, они выступали на одной из лучших столичных площадок – в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это очень серьезный стимул….
Знаете, нам многие говорили, что такое направление социальной реабилитации, как инклюзивный танец в России еще не развито, спрашивали: «Зачем вам это нужно?». А мы просто делали свое дело. В итоге люди увидели пользу нашей инициативы и мнение свое изменили.